Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 апреля 2024
Людмила Лебедева: «Богатой Америку делают люди, которым не мешают работать»

Людмила Лебедева: «Богатой Америку делают люди, которым не мешают работать»

Беседа с руководителем Центра социально-экономических исследований и проектов Института США и Канады РАН
25.02.2010
Людмила Лебедева: «Богатой Америку делают люди, которым не мешают работать»

У каждого из нас на слуху имена американских компаний-гигантов. У них – многомиллиардные обороты и десятки тысяч рабочих и служащих. Однако, примерно половину ВВП США дает малый бизнес.

- Людмила Федоровна, американская «Кремниевая долина» - сплошь состоит из инновационных фирм малого и среднего калибра. Почему же мы никак не можем понять, что продукция крупных предприятий складывается из того, что зачастую изготавливают по их заказу малые?

- Сейчас в Соединенных Штатах поражает не столько масштабность некоторых предприятий, сколько бесчисленное множество мелких. Сегодня производственная компания считается «малой», если в ней меньше 500 сотрудников. Количественные критерии там определяются законодательно и могут варьироваться от отрасли к отрасли – в силу их специфики. К примеру, в «производстве дорожного покрытия» верхний предел числа работников – 750, а в оптовой торговле – 100. Различаются те, кто не имеют наемных работников – таких около 23,1 миллиона - и те, кто используют наемную рабочую силу – 6,1 миллиона. Только в сфере предоставления профессиональных, научных, технических услуг насчитывается около 3,8 миллионов малых предприятий - в 5,4 раза больше, чем в оптовой торговле!

И малые, и большие предприятия «живут» в одном пространстве и в одном времени. Их можно обособить в статистических отчетах, но в жизни они взаимодействуют друг с другом, обмениваются инновациями, а некоторые могут и остановиться, если взаимодействие нарушается.

Вместе с тем, есть и вполне самостоятельные производители, продукция которых пользуется спросом не только в Америке. Например, продукция предприятия Мэри Кин, делающего сыр силами всего 42 работников, известна далеко за пределами городка Арката на севере Калифорнии. А зародилось оно от простого человеческого желания Мэри: накормить детей здоровой пищей. И начиналось дело не с миллионных субсидий и аренды роскошного офиса, а с нескольких коз. В 2008-м она стала «Предпринимателем года» в малом бизнесе Калифорнии - это одна из номинаций ежегодно проводимой в США недели малого бизнеса.

- Несколько лет назад Владимир Путин, будучи президентом, назвал условия работы малого и среднего бизнеса «вакханалией» и «издевательством над людьми и здравым смыслом». Он потребовал от правительства и региональных властей совместными действиями изменить ситуацию. Скажите, а президент США тоже вынужден защищать предпринимателей среднего класса?

- Трудно назвать американского президента, который бы не уделял внимания «винтикам» экономики. В целом исполнительная власть вносит серьезный вклад в развитие поддержки малого бизнеса, представляющего, по меньшей мере, 90 миллионов американцев, не говоря уж о миллионах заинтересованных в его продукции. Кроме того, это – ключевой фактор социальной устойчивости, возможности самореализации, повышения трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциалов каждого гражданина,а, значит, и страны в целом. Обычно на президентском уровне предлагаются «пряники» - в виде новых инициатив, благоприятствующих развитию малого бизнеса, иногда объясняются причиныновых стимулирующих мер, особенно это проявляется в условиях кризиса, что подтверждают последние выступления Барака Обамы. Касаемо «кнута» для тех, кто мешает, есть другие структуры.

В США президент, с согласия сената, назначает главного советника созданного в рамках Администрации по делам малого бизнеса Управления защиты. Главное предназначение управления как раз и состоит в том, чтобы следить за состоянием «здоровья» малого бизнеса как залога благополучия страны – и экономического, и социального. Речь идет не только о приеме и анализе жалоб предпринимателей на действия государственных учреждений – этим занимается также специально учрежденное подразделение. Роль Управления защиты- еще и в профилактике, то есть в исследовании воздействия новых норм и правил на жизнеспособность и активность малых предприятий. Выявленные проблемы не только доводятся до органов исполнительной и законодательной властей, но становятся достоянием общественности. Управление защиты не обязано испрашивать и получать разрешения исполнительной власти на предоставление своих материалов конгрессу и публикации результатов обследований.

Мы часто оправдываем свое бездействие чрезмерной зарегулированностью и сложностью процедур, называя их «объективными препятствиями». Однаконе только в России, но и в США - ведущем мировом центре малого бизнеса - разобраться во всех тонкостях пирамиды норм и правил бывает непросто даже специалисту. Но там дело существенно облегчается разнообразными программами, призванными разъяснять-показывать, на примерах, разбирать конкретные случаи, а бизнес-образование, по сути, начинается с дошкольного возраста. В Интернете действует портал, посвященный бизнес-законодательству, постоянно совершенствуется официальный сайт Администрациипо делам малого бизнеса. Зайдите туда – и получите подробное разъяснение на предмет того, как стать предпринимателем, как получить кредит, какие формы заполнить, а, при необходимости, куда и жалобу подать.

В то же время, в Америке для малого бизнеса не создают неких тепличных условий, там есть четкая стратегия работы в этой области.

- И все же, зачем в Америке, вместо того, чтобы опираться на известные крупные корпорации, поощряют «малышей»? Ведь известно, что самый крупный госзаказчик - это правительство США, которое приобретает товаров и услуг на астрономические, по нашим понятиям, суммы в сотни миллиардов долларов ежегодно.

- Америка – страна бизнеса. И там хорошо считают. Поскольку бизнес в США ведется, главным образом, малыми предприятиями – они представляют 99,75 процентов всех работодателей - у правительства есть все основания - притом, не только экономические – их поддерживать. Именно малые предприятия дают как минимум половину продукции, не связанной с сельским хозяйством. Кроме того, трудоустраивают более половины всех американцев, работающих в частном секторе, ежегодно обеспечивая 60-80 процентов новых рабочих мест, производят 30 процентов всего экспорта в стоимостном выражении. Наконец, на них приходится 55 процентов всех инноваций.

Американцы давно осознали и оценили гибкость, как вы говорите, «малышей», их способность быстро адаптироваться к динамичным переменам, обеспечивать тесный контакт владельцев предприятий с конечными потребителями их товаров или услуг, оперативно реагировать на меняющиеся потребности клиентов, в том числе - в сфере информационных технологий, где на долю малых и средних фирм приходится 45 процентов расходов. Они получают в 13-14 раз больше патентов в расчете на одного сотрудника, чем крупные фирмы. На малых предприятиях сосредоточено 40 процентов от общего числа занятых на так называемых высокотехнологичных должностях - ученых, инженеров, специалистов по информационным и иным новейшим технологиям. Стоит ли после этого удивляться, что поддержка малого бизнеса не просто возведена в ранг государственных приоритетов и активно реализуется?

Малые предприятия в сфере разработки новых продуктов и технологий – традиционно в фокусе особой заботы американских властей. И это понятно: состояние и перспективы экономики все больше зависят от инновационного мышления, от того, как применяются знания, распространяются новые технологии - будь то приготовление сэндвичей или разработка программного обеспечения. К примеру, каждое из государственных учреждений – будь то Национальное аэрокосмическое агентство, то самое НАСА, или другие министерства, ведомства - участвующиев программе инновационных разработок в малом бизнесе, принятой четверть века назад, обязано выделять из бюджета на проведение НИОКР средства на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями.

Это, в том числе, и образовательные программы, информационная поддержка, контроль за соблюдением установленных норм и льгот.

Кстати, американский, да и весь мировой опыт, показал: малый бизнес – не только необходимый элемент экономики, не только инновации, рабочие места, это – надежная база налогообложения для государства. Он же - ключевой фактор политической и социальной стабильности.

- То есть - американской мечты о счастье?

- В Соединенных Штатах основать свой бизнес, стать хозяином собственного дела, пусть даже без наемных работников, с членами семьи - значит воплотить американскую мечту в жизнь. Это – часть культуры страны, сегодня в США около 29 миллионов владельцев предприятий «малого бизнеса». Около – так как данные по малым предприятиям очень подвижны: их ежемесячная «рождаемость» в среднем около 50 тысяч. Среди них – поставщики сыра и производители высокотехнологичного оборудования, парикмахеры, визажисты и флористы, как раз те, кто, если верить многочисленным опросам, считают себя счастливыми.

Малый бизнес - это работа, но не только. Это – еще и образ жизни: люди реализуют право человека на счастье.

- Давайте попробуем сделать вывод. От социализма мы отказались и пытаемся построить капитализм, имея «чертеж здания» и желающих работать. Но ведь пока - уже много лет! – выходит нечто вроде Пизанской башни. Не завалится?

- После того, как обнаружили неровность фундамента башни в Пизе, ее строительство было заморожено на 100 лет. А нам еще фундамент заложить надо…

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.