Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Крематорий на старте

Крематорий на старте

Программа «Спейс шаттл» приказывает долго жить
Александр Орлов
29.08.2006

Продолжение эксплуатации конструктивно несовершенного и морально устаревшего "Шаттла" – симптом глубокого кризиса американской космической программы, которая держится на "Союзах", российских экипажах и улучшенной копии станции "Мир". По сути, душа американского космоса отошла в лучший мир вместе с ее создателем, Вернером фон Брауном.

Несмотря на совершенствование бортовой аппаратуры, американский авиакосмос за последние годы не продвинулся ни на шаг. Немногие успехи последних лет связаны почти исключительно с использованием советского потенциала (аналогия с 1945 годом): покупка лицензии на производство ракетного двигателя РД-170, беспрецедентное по масштабу выкачивание советских разработок (включая стратегически важные наработки по гиперзвуку – ключ к многоразовым аппаратам нового поколения). Проблема "Шаттла" – ложная концепция многоразовости, обернувшаяся на практике многоразовым капремонтом, как по ресурсу двигателей (в нашей системе двигатель был не на "Буране", а на "Энергии"), так и по ресурсу волокнистой теплоизоляции, повреждение которой превратило в крематорий "Колумбию" и чуть не погубил тот же "Дискавери" год назад, - дыру едва заклеили при аварийном выходе в космос.

#comm#Когда на рубеже 1980-х американцы поняли свою ошибку, производство и кооперация по "Сатурнам" и "Аполлонам" были безвозвратно утрачены: рынок, однако. #/comm#

Оказалось, что в условиях жестких ограничений по весу и ресурсу критических компонентов, малосерийная многоразовая система более затратна и менее надежна, чем серийное производство одноразовых носителей.

Второй фатальный недостаток, по которому "Шаттл" изначально проигрывал советским и российским системам – отсутствие беспилотного режима эксплуатации (на всех советских системах беспилотный режим был в обязательном порядке), позволяющего выводить на орбиту хотя бы грузы, заодно увеличив межремонтное количество пусков за счет более низких требований к надежности беспилотных носителей.

По этим причинам, сразу после крушения "Колумбии" специалисты предрекали либо похороны "Шаттла", либо его лихорадочную модернизацию с созданием системы беспилотного спуска и аварийной капсулы для экипажа. Однако запуски продолжались, была лишь разработана аварийная замазка для дефектов теплозащиты.

Не удивительно, что, когда в ходе прошлого полета "Дискавери" теплозащита вновь потрещала и корабль садился "на честном слове" и с заплатами на крыле, специалисты вновь стали хоронить "Шаттл". Ведь когда теплозащита разрушается в двух случаях подряд, под вопросом даже беспилотный режим эксплуатации, - кто будет штукатуром?

Тем не менее, американцы переклеили теплозащиту и вновь играют в "американскую рулетку".

Хэллоу, мистер президент! Идущие на смерть приветствуют тебя!..

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.