Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 мая 2021
КНР: традиции как инновационный стимул

КНР: традиции как инновационный стимул

В Поднебесной по-прежнему в цене собственные ценности
Виктор Пироженко
22.03.2021
КНР: традиции как инновационный стимул

В феврале Китай отпраздновал приход весны и Нового года по лунному календарю. В стилистике и символике праздника Весны китайское общество чётко ориентировано на традиционную китайскую культуру. Но наступление Нового года по международному календарю в этом году впервые прошло без заметного праздничного оформления. Примечательная деталь – в городах не было ёлок и украшений на основе русско-европейских «снежных» мотивов. Это одно из многих зримых проявлений установки на повышение в современном Китае роли традиционных культурных символов и ценностей.

А в начале марта произошло крупное событие в общественно-политической жизни КНР – состоялись традиционные ежегодные «две сессии»: сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) и сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) – высшего законодательного органа КНР.

НПКСК состоит из различных политических партий – союзников правящей КПК и общекитайских общественных организаций и является организационным выражением «социалистической консультативной демократии». По официальным заявлениям, она обеспечивает «гармоничное согласование интересов государства и общества, интересов разных общественных групп и партий между собой». В Китае эту политическую систему оценивают, как альтернативу западной политической модели, в основе которой – политическая конкуренция и война «всех против всех».

На этот раз значение «двух сессий» было особенным. Они определили повестку развития КНР не только на текущий год, но и на 14-ю пятилетку, которая началась в 2021 г., а также определили социально-экономические ориентиры на период до 2035 года, когда Китай должен достичь состояния высокоразвитого общества.

Сессия ВСНП заслушала отчёт Госсовета (правительства) КНР об успешном выполнении 13-й пятилетки, приняла 14-й пятилетний план и ориентиры экономического развития до 2035 года. В КНР прогнозируют, что по итогам 14-й пятилетки (2021–25 гг.) Китай вступит в ряды стран с высоким уровнем дохода (по оценке Всемирного банка – это ВНП на душу населения в размере более 12 536 долл. в 2019 г.).

К 2021 году ВВП Китая составлял порядка 15,37 трлн долл., что в расчёте на душу населения превысило 10 тыс. долл. По озвученным на сессиях планам, к 2035 г. экономика Китая должна, по меньшей мере, в 1,5 раза превзойти экономику США. На 2021 г. целевой показатель роста ВВП установлен на уровне не менее 6 %.

В целом две сессии 2021 года были посвящены возвращению Китая к нормальной жизни. Но борьба с COVID-19 в КНР будет продолжена до тех пор, пока будут обнаруживаться новые штаммы вируса. Блокировки, массовые тесты и профилактический контроль дали свои результаты. Но сейчас основной упор делается на увеличение прививок, которые в Китае делаются добровольно.

В КНР обращают внимание, что страна выдержала торговую войну с США и быстро справилась с коронавирусной эпидемией. Объективные данные подтверждают эти оценки. На пике эпидемии в феврале-марте 2020 г. в КНР максимальное количество заражённых составляло всего порядка 84 тыс. чел., из которых 4,6 тыс. умерло, при численности населения немногим более 1 млрд 400 млн чел. и средней его плотности в густонаселённых приморских и центральных провинциях Китая, на которые пришлась эпидемия, порядка 500 чел. на кв. км. Эти показатели несравнимо лучше, чем по остальным развитым странам (и сопоставимы с Японией и Южной Кореей).

Официальные лица и эксперты считают, что в мире утвердился образ КНР, как страны, которая может справиться с любой проблемой. Выступления на сессиях подчёркивали преимущества китайской политико-экономической модели.

Не только в массовой культуре и образе жизни, но и в экономике руководство КНР усиливает ставку на собственные возможности. На сессиях докладчики обратили внимание, что в мире укрепляется тенденция к односторонним действиям и протекционизму. Это создаёт риски для привлечения в китайскую экономику необходимых ресурсов и выхода её продукции на внешние рынки. С учётом этого 14-я пятилетка продолжит переход КНР к новой модели развития, т.н. «двойного обращения», основанной на внутренней экономике КНР и международном экономическом взаимодействии при определяющей роли внутреннего рынка.

Эти два примера – смена акцентов в праздновании Нового года и решения «двух сессий» – каждый по своему показывают усиление роли внутренних ресурсов как в культуре, так и в экономике; определяющее значение традиционных китайских ценностей в обществе и их взаимодействие с современными вызовами.

При этом речь не идёт о радикальной и, тем более, насильственной отмене результатов глобализации в образе жизни и массовой культуре населения КНР.

В Китае нашли такую форму взаимодействия глобализации с китайскими традициями, при которых последние являются определяющими в формировании современного самосознания китайцев. Более того, знакомство мира с китайской культурой направлено на то, чтобы сделать китайские традиции частью глобализированной культуры.

Для цивилизации, где одной из главных ценностей была и остаётся «стабильность», выдающаяся способность современного Китая быстро усваивать всё новое в науке, технике и культуре, кажется, на первый взгляд, удивительной.

Китайские культурные традиции и погоню за новациями примиряет и объединяет фундаментальная конфуцианская установка: «прилежный ученик со временем всегда превзойдёт своего учителя». Верность ей китайцев – сама по себе является одной из фундаментальных традиционных установок китайской культуры в современной КНР. Она обуславливает ещё одну традиционную ценность китайской культуры – ученичество и – шире – образование, которое в Китае возведено в культ (в лучшем смысле этого слова).

Как следствие, в Китае высоко ценится лучший мировой опыт безотносительно к тому, какие отношения у Китая были ранее или есть сейчас с его носителем (организациями или отдельными странами). Столь рациональное, без тени высокомерия, отношение к чужим достижениям и урокам вполне объясняет стимулы и мотивы политики индустриализации при Мао, базировавшейся на изучении и внедрении советского опыта, а затем, – политики реформ и открытости, начавшейся при Дэн Сяопине, которая базируется на внедрении лучших европейско-американских стандартов предпринимательства и управления рынком.

Взаимодействие китайского (т. е. ханського) этноса с внешними влияниями ранее (как и сейчас) оборачивалось включением элементов чужой культуры в китайскую, их быстрым освоением с приданием им иного смысла. При этом уникальность более чем 5000-летней китайской цивилизации – в том, что из всех цивилизаций древнего мира – она единственная, чьё существование можно проследить без культурных и лингвистических обрывов с настоящего времени вглубь веков до самых ранних археологических культур в междуречье среднего течения Янцзы и Хуанхэ.

С момента своего окончательного оформления в ранних государствах, взаимодействие китайской культуры с чужим влиянием неизменно строилось по одной схеме: по прошествии некоторого времени «варвары» китаизировались и, используя зна­ния и опыт китайцев, перенимали их культуру.

Общеизвестно, что для завоевателей во всех случаях государственным языком становился ки­тайский (достаточно вспомнить тобийцев, пришедших в Китай в V в., монголов — в XIII в., наконец, манчжуров в середине XVII в.). Иноземцы принимали китайские имена, а для укрепле­ния власти «варвары» не только сохраняли и совершенствовали китайскую си­стему управления, но порой и привлекали развитые религиозные учения, например, буддизм.

Не стало исключением и последнее маньчжурское завоевание Китая. Начиная со второго императора Шэнь-чжу (1662–1722 гг.), императоры династии Цин заговорили по-китайски, приняли буддизм, а в этике — конфуцианство. Отменённый со временем запрет на смешанные браки окончательно завершил процесс растворения маньчжур в ханьском этносе.

Династия Цин не привнесла никаких новых, специфически маньчжурских смыслов и идей в госуправление, идеологию, философию и культуру Китая, оформившиеся в предыдущие эпохи. Она полностью сохранила систему госуправления династии Мин, сохранила Пекин как столицу Китая с присоединённой Маньчжурией, сохранила принцип комплектования государственных должностей, которые в основном состояли из ханьцев, систему чиновничьих экзаменов, конфуцианскую философию Сунского времени, которая стала официальной доктриной династии Цин.

В этом контексте логично, что для самосознания китайцев «cтолетие унижений» начинается не с династии Цин, а со столкновения с Западом в «опиумных войнах» и длится до учреждения КНР.

В Китае принято возлагать вину за «cтолетие унижений» на собственную слабость. Но не забыто и то, как вели себя тогда европейские державы. Осмысление этого опыта является ключевой составляющей китайского самосознания, что открыто проговаривается в выступлениях первых лиц КНР. С момента появления в Китае современного государства в конце правления династии Цин, возрождение страны в качестве мощной державы стало объединяющей государственной доктриной, которая формирует политические задачи и национальную стратегию, задаёт ценностные ориентации населения.

Опыт столкновения с Западом был осмыслен в понятиях конфуцианства и легизма во второй половине XIX в. в работах Вэй Юаня, Кан Ювэя и Сунь Ятсена. Именно там находится теоретический источник идеи возрождения сильного Китая. Они считали, что история движется к некой конечной цели – «великой гармонии» (датун), но Китай в этом процессе должен опираться на «реальную политику», цель которой «самоусиление» Китая и отпор западному диктату. Отсюда – выбор современных идеологий и политических доктрин, наилучшим образом способствующих «сильному Китаю».

С тех пор разные китайские власти, как до образования КНР, так и после, проводят политику самоусиления Китая. В полной степени это получилось лишь у китайских коммунистов.

С 1949 г. будущее КНР представляется в теоретико-идеологических понятиях социалистической теории, которые осмысливаются, в том числе и через понятия и термины традиционной китайской философии – конфуцианства, буддизма, даосизма и проч. Такой подход делает более понятными среди населения «социалистические» идеологические установки Компартии Китая, так как выстраивается сплошная линия преемственности между традиционной и современной – инновационной – культурой Китая.

Мао, например, говорил о необходимости приспособить марксизм к китайской специфике. Доктрину модернизации КНР Компартия в 1950—1970-е гг. развивала на основе соединения марксизма с иным традиционным китайским учением — легизмом.

Дэн Сяопин выступал за применение принципов рыночной экономики при строительстве социализма «с китайскими особенностями». А сегодняшнее поколение руководства КНР развивает «социализм с китайской спецификой в новую эпоху» с активным внедрением в китайскую культуру алгоритма непрерывного воспроизводства инноваций, как органической части китайской системы ценностей.

В итоге, похоже, что за 40 лет реформ в современной китайской культуре возникла новая ценностная установка «стабильность погони за новым». В этом смысле, «две сессии» не стали исключением. Они поставили перед КНР на 14-ю пятилетку задачу «модернизировать отраслевую структуру от трудоёмкой до капиталоёмкой и далее к высокотехнологичным отраслям, от обрабатывающих отраслей с низкой добавленной стоимостью до обрабатывающих отраслей с высокой добавленной стоимостью». ВСНП наметил принятие новых законов и нормативных актов, связанных с новыми технологиями и их применением. Речь идёт о цифровой экономике, интернет-финансах, искусственном интеллекте, больших данных, облачных вычислениях, производстве передового оборудования для микроэлектроники, освоении космоса и др.

Показательно периодическое обращение разных поколений руководства КПК к идее «великой гармонии», которая является отражением прочной китайской (легистской) философской традиции. Она отстаивает гармоничное сочетание интересов коллектива и личности и одобрительно относится к прагматизму (в духе «реальной политики») во внутренних и внешних делах до наступления в мире «великой гармонии».

Современным видоизменением этой установки стала выдвинутая нынешним председателем КНР Си Цзинпином идея «общей судьбы человечества», как нового типа международных отношений. Её суть — нацеленность на общий выигрыш в межгосударственных делах и отрицание западной трактовки отношений между государствами, как игры с нулевой суммой.

На прошедших «двух сессиях» в дискуссиях о форматах сосуществования Китая с миром было снова подтверждено стремление строить «сообщество единой судьбы человечества».

После Мао конфуцианство было реабилитировано и сейчас выступает, наряду с легизмом и иными традиционными идейными течениями, в качестве неотъемлемой части идейного и культурного наследия Китая. При этом, образно говоря, «разные портреты занимают каждый своё место». Политико-идеологические символы — это Маркс, Ленин, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин. Так, на главной площади КНР Тяньаньмэнь в Пекине размещён портрет Мао Цзэдуна, а на партийных мероприятиях, обложках политологических изданий — узнаваемые профили классиков коммунизма. Но символ китайской культуры в КНР и за её пределами — Конфуций. Его именем назван Институт Конфуция – главный инструмент знакомства мира с культурой Китая, имеющий 550 отделений в 162 странах и регионах мира.

В целом деятели китайской культуры и философии стали органической частью современного китайского самосознания (и, шире, культуры). Их философское и культурное наследие изучается во всех учебных заведениях Китая, им посвящены скульптуры и памятники в городах, посёлках и университетских городках, масса историко-архивных экспонатов в музеях по всему Китаю, детальные научные исследования.

В итоге бурный экономический рост и научно-техническое развитие современной КНР – это результат правильно подобранного Компартией воздействия на традиционные культурные ценности китайцев современными общественно-политическими моделями и технологиями управления.

Сейчас это «социализм с китайской спецификой»; до этого был социализм сталинского образца, а ещё ранее – республиканское устройство и ряд западных либеральных идей. Все они рассматривались в своё время в качестве полезного инструмента для достижения главной цели китайской «реальной политики» – обретения Китаем силы и влияния, чтобы на равных разговаривать с великими державами.

При этом речь о внедрении в КНР западной «либерально-демократической» модели в целом в ходе современных реформ изначально не шла. Политико-экономическая модель КНР осталась китайской, и является творческим развитием идей и практики советского НЭПа. Его положительные (при всех оговорках) результаты «отец» китайских реформ Дэн Сяопин наблюдал в реальности во время обучения в 20-е гг. XX века в Москве в университете Сунь Ятсена.

Нынешний общественно-политический строй в КНР можно охарактеризовать, как государственнный капитализм («социализм с китайской спецификой», по официальной терминологии). В китайской экономике, основанной на рыночных принципах, взаимодействуют государственные и частные структуры при ведущей роли государства, которое с помощью системообразующих госкомпаний и госбанков создаёт выгодную для всех субъектов рынка экономическую конъюнктуру.

Китайская история успеха показывает, что в традиционных культурных и мировоззренческих установках народа нет никакой предзаданности к отставанию в историческом развитии. Приоритет ценностей стабильности, безопасности и порядка, которые были поначалу причиной торможения технологического развития Китая по сравнению с Западом, при правильной государственной цели и стимулах (для Китая – это глубоко уязвлённое национальное достоинство и стремление к преодолению унижений от Запада на фоне высокой самооценки китайского общества и исторических амбиций) стали причиной всестороннего современного развития КНР.

Современный опыт КНР показывает, что выбор моделей развития должен быть, по возможности, избавлен от идеологической нагрузки. А сами такие модели являются лишь полезным инструментом для наиболее быстрого усиления страны и её устойчивой независимости.

Опыт Китая применительно к России показывает: успеха в мировом соревновании можно добиться, лишь отвечая на сугубо российские вызовы и решая специфически российские проблемы и задачи с опорой на традиционные русские и российские культурные ценности.

Главная задача и трудность здесь – сделать эти традиции источником непрерывных инноваций в современной российской культуре, стимулом и средством решения современных проблем. Данный процесс предполагает изучение чужих историй успеха и использование элементов лучшего мирового опыта, но только не применение его в готовом виде.

Сконструированная в этом процессе собственная российская политико-экономическая модель и будет наиболее подходящей для нашей страны.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.
Сергей
30.03.2021 20:30
кто-то
23.03.2021 13:58

Предрассудками обуяны. Предрассудок логике не поддается. Аргумент имеет для предрассудков отрицательное значение.
Задача автора - показать свое видение. Вам бы неплохо знать то, что отрицаешь. А на уровне «Русский патриот» - картину в Эрмитаже можно оценивать.
Вам дорогу перешел патриот? Или вы русофоб.
Жаждете прихода дореволюционной формулы Ленина «целью социализма является не только сближение наций, но и слияние их». Новая «программа КПСС». утверждала, что задача партии - дальнейшее сближение наций и достижение их полного единства.
Не получилось ни слияния, ни социализма.
У китайцев получилось. Кого у них нет? Ага. Знаете. Вот и идут они дорогой своей, не бородатых «немцев» с Германии.
Феона-автору
30.03.2021 9:15
Верующему вы никогда ничего не докажете. Потому что его вера основана на его личных эмоциях, которые ему важнее любых научных доказательств, основанных не на эмоциях, но требующих знания и понимания.....
Автору
30.03.2021 6:41
Современное "научное мировоззрение" базируется на двух китах: классической физике и теории эволюции. Считается, что Ньютон и Дарвин показали ненужность гипотезы Бога для объяснения картины мироздания. Так ли это? Ньютон был верующим человеком. В его формулах фигурирует лишь вещество, о происхождении РАЗУМА он не говорит ничего. Теория эволюции также заслуживает отдельного разговора. Отметим ли, что Дарвин изначально в своем труде не производил человека от обезьяны и не приводил доказательств эволюции. «Публику бесстыдно обманули», - писал... Дарвин... В книге ["Происхождение видов"] об этом была всего одна фраза: "Будет пролит свет на происхождение человека и его историю"... Можно достаточно уверенно сказать, что и "обезьянья" родословная человека была интересна простому читателю не столько сама по себе, сколько как научное обоснование его социальных мечтаний» (Ю.В. Чайковский. "Книги, открывающие мир". М., 1984, с.176-177). Вежливое авторское "социальных мечтаний" совершенно очевидно подразумевает "коммунистических идей". Именно родоначальники марксизма и прочие революционеры постарались внедрить в народное сознание идею эволюции органического мира в собственной интерпретации, по их мнению, подрывающей устои религии и тем самым способствующей успеху мировой революции.
Александр из Од
29.03.2021 21:23
Автору. Вот вы уповаете на разум и науку. Очень хорошо. Тогда самая простая логика говорит о том, что Бог может быть только один. И языческое многобожие противоречит всемогуществу присущее Богу. Не так ли? Поэтому то великое многообразие религий в мире явно требует признать, что только одна религия истинная, а все остальные ложны. Один раз в год совершается чудо благодатного огня в Иерусалиме на православную Пасху. И никогда этот благодатный огонь не сходил и не будет сходить на пасху католическую и еврейскую. Для разумных людей достаточно!
Автор
29.03.2021 17:22
Александр из Од. "В древнем Египте среди прочего поклонялись и навозному жуку скарабею". Да - это религия. Вид религиозного верования - тотемизм называется. Об этом тоже в учебниках написано. И совершенно справедливо, ибо верили египтяне в духа, который там в жуке сидит и покровительствует им в важных делах. У всех народов на определённой стадии развития был тотемизм. У славян и др. народов Европы были тотемы разные: волк, медведь, др. Они в лесах жили, а там это самые сильные звери. Конечно, каждое племя хотело быть под защитой сильного духа таких животных. Потом этот простейший тип религии развился до очень сложных и интереснейших религиозных учений с развитой философией, богословием - христианство, ислам, буддизм, и пр.
Как-то так.
"Бог может быть человекоподобен. "Это уже богохульство". Нет - это констатация особенностей языческой веры массы древних племён и народов. Самый известный пример - древние эллины и римляне. Там боги человекоподобны, а что они творят..., то в этом можно легко убедится, прочитав Легенды и мифы древней Греции.
Происхождение от обезьян мы не выбираем. Это уже свершилось очень давно и без нашего выбора. Куча наук процессом эволюции занимается. Там уже полно открытий и твёрдо установленных фактов. Тут вообще задумываться не о чем.
А высший разум нигде не зафиксирован и пока нет оснований его предполагать.
Автору
28.03.2021 15:41
Автор. Вы... посвятили описанию фантастических достижений науки, ставших для нас реальностью.
Фантастические достижения науки возможны только благодаря человеческому разуму, в свою очередь говорящему о Разуме Высшем.
Автор. Религия - это связь... с потусторонним миром, с сверхъестественными, потусторонними силами.
См. К. Льюис. "Просто христианство".
Автор. Религия... говорит о чуде.
См. К. Льюис. "Чудо".
Автор. ...бог может быть человекоподобен.
Это уже богохульство. "Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление" (Пр.1:7).

Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду всё течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что Божеской мы силой созданы.

Михаил Ломоносов. 1761 г.

Александр из Од.
28.03.2021 15:22
Автору. Вы слишком широко трактуете понятие религии. В древнем Египте среди прочего поклонялись и навозному жуку скарабею. Так что же и это по вашему религия? Тогда извините, лучше эту тему вам не затрагивать.
И который раз обращаюсь к материалистам с одним и тем же вопросом - неужели вам так приятно происходить вместе с Дарвином от обезьяны? Вот наши предки Адам и Ева были созданы по образу и подобию Божию. Как угодно, но достойное происхождение требует достойного поведения и наоборот...
Автор
28.03.2021 11:40
В материалистическую схему вписывается всё, что будет исследовано наукой. По определению. Об этом вы же сами выше и говорите, раз заводите речь о физике и пр. Всё, что исследует причинно- следственную связь в мире. Религия эту связь отвергает и говорит о чуде.
Александру Од.Религия - это не связь с богом, а связь с потусторонним миром, с сверхъестественными, потусторонними силами. А ими может быть бог, обожествленные силы природы, духи, пр. Точнее, бог может быть человекоподобен, а может быть в виде сил природы- ветра, огня, пр. Поэтому, есть религии монотеистические, политеистические. Это азы, про это даже в учебниках школьных и вузовских написано. Так, что шаманизм - типичная религия, да.
"Деградация человечества происходит прямо на наших глазах и в результате мы видим как широки ряды материалистов.." - видно у Александра Од аргументы кончились, поэтому перешёл на личность.
Феона-антиматериалисту
28.03.2021 10:22
Если в вас хулиган из рогатки выстрелит камешком-у вас вполне вероятно возникнут отрицательные эмоции, выраженные из вашего материального источника- мозга, к которому по длинным нервным клеткам поступают сигналы от поверхности тела о боли. Не путайте органический и неорганический материальный мир, тем более что и у камня есть свои преимущества перед нами - высокодуховными и умными -он может миллионы лежать, распадаясь, а человеку отведен всего один миг жизни, чтобы обогреться солнечной энергией и вырастить урожай для поддержание жизни своего материального тела, в котором не будет места даже самой высокодуховной душе.....
Материалистам...
27.03.2021 17:43
Чему нас учили в школе и институте? Пространство трехмерно, бесконечно, безгранично и вечно; в пространстве движется материя (при том что время и пространство суть формы существования материи) в виде вещества и поля, образуют галактики, звезды и планеты. На планете Земля несколько миллиардов лет назад сама собой возникла жизнь как способ существования белковых тел и форма движения материи, которая, эволюционируя, усложнялась; в ходе борьбы за существование, в результате естественного отбора, от обезьяны произошел человек, появилось мышление как "высший продукт особым образом организованной материи - мозга" (Философский словарь, М., 1975).
Что такое "продукт" и "высший продукт" - философский словарь не определяет, но этот "продукт" сам собой возникает из материи, точнее из вещества, по-видимому, из первобытной грязи. Мозг производит мысль, как печень желчь. Мысль изначально сама собой возникла из грязи. Поскольку нечто не может возникнуть из ничего, мышление, разум сознание в зачаточной форме должны быть присущи простейшим организмам, растениям и косной, неорганической материи. Отсюда необходимость понятия ОТРАЖЕНИЯ. "Диалектический материализм различает ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ как свойство высокоорганизованной материи (животных и человека) и СВОЙСТВО ОТРАЖЕНИЯ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ. РАЗДРАЖИМОСТЬ простейших организмов и растений является ПЕРЕХОДНОЙ ФОРМОЙ между телами неживой природы и существами, обладающими психикой" (Философский словарь). Наивность тезиса умиляет. В сущности это гилозоизм, если не детский лепет. Нет такого физического явления, как "отражение в неорганической природе" и, соответственно, нет у оной такого свойства. Существует явление отражения волн (любого происхождения, в том числе электромагнитных), наряду с преломлением, однако к "раздражимости простейших организмов и растений", а тем более к происхождению РАЗУМА это не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ... Душа человека, т.е. воля и эмоции в совокупности с разумом тоже имеют свой источник в камне?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.

Эксклюзив
27.04.2021
Алексей Чичкин
Наследие выдающегося ученого-экономиста остается невостребованным.
Фоторепортаж
27.04.2021
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реконструкции снова открыт знаменитый Лионский зал Екатерининского дворца.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.