Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Игорь Смирнов: Приднестровье – форпост России

Игорь Смирнов: Приднестровье – форпост России

Беседовал Виктор Киселев
03.03.2005

Приднестровье – непризнанное мировым сообществом государство, находящееся на стыке интересов различных региональных и глобальных игроков. Победное шествие бескровных революций по пространству СНГ, поддержанное сообществом т.н. "демократических" государств, и приближающиеся выборы в Молдавии – заставляют задуматься о дальнейшей судьбе ПМР и бросают непризнанной республике жесткий вызов. В этой непростой ситуации за разъяснением позиции самого Приднестровского государства, "Новая Политика" обратилась к его главе – президенту ПМР Игорю Смирнову.

– Игорь Николаевич, каковы основные политические и экономические итоги независимого существования ПМР?

– Несомненно, самым значимым итогом 14-летнего периода существования Приднестровья служит основное наше завоевание – жизнеспособность и самодостаточность современного демократического государства, способного защитить и обеспечить интересы своих граждан.

Исторически в основе приднестровской государственности заложены принципы равноправия всех граждан, независимо от национальной, языковой или социальной принадлежности. В Приднестровье успешно функционируют все необходимые правовые, политические и экономические институты.

Получив в "наследство" от Советского государства мощный индустриальный потенциал, наша республика на протяжении многих лет предпринимает необходимые меры по его укреплению и модернизации. Мы научились выживать в сложнейших условиях экономического прессинга со стороны Молдовы, и даже в такой ситуации нам удается наращивать объемы производства. Промышленность – это основа приднестровской экономики.

Приднестровье сумело сохранить высокую научно-образовательную базу, которая является уникальным примером демократического сочетания передовых образовательных технологий с традициями и культурой полиэтнического общества.

Годы независимости, прожитые Республикой в непростых условиях, дали исчерпывающий ответ на вопрос о правильности выбранного нами пути.

– Каким Вы видите будущее ПМР?

– Мы всегда придерживались позиции, основанной на четком понимании того, что окончательное и всеобъемлющее урегулирование отношений между Приднестровьем и Молдовой возможно только путем мирного политического диалога, на справедливой и равноправной основе.

Молдова несостоятельна как жестко унитарное государство. Приднестровье последовательно проводило и проводит политику, направленную на построение Общего государства с Молдовой, базируясь на общеевропейских принципах равенства в экономическом и политическом отношении.

Однако, агрессивная по отношению к Приднестровью политика Молдовы – отказ от переговоров, дезориентация международного сообщества, непрекращающиеся провокации в Зоне безопасности, усиление экономической и политической блокады – подвели нас к черте, за которой совместное существование представляется уже мало вероятным. Плодотворное взаимодействие наших республик должно строиться на принципах доверия и компромисса. Для этого необходима не декларативная, а реальная готовность официального Кишинева к конструктивным решениям, подкрепленная конкретными делами, чего со стороны наших политических оппонентов не наблюдается.

Будущее ПМР лежит в плоскости окончательного и справедливого урегулирования молдово-приднестровских отношений, итогом которого станет юридическое утверждение Приднестровского государства на международной арене.

Сегодня мы рассчитываем на свои собственные силы и можем быть самодостаточными, если нам не будут мешать.

– Каким образом избрание Виктора Ющенко скажется на положении ПМР?

– Приднестровье с уважением восприняло выбор украинского народа. Мы внимательно наблюдаем за событиями, происходящими в этом государстве, с которым мы связаны неразрывными историческими, экономическими и культурными узами, тем более что первая государственность Приднестровья возникла именно в границах Украины.

Украина занимает активную позицию в переговорном процессе на уровне экспертов, она является участницей подписания целого ряда важнейших документов, а также, наряду с Россией, выступает гарантом выполнения достигнутых договоренностей.

Неподдельный интерес украинского руководства к ключевым аспектам процесса урегулирования свидетельствует об ответственном и последовательном подходе Украины к решению приднестровского вопроса.

Мы надеемся, что Украина и далее будет активно участвовать в переговорном процессе, а новый глава государства продолжит политику поддержки и защиты соотечественников, проживающих в Приднестровье.

– Каким образом могут повлиять на ПМР предстоящие выборы в Молдавии?

– На протяжении всего процесса урегулирования молдавское руководство, как прошлое, так и нынешнее, характеризовалось упорным нежеланием осознавать новые реалии, неготовностью к конструктивным действиям в русле цивилизованного диалога, направленного на поиск политического компромисса.

Очень хотелось бы, чтобы в действиях Молдовы многое изменилось еще до выборов и не менялось более в зависимости от политической конъюнктуры или сил, пришедших к власти.

К сожалению, главная особенность Республики Молдова, препятствующая достижению прогресса в урегулировании, – полная недоговороспособность данного государства.

Существуют десятки договоренностей, подписанных высшим руководством сторон, а также представителями стран-гарантов и посредников, выполнение которых позволило бы снять напряженность и коренным образом изменить существующие реалии. Однако, как это было в случае с предложенным Россией Меморандумом (Меморандум Козака – Прим. ред.), молдавское руководство в одностороннем порядке отказывается от выполнения им же подписанных документов.

От "Молдовы после выборов" мы ожидаем стабильности и предсказуемости, готовности к исполнению ранее достигнутых договоренностей и реальной работе в рамках существующих переговорных механизмов.

Мы надеемся, что четкая, ясная и реалистичная позиция новых властей позволит найти взаимоприемлемые решения актуальных вопросов урегулирования.

– Каков уровень взаимодействия ПМР с другими постсоветскими непризнанными республиками?

– Приднестровская Молдавская Республика поддерживает и развивает дружественные отношения с государствами, находящимися на пути признания: Республикой Абхазия, Нагорно-Карабахской Республикой и Республикой Южная Осетия.

Данный вектор взаимодействия определяется заинтересованностью наших государств в солидарном и согласованном взаимодействии в условиях современных вызовов и угроз.

Несколько лет назад был создан и эффективно функционирует до сих пор координационный орган Совещание министров иностранных дел Абхазии, Приднестровья, Карабаха и Южной Осетии. Последнее заседание состоялось осенью 2004 года в Абхазии.

Взаимодействие наших республик в различных сферах подкрепляется рядом договоров и соглашений. Осуществляется регулярный обмен делегациями. В целом отношения можно считать динамично развивающимися.

– Как Вы оцениваете политику России по отношению к непризнанным республикам, в том числе и по отношению к ПМР?

– Давно известно, что у государства не может быть постоянных друзей, но есть постоянные интересы. Сегодня международную обстановку сложившуюся вокруг России нельзя назвать простой. И в интересах России искать точки опоры за рубежом.

В этом смысле Приднестровье, Абхазию, Южную Осетию можно рассматривать в качестве своеобразных форпостов России.

Приднестровье исторически ориентировано на Россию. Наша столица – г. Тирасполь был основан великим русским полководцем А. В. Суворовым. В Приднестровье проживают десятки тысяч граждан РФ, сотни тысяч людей, считающих себя соотечественниками с россиянами.

Мы находимся в культурно-образовательной сфере влияния России, учебные заведения республики придерживаются российских общеобразовательных стандартов, действуют договоры о взаимном признании образовательных документов.

Наше государство располагает хорошо налаженными связями со многими российскими регионами, в настоящее время договорная база включает в себя более десяти различных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Россия является посредником и государством-гарантом процесса молдово-приднестровского урегулирования, российские миротворцы несут на себе основное бремя миротворческой миссии.

Конечно, не все складывается гладко, и мы заинтересованы в более серьезной российской поддержке. В первую очередь в экономическом плане.

– Возможна ли на Ваш взгляд полная ликвидация российского военного присутствия в ПМР и замена российских ВС войсками других государств?

– За последние 11-12 лет Россия более чем в 10 раз сократила свой воинский контингент в Приднестровье. В 2001 году досрочно выполнила требования ДОВСЕ по ликвидации тяжелой военной техники, дислоцированной на территории ПМР.

Приднестровцы не приветствуют сворачивание российского военного присутствия. Так как на сегодняшний день – это один из главных сдерживающих факторов.

При рассмотрении ключевых этапов процесса молдово-приднестровского урегулирования, четко прослеживается основная цель молдавских властей, которая состоит в стремлении решить приднестровскую проблему исходя из своих политических амбиций, полностью игнорируя интересы народа Приднестровья.

При этом, осознав неспособность ликвидировать приднестровскую государственность собственными силами, молдавский режим стремится к слому пятистороннего переговорного формата и миротворческой операции в надежде привлечь третьи стороны (ЕС, США, Румынию) для реализации силового сценария.

Все это происходит на фоне агрессивной антироссийской риторики руководства Молдовы, под оскорбительные лозунги о русских оккупантах.

Такая позиция РМ в очередной раз убеждает нас в настоятельной необходимости создания всеобъемлющей системы гарантий, включающей военные, политические, экономические, социальные и другие гарантии. На наш взгляд, действующие сегодня миротворческие силы Российской Федерации можно рассматривать в качестве прообраза и одного из составляющих элементов комплексной гарантийной системы, которую предстоит создать в будущем.

– Как Вы оцениваете политику США, ЕС и НАТО по отношению к приднестровскому конфликту?

– Приднестровская Молдавская Республика, как в культурно-историческом, так и геополитическом плане, является пограничным регионом между Западом и Востоком. Поэтому здесь присутствуют, пересекаются и сталкиваются интересы многих государств, в том числе и таких глобальных игроков, как Россия, США и ЕС.

Политику ЕС в нашем регионе мы рассматриваем в аспекте расширения Европейского Союза на Восток, в ходе которого его границы вплотную приблизились к территориям, в том числе конфликтным, не входившим ранее в зону интересов Евросоюза.

При этом ЕС оказался во многом не готов к новым вызовам и задачам, что в значительной степени усугубляется отсутствием полной и достоверной информации о ситуации в регионе (избыток "черного" пиара с подачи Молдовы), громоздкостью бюрократического механизма и сохранением стереотипов мышления времен "холодной войны".

Что касается позиции США, то на протяжении уже многих лет она не претерпевает серьезных изменений.

Главной задачей американской дипломатии на нашем направлении была и остается полная ликвидация военного присутствия Российской Федерации в контексте политики геополитического доминирования.

Любые действия США по отношению к нашему государству вполне соответствуют данной задаче. Приднестровье на себе ощущает тяжесть последствий применения политики двойных стандартов, так широко практикующейся ведущей западной державой.

– Возможна ли на Ваш взгляд выработка общего подхода со стороны мирового сообщества к проблеме "непризнанных" государств и выработка общей модели урегулирования по типу предложений К. Аннана по Кипру?

– На мировой карте осталось не так уж и много жизнеспособных государств, не обладающих международным юридическим статусом. Мы считаем, что выработка консолидированного подхода со стороны мирового сообщества к проблеме "непризнанных" государств лишь дело времени.

ПМР часто пытаются представить в негативном свете, игнорируя при этом наши усилия в области демократии, не замечая самые очевидные факты – наше государство создано для обеспечения безопасности каждого приднестровца, защиты от посягательств на свободу и человеческое достоинство наших граждан.

Разумеется, каждое государство обладает своей спецификой, однако для нас, как и прежде, важна объективная оценка ситуации со стороны зарубежных государств.

В данной связи можно отметить, что европейские эксперты неоднократно отмечали высокий уровень политико-правового потенциала Приднестровья, экономическую жизнеспособность нашей республики.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.