Двуглавая политика
Как и ожидалось, новое правительство Германии, следуя представлениям Ангелы Меркель о правильной внешней политике, обратилось одновременно на Восток и на Запад.
На Восток, чтобы успокоить самого верного американского союзника т.н. "новой Европе" – Польшу. Начатое Шредером интенсивное сотрудничество с Россией представлялось польским политикам чуть ли не попыткой возрождения "особых русско-немецких отношений" в ущерб Польше, а затяжной спор о "центре жертв этнических депортаций" в Берлине изображался как попытка пересмотреть историю Второй мировой войны. Меркель разрядила атмосферу, заверив обеспокоенных призраком германской самостоятельности польских коллег в том, что все внешнеполитические начинания ФРГ прочно увязаны в общеевропейский контекст и немыслимы вне согласования с иными членами Евросоюза. Более того, в геополитическом контексте варшавским партнерам была предложена перспектива реанимации знаменитого "Веймарского треугольника" - Франции, Германии и Польши. Эту структуру, в историческом контексте особой памяти о себе не оставившую, предполагается превратить в "новый двигатель европейской интеграции". С одной стороны, она заменит нехорошую с точки зрения немецкой политкорректности и неприятную полякам "ось" Париж-Берлин-Москва, с другой – сильнее свяжет Польшу и европейские структуры.
Второй вектор германской внешней политики – западный, трансатлантический, должен был, по замыслу Меркель, вновь приобрести то значение, которое он имел до иракского кризиса. Однако новое начало германско-американской дружбы было омрачено сообщениями о тайной деятельности ЦРУ в Европе, в частности, об использовании немецких аэродромов при перевозках американцами "лиц, подозреваемых в терроризме" в "тайные тюрьмы ЦРУ". Тюрьмы эти, по утверждению репортеров, находятся не только в Афганистане, но и во многих странах так называемой "новой Европы", политические элиты которых зависят от США и не так щепетильны в вопросах прав человека, как "старые европейцы".
Хотя Кондолизе Райс вроде бы и удалось успокоить союзников по североатлантическому блоку, заверив их, что через европейское пространство к "местам пыток" заключенные не транспортировались. Однако информация о деятельности ЦРУ в Европе дала повод к первому серьезному внутриполитическому кризису в Германии. Как выяснилось, "американские друзья" и раньше информировали некоторых немецких политиков о своей "борьбе с терроризмом" – и политики эти, ценя оказанное доверие, хранили информацию при себе. Но особое возмущение оппозиции (прежде всего, либеральной СвДП) вызвала история с немецким гражданином ливанского происхождения Аль-Масри, по ошибке похищенным американцами в начале 2004 года в Македонии продержанном почти полглда в афганской тюрьме. Утверждается, что информацией о похищении немецкого гражданина располагали на доверительном уровне как тогдашний министр внутренних дел Отто Шили так и шеф Службы Федерального Канцлера, а нынешний министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер. Доверие американских союзников, с точки зрения реальной политики, было важнее судьбы немецкого гражданина, однако с официально-правовой точки зрения молчание немецких политиков непростительно. Левая оппозиция подчеркивает, что верность "американским друзьям" не должна перевешивать верности немецкому закону и конституции.
Сложившаяся ситуация указывает на серьезную дилемму европейской внешней политики. С одной стороны, представления нынешней американской администрации о способах борьбы с международным терроризмом во многом расходятся с принятыми в Евросоюзе стандартами, более того, с нынешней европейской традицией. С другой стороны, интересы реальной внешней политики представляются членам Евросоюза неизмеримо более важными, нежели четкая артикуляция европейских принципов по отношению к США. В особенности эта дилемма касается Германии. Внешнеполитическая корректность немцев, представляющаяся стороннему наблюдателю иной раз чрезмерной; приверженность международным правовым нормам и мирным способам преодоления конфликтов являются следствием печального исторического опыта, приобретенного этой страной в ХХ веке. Именно поэтому немцы считались "образцовыми европейцами".
Верность идее европейского единства, всесторонняя интеграция в структуры Евросоюза, приоритет европейских ценностей до сих пор являются основополагающими составными так называемого "внешнеполитического консенсуса" солидных немецких партий. Верность же США – это, прежде всего, историческое наследие послевоенных боннских политиков, внешнеполитическая традиция ХДС, лидером которой является ныне Меркель.
Внутриполитический скандал, связанный с расследованиями деятельности ЦРУ в Европе, ударил по новому германскому правительству прежде, чем оно успело обрести четкий внешнеполитический профиль.
?>