Добро как привилегия
Праздник Пасхи испокон веку посвящался делам милосердным и благочестивым. В канун праздника и в современной России многие будут говорить о доброте и гуманности. Быть может, даже подводить итоги ушедшего года, провозглашенного Годом благотворительности в России.
Не хвастовства ради...
Российские компании, по оценкам экспертов, уже выделяют до одиннадцати процентов прибыли на благотворительность и социальные программы. "Лукойл" тратит в год около 100 миллионов долларов, "Северсталь-групп" — 50 миллионов…
Заботятся, жертвуют, помогают. Эталонов подлинной благотворительности не существует, никто не установит для корпорации показатель ее социальной ответственности. Но странным образом многие наши бизнесмены и корпорации, "спешащие творить добро", озабочены необходимостью широко оповещать о своей щедрости. Вопреки рекомендациям Уильяма Хаттона, известнейшего английского книготорговца и менее известного писателя XVIII века: "Благотворительность, которая спешит громогласно объявить о своих добрых поступках, перестает быть благотворительностью и становится гордостью и хвастовством".
#comm#По классификации российских социологов, сегодняшние российские филантропы условно делятся на "китов", "олигархов", "толстяков", "рекламщиков" и "миссионеров". #/comm#
Первые - это очень крупный бизнес, как аксиому воспринимающий тот факт, что предпринимательство - явление социальное. Они меньше говорят, но больше реагируют на конкретные общественные процессы, учитывая их в своих интересах. Вторые стали собственниками в процессе приватизации девяностых годов, они охотно говорят о социальной ответственности, видя в ней некую защиту, за которой можно укрыться от политических рисков. Третьи получили в ходе той же приватизации наряду с кусками собственности еще и массу "социалки", которая стала для них обузой и головной болью. Четвертая категория бизнесменов именуется "рекламщиками", поскольку старается решить свои собственные проблемы - главные из которых неэффективность, а иногда и нечистоплотность бизнеса – публичными рассуждениями о своей социальной ответственности, "правильности" и "патриотизме". Реже всего встречаются представители пятой категории, "миссионеры". Эти бизнесмены искренне стараются сделать мир лучше и всерьез относятся к понятию социальной ответственности. Однако в большинстве своем они уже отошли от дел, миссионерство плохо совместимо с непосредственным ведением бизнеса.
Благотворительность в рекламе не нуждается. Наша, российская филантропическая деятельность, еще в 1885 году удостоилась повести Дмитрия Григоровича под названием "Акробаты благотворительности": автор заклеймил филантропов, преувеличивающих размеры оказываемой ими небольшой помощи нуждающимся, зато извлекающих из этого огромную пользу для себя лично.
Сегодня, много лет спустя, наше общество также сталкивается с "акробатами благотворительности". Не только наше общество, понятно. У американцев благотворительность популярна в пользу детей, страдающих полиомиелитом, кардиологическими болезнями, поэтому посетители "благотворительных балов" зачастую интересуются друг у друга: "По поводу какого недуга мы веселимся сегодня?".
Интересно, сколько, скажите на милость, стоит желание уважаемого "Газпрома" поведать о своей благотворительной деятельности в лучшее телевизионное время? На днях попался в руки глянцевый журнал: несколько полос отведено рассказу о благотворительной деятельности одной из крупнейших наших компаний.
Значит, денно и нощно нам следует напоминать о щедрости и доброте филантропов. В канун Пасхи, видимо, усиленно.
К гробу карман не пришьешь
Естественно, Запад для нас – не образец для подражания. В бизнесе, как в жизни, убеждены американские специалисты, в конечном счете, уважением пользуются те, кто соблюдает рамки законности и этические нормы. Как-то неловко напоминать, что основатель корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс и его жена за 2003 год пожертвовали на благотворительные цели 23 миллиарда долларов. Просто-напросто более половины своего чистого дохода. В середине прошлого года миллиардер Уоррен Баффетт объявил о своем намерении передать 37 миллиардов долларов - большую часть своего состояния - благотворительному фонду все того же Билла Гейтса.
#comm#Не все американцы - миллионеры и миллиардеры, но подавляющее большинство, 83 процента взрослых жителей США, в 2006 году делали пожертвования благотворительным организациям. #/comm#
Правда, оказалось, что средний размер пожертвования в 2005 году составлял 1352 доллара, а в минувшем году снизился до 1220. Странно для нас звучит, но 90 процентов пенсионеров делали пожертвования, точно так же поступали 70 процентов студентов и… 59 процентов безработных.
И продолжают заниматься этим ежегодно, не требуя почестей и "пиара". Газеты сообщают о миллиардных пожертвованиях в несколько строк, как о само собой разумеющемся. В обществе, где больше двух третей компаний жертвуют деньги на благотворительные нужды, около половины бесплатно предоставляют товары или услуги, подобное "мотовство" - в порядке вещей.
Может, они следуют заветам Джона Рокфеллера-младшего, утверждавшего: "Думайте о том, чтобы поделиться с ближним не как о долге, а как о привилегии". Может, понимают: к гробу карман не пришьешь.
К вопросу о респектабельности
У нас сам термин "благотворительность" стал привычным и расхожим, одна из комиссий Общественной палаты сосчитала: в 2005 году в средствах массовой информации было опубликовано 1500 статей на эту тему, а за девять месяцев 2006 года — уже 10500.
Это – свидетельство прогресса. Анна Ахматова резко замечала: "Прежние богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным, а эти не знают". Прежние – это жившие при царизме, когда предпринимательское сословие активно занималось благотворительным участием в жизни общества. Причин было две. Совестливость и нравственность, а также мотивация престижа, потому что в дореволюционной России невозможно было продвинуться в обществе, не совершая социально ориентированных поступков.
Причем – не разового благодеяния. Устав Обществ общественного призрения обязывал при их создании обеспечить необходимый капитал – чтобы после смерти основателя дело продолжали наследники. В 1896 году так называемых социально-ориентированных заведений насчитывалось 3555.
#comm#Честных людей у нас много, а общепризнанный размах российской нищеты и буйный эксгибиционизм богатства признается редко и глухо, несмотря на все дипломатичные или почти прямые намеки. #/comm#
"Считаю, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным, – заявил в своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин еще в 2005 году. - Вряд ли он станет уважаемым, причем не только в мире, но, что еще важнее, внутри своей собственной страны, ведь многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества".
Но… "Добро по указу - не добро!" - указывал Иван Тургенев, подчеркивая, что благотворительностью движет только бескорыстное желание помочь ближнему.
Искренность людей, готовых жертвовать на благотворительность, может вызывать только уважение. Поэтому я хотел бы поблагодарить ОАО "Газпром" за подлинную заботу о людях, в ней нуждающихся. Заодно – предложить отказаться от демонстрации по ТВ своих роликов, напоминающих о заботе "газовиков" о спортсменах, о подрастающем поколении.
Экономия может быть огромной, деньги пойдут на все ту же благотворительность, от чего мы возлюбим родной "Газпром" еще больше.
Скоро Пасха…