Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Демократический» тупик

«Демократический» тупик

Главы из книги Ксавье Моро «Украина. В чем ошиблась Франция» (в сокращении). Продолжение
Ксавье Моро, Париж
16.03.2022
«Демократический» тупик

Катастрофа

Незнание западными политиками реального положения дел на Украине и желание американцев поскорее покончить с Россией в Европе, завершились катастрофой, которая поставила под угрозу само существование Украины как государства. Бедствие, которое постигло Украину после Майдана, носит всеобщий характер, политический и экономический одновременно. Нет ни одного украинца, которого оно бы не коснулось в повседневной жизни.


Политическая катастрофа

Украина, как мы показали, с самого момента её возникновения является хрупким образованием в силу неоднородного состава населения и молодости государства. Государственный переворот, который 21 февраля 2014 года осуществили самые радикальные участники Майдана, положил конец преемственности украинской конституции, худо-бедно пережившей оранжевую революцию и 23 года общей неразберихи. Это нарушение конституционного порядка сотрясло всю нынешнюю украинскую политическую структуру, появившуюся на свет после Майдана. Сразу после захвата власти был распущен Конституционный суд. Тогда же противники новой власти подверглись преследованиям, а те, кто не подчинились – насилию. Украина перестала быть демократией, и на сегодняшний день не восстановилась в этом качестве. Её руководители оказались неспособными встать лицом к лицу с реальной действительностью и теперь поддерживают как бы состояние войны, избегая при этом её официального объявления из-за страха потерять международное финансирование.

bb916.jpgВплоть до государственного переворота 21 февраля 2014 года на Украине происходило чередование прозападных партий северо-запада и русскоязычных партий юго-востока. После кровавых событий в Одессе и Мариуполе в мае 2014 года значительной части русскоязычных политических активистов приходится скрываться, чтобы избежать репрессий. У них больше нет доступа ни к одному крупному телевещательному каналу. Зато реванш «Свободы» носит триумфальный характер. В правительстве, образованном после Майдана, националистам принадлежат более трети министерств, в том числе обороны, а также пост генерального прокурора. На пресс-конференции 28 февраля 2015 года Виктор Янукович обоснованно утверждал, что неонацисты, захватившие власть в Киеве, представляют собой меньшинство. Именно этот парадокс используют французские эксперты (Александра Гужон, Рафаэль Глюксманн и Бенжамен Хаддад), чтобы затушевать проблему. Но коль скоро неонацисты на Украине представляют собой незначительное меньшинство, возникает вопрос, что они делают в правительстве. Ответ, который отказываются давать французские эксперты, состоит в том, что без этих радикальных движений Майдан не привёл бы ни к чему.

Лидеры Майдана, превратившиеся за это время в руководителей карательных подразделений на юго-востоке Украины, называются сотниками. Три партии, входящие в правящую коалицию, имеют в своих рядах этих вероятных военных преступников. Они и образуют партию войны в новом политическом раскладе на Украине.

Другие руководители карательных батальонов также были избраны благодаря поддержке в правительстве или олигархии – например, Андрей Билецкий, официально командующий батальоном «Азов» и ставший известным благодаря своим многочисленным преступлениям, особенно в Мариуполе. Его батальон носит значок дивизии СС “Das Reich”. Эта структура стала точкой объединения всех европейских неонацистов: шведских, хорватских, итальянских, а также нескольких французов, под предводительством Гастона Бессона – маргинала, ныне проживающего в Хорватии, где он служил в начале 90-х в качестве французского наёмника.

Ещё одной особенностью украинской политической системы является массовое присутствие иностранцев в правительстве. Этот аспект характерен для политики ограниченного суверенитета, выбранной украинской элитой, рождённой на Майдане. В нём обнаруживается отсутствие исторических традиций независимого государства. Статус Украины внутри западного мира оказывается таким же, каким он был в составе СССР.

Петр Порошенко, который победил на выборах благодаря обещанию заключить мир в течение трёх месяцев, стал в итоге сторонником военного решения и конфронтации с Россией. Кроме того, он пришёл к соглашению со своим премьер-министром о своего рода мафиозном разделении страны, которое их обоих устраивает. В начале 2016 года западные кредиторы, устав от украинской неразберихи, использовали отставку литовского министра экономики в качестве повода для приостановки экономической помощи. Кажется всё более и более очевидным, что на Западе готовятся предоставить Украину её печальной участи.


Экономическая катастрофа

И хотя Янукович был отстранён, экономические проблемы никуда не делись. К тому же Россия была готова «одолжить» 15 млрд долларов без каких бы то ни было условий, а с западными партнёрами дело обстояло совсем по-другому. Эта полнейшая неосведомлённость относительно экономических проблем Украины удивляет более всего, когда пытаешься проанализировать механизм принятия решения французским правительством. Довольно быстро возникает ощущение, что в Министерстве иностранных дел получили представление о реальном положении дел на Украине только после того, как произошёл государственный переворот.

И для Запада, и для России возникла совершенно новая экономическая ситуация. До февраля 2014 года украинская экономика выживала благодаря тому, что Россия закрывала глаза на несоблюдение графика погашения задолженности украинским правительством. После событий на Майдане эту функцию должны были взять на себя западные страны, точнее Европейский союз, так как Соединённые Штаты, хотя и были причиной государственного переворота и гражданской войны, именно таким образом понимали ситуацию. США принесли демократию, а ЕС должен оплатить дополнительные расходы по проекту.

В марте 2014 года в руках у России оказалось множество экономических рычагов. Украина по-прежнему оставалась должна два миллиарда долларов Газпрому, которые была не в состоянии выплатить. Кроме того, в случае превышения размера госдолга Украины 60 % от ее ВВП, Россия могла потребовать ускоренного возврата своего кредита в 3 млрд долларов, выданного в декабре 2013 года. Однако Россия не использовала эту оговорку и сохранила срок выплаты в декабре 2015 года, как и было предусмотрено изначально. Добавим, что, запретив переводы денег двух миллионов украинцев, работающих в России, на Украину, Москва также могла бы прикончить украинскую экономику, но не сделала этого. Как всегда красноречивый Запад предложил 17 млрд долларов кредита МВФ, но в течение трёх лет и поманил планом помощи в 40 млрд долларов. На самом деле, ситуация такова, что международные финансовые организации предоставляют украинскому правительству только необходимый минимум, чтобы страна избежала коллапса. Все экономические игроки знают, что ни один сантим, выданный украинскому правительству, не будет возвращён.

Для Киева подписание Соглашения об ассоциации – первопричина Майдана, было необходимо, чтобы не потерять лицо. Сначала, 21 марта 2014 года, правительство подписывает «политический» блок соглашения, о существовании которого до этого момента никому не было известно. Это подписание, само собой разумеется, не повлекло за собой введения безвизового режима со странами Шенгенской зоны, более того – понизило шансы Украины стать кандидатом в члены

Соглашение вступило в силу в январе 2016 года и только лишь ускорило развал украинской экономики. Поскольку в отношении Европейского союза действует российское эмбарго, Украина больше не может экспортировать товары в Россию. Открыв границы с ЕС, украинское государство потеряло 500 млн. долларов таможенных доходов, происходивших от торговли с Европейским союзом.

Обстоятельства изменились кардинальным образом. На Украине один дефицит следует за другим: газ, уголь, электричество, ядерное топливо. Только добрая воля России спасла Украину от энергетической катастрофы зимой 2014 года, тогда как, со своей стороны, Украина прекратила поставки в Крым пресной воды.

Девальвация гривны и падение спроса на потребительские услуги сделали украинцев беднее и привели к массовому закрытию малых и средних предприятий. Даже Киев, где уровень доходов населения всегда был выше, чем в среднем по стране, пережил исключительно тяжелые времена.

Вслед за девальвацией гривны большинство украинского населения перешло в режим выживания.

Наряду с этим, все крупные промышленные предприятия востока Украины находятся в состоянии технического простоя и на пути к исчезновению. Цвет аэрокосмической промышленности: «Мотор Сич», «Южмаш», «Антонов» вынужденно простаивают из-за отсутствия основных заказчиков из России. Россия стала сама производить до этого импортируемые составляющие. Многие из производивших их промышленных предприятий на украинской стороне вероятно исчезнут в пятилетней перспективе.


Внутренняя катастрофа

Насилие, ставшее обычным на Украине после Майдана – это, в первую очередь, насилие политическое. Во время событий на Майдане полиция полностью исчезла с улиц, где всевластно царила неонацистская милиция, из рядов которой, кстати, вышел новый генеральный прокурор Махницкий.

21 февраля 2014 года Украина перестала быть демократией. Нынешний режим является одновременно тоталитарным, так как вмешивается в воспитание детей и ежедневно навязывает свою агрессивную пропаганду, и диктаторским, так как закон позволяет СБУ, настоящей политической полиции, направляемой ЦРУ, арестовать любого «подозреваемого» официально на срок 30 дней, а реально на неограниченное время. За один «tweet», один «like» в социальной сети Фэйсбук, антиправительственный комментарий любой украинец может быть арестован и иногда даже подвергнут пыткам. К этому добавляются самоубийства и убийства оппозиционеров.

Легитимное насилие находится в руках олигархов, неонацистских банд и шаек хулиганов, которые обильно финансируются и имеют теперь право решать вопросы жизни и смерти своих сограждан.

Украина стала полицейским государством, где секретные службы могут арестовать и подвергнуть насилию любого автора антимайданского комментария в Фэйсбуке.

Политическая и олигархическая власть использует неонацистскую милицию для принуждения оппозиционеров к молчанию и в целях захвата промышленных активов.


Гражданская война

«В 1954-м Хрущёв, произвольным капризом сатрапа, «подарил» Украине ещё и Крым. Но даже и он не догадался «подарить «Украине Севастополь – отдельный в СССР город центрального подчинения. Этим займётся американский Госдепартамент, сначала голосом посла в Киеве Попадюка, а затем и более официально. Изживание Черноморского флота из Севастополя является низменным злостным надругательством над всей русской историей XIX и XX веков. При всех этих условиях Россия ни в какой форме не смеет равнодушно предать многомиллионное русское население на Украине, отречься от нашего единства с ним».          

Александр Солженицын


Крымская весна   

Произошедшее в Крыму – это совершенно иная история, её нельзя рассматривать в том же ключе, что и собственно конфликт на Украине. Крым был присоединён к Украине в 1954 году, он не имел никаких украинских корней и никогда не был частью украинского проекта. К тому же в Крыму не проводилась насильственная украинизация 20-х годов. Крымчане всегда считали присоединение полуострова к УССР личным оскорблением, они так и не смогли с этим смириться… В 1991 году, в момент развала СССР, создалась ситуация, при которой полуостров получил реальный шанс вернуться в состав России.

В 1992 году Крым становится основным предметом политического торга между Украиной и Россией… В 1993 году Россия и Украина договариваются о «совместном использовании» Севастополя. Севастополь – это отдельная история в рассказе о Крыме, так как город имел прямое подчинение СССР по Указу 1948 года. С юридической точки зрения, Киев не имел никаких оснований присоединять Севастопольский порт к своей территории. Севастополь становится своего рода русским Гибралтаром, и так вплоть до 2014 года, когда решение о присоединении Крыма к России было принято населением Крыма на референдуме. Договор о дружбе, подписанный между Россией и Украиной в 1997 году, носил в основном декларативный характер и лишь на время решил проблему как Севастополя, так и Крыма.

В начале 1992 года народ России был настроен оспорить присоединение Крыма к Украине в 1954 году. Киев знал, что подавляющее большинство, практически всё население Крыма, не считало себя украинцами и хотело воссоединения с Россией. Чтобы как-то задобрить местные власти, 29 апреля 1992 года Кравчук предоставил Крыму широкую автономию. Несмотря на это, 5 мая парламент Крыма провозгласил свою независимость и на 2 августа назначил референдум. Киев признал это решение недействительным и лишённым юридической силы. Не получив поддержки из Москвы, Крым в конечном итоге был вынужден подписать договор с Киевом, по которому полуострову предоставлялись ещё более широкие полномочия в рамках автономии взамен на отказ от референдума. Благодаря этому особому статусу, полуострову в течение 20 лет удавалось избегать насильственной галицизации, проводимой на материковой части Украины.

Через двадцать лет после распада СССР, когда крымский парламент вновь проголосовал за независимость, его призыв был услышан в Москве и процесс стал необратимым. Иначе говоря, Крым вышел из состава Украины точно по тому же принципу, по которому Украина вышла из СССР. Можно привести здесь также сравнение с Косово, чтобы показать, как вольно Запад обращается с международным правом вообще и с Сербией в частности. Каждодневно так называемое европейское сообщество позволяет себе попирать резолюцию 1244 Совета Безопасности ООН. При этом с юридической точки зрения Крым и Косово не имеют ничего общего. В Крыму этот процесс прошёл через парламент, а затем через референдум. В Косово же имело место военное вторжение, этническая чистка неалбанского населения, за которыми последовало объявление независимости. Объединение Севастополя и Крыма с Россией следует считать окончанием незаконной аннексии полуострова Украиной.

Как могли Запад вообще и Франция в частности только подумать, что Россия останется безучастной в то время, когда к власти приходит партия «Свобода»? Самое простое, но не самое приятное для западных дипломатов и экспертов объяснение заключается в их некомпетентности, так как сам факт идеологической близости к Вашингтону никак не может служить оправданием столь грубых просчётов.

Как и с материковой частью Украины, Вашингтон серьёзно вложился, чтобы вовлечь Крым в свой украинский проект. Крым, без сомнений, был крепким орешком для американского генштаба. Во-первых, благодаря географическому положению полуостров было легко держать под контролем всего лишь одним войсковым соединением, даже немногочисленным, а во-вторых, его население состояло в основном из русских и русскоязычных украинцев. В противовес этой демографической реальности ещё в середине 90-х американской администрацией был разработан план решения крымского вопроса. Речь идёт о репатриации крымских татар, высланных в Среднюю Азию в годы Второй мировой войны. С этой целью Госдепартамент поддержал создание меджлиса, народного собрания крымских татар. В своей деятельности Меджлис не останавливается даже перед террористическими методами… В отличие от Киева, где американский Госдепартамент мог рассчитывать на различные политические силы, такие как олигархи, неонацистские боевики, религиозные или либеральные фанатики, в Крыму единственной его опорой могли быть лишь татары. Избранный в 2010 году крымский парламент, легитимность которого никак не может быть подвергнута сомнениям, был полностью на стороне пророссийских партий.


Военный провал

«В самостоятельном развитии – дай Бог Украине всяческого успеха. Отяжелительная ошибка её – именно в этом непомерном расширении на земли, которые никогда до Ленина Украиной не были: две Донецкие области, вся южная полоса Новороссии (Мелитополь-Херсон-Одесса) и Крым». Александр Солженицын

Французская дипломатия не была готова к воссоединению Крыма с Россией и оставалась в полном неведении по поводу ситуации на Востоке Украины вплоть до августа 2014 года, когда провал украинской армии было уже невозможно отрицать. И тут дипломаты, отказывавшиеся представить себе такое развитие событий, принялись утверждать, что успешное завершение крымских событий потребовало от России серьёзного военного присутствия. Эти абсурдные утверждения продолжали звучать из уст западных дипломатов, несмотря на то, что они шли вразрез с разведданными французских спецслужб, которым было хорошо известно, что сведения, переданные НАТО американскими спецслужбами, не соответствовали действительности. Можно только сожалеть, что французское правительство предпочло поверить дипломатам, а не военной разведке DRM, что не лучшим образом сказалось на репутации Франции и тяжело отозвалось на её военно-промышленном комплексе.

Делая хорошую мину при плохой игре и пытаясь спасти свои войска, Петр Порошенко соглашается поехать в Минск, где собрались три европейские континентальные державы: Россия, Германия и Франция, и где Порошенко должен был поставить свою подпись под соглашением о прекращении огня, внесении поправок в Конституцию о предоставлении широкой автономии Донбассу, выплате пенсий пенсионерам Донбасса и амнистии повстанцам. Порошенко поставил свою подпись, но не собирался соблюдать ничего, кроме перемирия, которое было под контролем ОБСЕ. 13 января, сразу после его возвращения из Минска, министр иностранных дел Павел Климкин заявил в Раде, что Киев не брал на себя обязательств об изменении Конституции по статусу Донбасса. Командиры карательных отрядов с Ярошем во главе сразу же заявили, что считают Минские соглашения предательством. Иначе говоря, его присутствие в Минске ни к чему не привело.

США очень серьёзно отнеслись к этому военному провалу, очень уж велик был риск полного развала украинской армии. Вашингтон не хотел оказывать Украине ни финансовой помощи, ни военной. Американское правительство провело ряд символических мероприятий, призванных поднять боевой дух украинских военнослужащих.


Призрак российской угрозы

Если военную ситуацию американскому Госдепартаменту не удалось взять под контроль, то с информационной войной дело обстоит совсем иначе, она в самой жёсткой форме ведётся с самого начала конфликта. Мы не будем здесь останавливаться на взаимных обвинениях в преступлениях, которые слышны с обеих сторон. Лучше рассмотрим подробнее общие для Киева и НАТО обвинения в российском военном присутствии. Каждый человек по прошествии времени может увидеть, насколько послушно большинство французских СМИ повторяло языковые заготовки, языковой камуфляж, разработанный специально подготовленными людьми. Но ни одно из обвинений в российском военном присутствии ни разу не нашло подтверждения, так же, как и за сбитый лайнер рейса МН17.

Возникает такое ощущение, что французская пресса методично воспроизводит информацию НАТО и украинского Генштаба, не удосужившись провести хотя бы элементарные расследования на местах.

Призрак российской угрозы в конечном итоге наносит удар по американской помощи Украине. Так, сенатор-республиканец от штата Оклахома Джеймс Инхоф выставил себя на посмешище, показав фото российских войск на Украине, эти фотоматериалы он получил от украинских депутатов в декабре 2014 года. Дело в том, что на самом деле это были российские войска, но в Грузии в 2008 году. Это прекрасно иллюстрирует тот факт, что стиль отношений в стратегии коммуникации американского Госдепартамента сохранён в духе 90-х годов. В те времена было непринципиально, что информация оказывалась лживой или фотомонтажом, или постановочной съёмкой. Главным было создать образ противника-изгоя и потом его эксплуатировать и распространять через СМИ, чтобы сразу достичь цели. Интернет разрушил монопольное право на информацию. Любой желающий может проверить в интернете происхождение фотоматериалов и определить фотомонтаж. Любая ложь в СМИ не имеет в наше время прежнего эффекта, к тому же может навредить своему автору.

Показательным кажется также и то, как российская сторона и американцы передают свои доказательства. Россия организовала международную конференцию по сбитому Боингу, на которой были представлены все результаты исследований по причинам крушения. А вот США передали через Твиттер и Фейсбук малодостоверные сведения, предназначенные скорее для западных журналистов. СБУ сразу же распространила грубо сфабрикованную аудиозапись, которая даже не была принята комиссией по расследованию крушения самолёта, хотя Мари Мендрас, внезапно ставшая экспертом по аудиозаписям, заявила о её подлинности на следующий же день, выступая на государственном радио France Culture. Призрак российской угрозы распространяется на воздушное пространство, где самолёты НАТО преследуют российские самолёты, летающие в международном пространстве. В октябре 2014 года в территориальных водах Швеции появляется российская подлодка, своего рода «корабль-призрак», который через пять месяцев оказывается техническим кораблём. НАТО пользуется украинским кризисом, чтобы попытаться запугать население Швеции и Финляндии и склонить эти страны к вступлению в Североатлантический союз.


Публикацию подготовил Валерий Панов

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..