Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Бишкекская депеша

Бишкекская депеша

Максим Соколов
28.03.2005

С 18 марта, в последние дни прежней киргизской власти, когда уже было ясно, что идет обвал, среди лояльных граждан Киргизии (или почитающихся таковыми) массово распространялся текст новогоднего доклада посла США в Киргизии Стивена Янга Госдепартаменту США. В приписываемом Янгу тексте посол извещал руководство о своей деятельности по продвижению демократии в регионе.

"Для минимизации российского влияния ... Для усиления нашего влияния в Центральной Азии, в особенности в Кыргызстане, мы рассматриваем эту страну, как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане... В попытках обеспечить честные и демократические выборы в КР и сохранить наши позиции в СМИ и контакты с лидерами оппозиции, я предлагаю сфокусироваться на дискредитации нынешнего политического режима... Мы должны предпринять меры для распространения информации о возможном ужесточении политической свободы... во время предвыборной кампании... Существенным является увеличение суммы финансовой поддержки до 30 миллионов долларов оппозиционным партиям etc."

На самих киргизов документ не произвел особого впечатления - там было уже не до того; более активно он читался и комментировался в России. Возможно, еще и поэтому последовало гневное опровержение - "Этот «документ» (..) в клеветническом виде представляет политику США по отношению к Кыргызстану... Подготовка и распространение этого фальшивого документа оказывает «медвежью» услугу народу Кыргызстана... Мы призываем власти Кыргызстана осудить эту фальшивку и ясно выразить свою непричастность к ее распространению".

Бесспорно, на фоне дальнейших событий казус с псевдоянговской депешей несколько потерял актуальность. Хотя бы уже потому, что правительства, которое аккредитовало Янга, более не существует, а вместо него - непонятно что. Тем не менее, сам казус достоин войти в историю дипломатии как интересный прецедент. Предание гласности дипломатической переписки (или выдаваемой за таковую) другой державы - случай крайне редкостный.

Сама аутентичность документа вызывает серьезные сомнения. Налицо неточности в оформлении текста, но даже не будь их, не очень понятно, как он попал в руки распространителей. Дипломатическая переписка - дело секретное, и вряд ли киргизская разведка (или даже - чтобы все версии были охвачены - разведка другой страны) имела доступ к сейфам и шифрам американского посольства в Бишкеке. А если даже имела, то вряд ли пошла бы на публикацию, поскольку она эквивалентна оповещению американской стороны о том, что шифры посольства известны разведкам других держав. Обыкновенно так не делается - по вполне понятным причинам. Шифры (если доступ к ним есть) еще сгодятся.

Правда, тут есть известная тонкость. Дипломатическая секретность - в особенности в тех случаях, когда речь идет об интригах и заговорах, имеющих целью свержение правительства аккредитующей страны - объясняется двумя соображениями. Во-первых, если властям этой страны станет известно о некотором тайном заговоре, он может быть сорван. Во-вторых, неизбежен скандал в связи с грубым (и к тому же вышедшим на поверхность) вмешательством во внутренние дела страны пребывания. Но это - когда речь идет именно о заговорах, предполагающих тайну. Методика же бархатных революций принципиально иная. Она как раз предполагает гласность, как средство давления на свергаемое правительство - так называемая хроника объявленного свержения. Решение принято, механизм запущен, часы тикают, оппозиция, загодя заявившая о своей победе, получила поддержку демократического мирового сообщества (в данном случае представляемого посольством США) - и сопротивляться бессмысленно. Оранжевая, бархатная etc. специфика в том, что это - гласный заговор. Все делается практически в открытую, чтобы тем убедительнее разъяснить свергаемому правительству всю безнадежность сопротивления. Чем-то это похоже на военную спецпропаганду с листовками "Вы окружены", каковые листовки попутно являются пропусками в плен. "Гарантируем жизнь".

В силу такой специфики сознательное разглашение переписки, допущенное революционным посольством, может служить еще одним средством давления на правительство страны пребывания. Может, но нет уверенности, что дипломатическое ведомство США сделало этот логический вывод. Все ведомства такого рода довольно консервативны. Устраивать заговоры - это всегда, за этим стоит многовековая традиция, а допускать открытость дипломатической переписки (хоть бы это и было хорошо для пользы дела) - это идти поперек всем традициям. В принципе возможен еще и тот вариант, что перед рабами и животными не принято стесняться, скандалить они все равно не в состоянии, и бумажки в посольстве готовились без всякой секретности просто потому, что так удобнее - отсюда и утечка. Разумеется, и это - всего лишь спекуляция, поскольку мы не знаем, как в бишкекском посольстве была поставлена работа Первого Отдела.

Однако, все споры такого рода, хотя и занимательны, но, в сущности, не имеют значения, поскольку сомнительный документ не сообщает ничего такого принципиально нового, о чем не уже сообщали бы тексты и документы вполне аутентичные и авторизованные. Что на самом деле писал Янг, мы не знаем, но знаем зато, что ничего из сказанного в присываемой ему депеше не противоречит вполне официальной концепции всемирной борьбы с тиранией и за демократизацию посредством поддержки освободительных движений в угнетенных странах. Финансирование, обещание занять благожелательную позицию в случае конфликта, солидарность в сделанном загодя непризнании результатов выборов, взаимодействие с неправительственными организациями из США, ведущими основную работу - и чего же здесь нового и конспиративного? Все это неоднократно наблюдалось и в Сербии, и в Грузии, и на Украине - псевдо-Янг, герой таинственной депеши, тут идет стопа в стопу со своими коллегами, и неясно, к чему столько шуму. Это не говоря о том, что в начале марта в Конгресс США поступил вполне официальный законопроект, предписывающий учредить в Госдепе и ряде американских посольств специальные отделы по продвижению демократии. Депеша лишь описывает деятельность, которую многие видные сенаторы и конгрессмены намерены полностью узаконить, не видя в ней ничего предосудительного, а только похвальное. И где же тут "клеветнический вид"? Заметим попутно, что о таковой же деятельности янговских коллег в Белграде, Тбилиси и Киеве не писал только ленивый, однако никакого негодования по поводу столь грязной клеветы это не вызывало. Скорее заслуженную гордость.

Причина сегодняшнего негодования может быть двоякой.

Во-первых, факт публикации (псевдо-)депеши действительно беспрецедентен, и тот, кто сам плюет на все международное право, вовсе не обязательно готов допустить такое же вольное обращение с международными законами и обычаями со стороны других - тем более со стороны обреченных к закланию. Сильный действует, как хочет, ибо он - всемирный борец с тиранией, слабый обязан умирать строго по правилам, отнюдь не позволяя себе несанкционированных конвульсий.

Во-вторых, пройди в Бишкеке все так же относительно гладко, как в Тбилиси и Киеве, про (псевдо-)депешу никто бы и не вспоминал. Тиран низвергнут, свобода восторжествовала, новый туземный царек сладострастно лижет сапоги проконсулу - и чего поминать былое? Но в Киргизии программа дала сбой, и вместо гармонической картины явился полный хаос. Несколько (или даже довольно сильно) утрируя, можно сказать так: душевное состояние посла Янга, а равно и его начальства, сегодня напоминает известное "Тут Паша Эмильевич, обладая сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить руками и даже ногами". Понятно, что именно таким образом Пашу Эмильевича, Пашу Вольфовича etc. наказывать никто не будет, но конфузия есть конфузия, всегда вызывающая поиски крайнего, каковым крайним быть никому не хочется. Отсюда и справедливое возмущение госдепа кознями безвестных провокаторов, коварно приписавших послу Янгу точное следование официальным принципам неуклонной борьбы за продвижение демократии.


Текст доклада, приписываемый послу США в Киргизии Стивену Янгу

Посольство США
Бишкек, Кыргызская Республика
30 декабря 2004 г.

Доклад о предвыборной ситуации

Анализ социальной и политической ситуации в Кыргызстане показывает рост нестабильности накануне парламентских выборов в стране. Наряду с экономическим кризисом и обнищанием нации, коррупцией в государственных органах и оттоком рабочей силы за рубеж, некоторые внешние факторы явились ударом по урегулированию политических сил, например, влияние (кроме наших геополитических интересов) России, Китая, Узбекистана, Казахстана. И меньшая степень влияния европейских стран и радикальных исламских идей, идущих из Ирана.
Результаты опроса общественного мнения в Кыргызстане, проведенного посольством США совместно с ЮСАИД, Национальным демократическим институтом, Республиканским исследовательским институтом и другими международными организациями, включая «Фридом Хаус», Интерньюс Нетворк, фонд Сороса и фонд Евразии, о влиянии вышеуказанных стран на политическую активность населения, позволяют нам сделать вывод, что в настоящий момент ни одно из этих государств не имеет превалирующего влияния. Единственным исключением является Россия, с которой значительно считаются в Кыргызстане, так как она сохранила связи различного рода с этой республикой. Аскар Акаев, будучи протеже России, управляется из Москвы. Однако, мы не имеем фактов российского финансирования какого-лио кандидата или партий.
Что касается Китая, перспектива центральноазиатского развития ставит Пекин в зависимость от кыргызских энергоресурсов и потенциала электростанций. Однако, международная политика Кыргызстана нацелена на торговлю и экономическую экспансию, которая совпадает с дальнейшими планами Китая, особенно, когда это касается электроэнергии и водных ресурсов. Эта причина должна быть принята во внимание, особенно в отношении политики Пекина и его присутствия в регионе.
Наше военное присутствие в Кыргызстане «раздражает» Пекин, и временный статус военной авиабазы в аэропорту Манас в Бишкеке дает основание Пекину надеяться на возможный вывод войск США из Кыргызстана. В этой связи мы уверены, что следует ожидать решительные шаги китайского правительства против расширения нашего военного присутствия в регионе. В настоящее время Китай оказывает не официальную поддержку тем политикам, которые склонны на дальнейшие развития отношений с Пекином и сокращение нашего военного контингента в Кыргызстане. В тому же, помощь Акаева в борьбе против уйгурского сепаратизма и религиозного экстремизма является явно недостаточной.
В свете террористических действий против учреждений США в Узбекистане прошлым летом, сведений Госдепартамента США и наших секретных служб о дальнейших планах террористов в отношении Посольства США в Кыргызстане, мы стоим перед реальной угрозой, которая основывается на политических действиях религиозной экстремистской партии Хизбут Тахрир и его радикальных исламских идей, которые оказывают негативные влияния на формирование предвыборной ситуации в стране.
Согласно информации из первых рук, радикализм сейчас активно поддерживается Ираном, Узбекистаном и Саудовской Аравией. Деятельность исламистов направлена на построение мечетей, организацию религиозных образовательных учреждений, организацию пиллигримства и обучение кыргызских религиозных руководителей в мусульманских странах. В настоящее время в Кыргызстане действует около 30 мусульманских организаций и обществ. Среди них наибольшая активность проявляется офисом международной благотворительной организации «Аль-Вакф аль Ислами». Их лидер Мунтазир Абу Хасан в дружеских отношениях с Аскаром Акаевым и Сабировым (Алишер Сабиров, депутат парламента Киргизии - прим. "Столетия"), клерикальными лидерами А.Нарматовым (Абдышукур Нарматов, ректор Исламского института) , М.Магомедовым (Муса Магомедов, заместитель муфтия Киргизии) , О.Чотоновым (похоже, имеется ввиду Дуйшенкул Чотонов, оппозиционный депутат парламента - прим. "Столетия"). Мы собрали факты о контактах руководства партии с представителями чеченской диаспоры. Согласно нашим анализам, Сабиров и Т. Бакир уулу (уполномоченный по правам человека Киргизии - прим. "Столетия"), руководитель «Эркин Кыргызстан», будут получать поддержку от мусульманских организаций на предстоящих выборах. Они также держат связь со сторонниками жесткой линии из «Хизбут Тахрир», чтобы узаконить эту партию в Кыргызстане. В поездках по южным регионам Кыргызстана некоторые члены Посольства нашли информацию о распространении листовок, отпечатанных «Хизбут Тахрир», которые пропагандируют религиозный экстремизм и законы шариата. Принимая во внимание интересы нашего присутствия в регионе и развития демократического общества в Кыргызстане, наша основная цель - в соответствии с ранее принятыми планами - увеличение давления на Акаева, чтобы заставить его уйти в отставку после парламентских выборов. Учитывая, что этот план является исключительной важности, мы думаем, что сегодняшняя оппозиция недостаточно сильна, чтобы бросить вызов властям, хотя Акаев и заявил, что он не собирается продлевать свои полномочия.
Мы знаем, сторонники Акаева подозревают, что оппозиция готовит похожий сценарий выборов, как это было в Грузии и Украине. Это было подтверждено Акаевым на декабрьской встрече Совета Безопасности КР. В случае продления президентского правления Акаев, в основном, будет искать поддержки среди русскоязычной части населения и других этнических меньшинств, а также нескольких тысяч резидентов, зарабатывающих сейчас в России. В этой связи, для лучшего планирования предвыборной тактики, мы должны помнить, что Россия является основным работодателем в Кыргызстане. И прорусское общественное мнение, и популярность русского президента являются достаточно сильными в некоторых северных регионах страны.
Согласно материалам, посланным в Госдепартамент ранее, в настоящий момент проявляются две формации на политической арене Кыргызстана. Они будут бороться за места в парламенте и затем выдвигать своих кандидатов на президентство. Прежде всего, это предвыборный блок Народное движение Кыргызстана. В июле 2004 года он объединил 6 оппозиционных партий, которые выдвинули К.Бакиева (Курманбек Бакиев, в настоящее время и.о. президента Киргизии - прим. "Столетия"), бывшего премьер-министра, как единственного кандидата на пост. Я думаю, что он - наиболее приемлемый кандидат в аспекте плодотворного развития отношений между США и Кыргызстаном. Я встречался с Бакиевым несколько раз и заверил его в поддержке американского президента и правительства. Бакиев выразил свое согласие воспользоваться поддержкой после победы его блока на парламентских выборах. По его словам, после двусмысленного американского вовлечения в выборах в Грузии и Украине, явная американская поддержка, которая будет оказана кандидату, может вызвать негативный эффект на его политической репутации. Более того, он был против разрыва отношений с Россией из-за критики от имени своей партии вмешательства России в украинские выборы.
Среди других значительных политических лидеров мы называем М.Ашыркулова (Мисир Ашыркулов), бывшего секретаря Совета Безопасности, Ф.Кулова (Феликс Кулов, в настоящее время координатор силовых структур Киргизии в новом правительстве - прим. "Столетия"), который до сих пор сидит в тюрьме. Они представляют новую партию - «Гражданский союз за честные выборы».
Мы уверены, что растущая популярность Ашыркулова возникла после недавних скандалов и его демонстративного ухода из президентской команды. По нашему мнению, это была специальная акция для содействия другу президента, чтобы он возглавил «кукольную оппозицию». В этой связи, мы предлагаем продолжить контакты с другим представителем оппозиции - Ф.Куловым, чей срок заключения заканчивается в середине 2005 года. Пользуясь заслуженной популярностью и тем, что он стал жертвой режима, он будет иметь значительный потенциал для борьбы за президентство.
Ф.Кулов разделяет и является сторонником американских концепций свободы и демократии и может рассматриваться как дублирующий кандидат на президентство в случае, если основной кандидат, Бакиев, проиграет.
Мы также успешно продолжаем развивать контакты с другим лидером оппозиции - Р.Отунбаевой (Роза Отунбаева), бывшим министром иностранных дел. Через фонды, предназначенных ей, мы создали систему для того, чтобы лоббировать учреждение и поддержку определенных НПО, также как организацию единой системы масс медиа для лучшего освещения во всей стране ее заявления о невмешательстве России на внутренние дела Кыргызстана.
С целью обеспечения равных условий и помощи лидерам демократической оппозиции прийти к власти, наша основная задача на предвыборный период - вызвать неуважение к властям и к не дееспособному коррупционному режиму Акаева, его про-русской ориентации и незаконное использование «административного ресурса» на выборах. В этой связи, Демократическая комиссия при Посольстве, Фонд Сороса, Фонд Евразии в Бишкеке в сотрудничестве с ЮСАИД, организовали политически активные группы избирателей, чтобы вдохновить их на беспорядки против про-президентских кандидатов.
Мы образовали и открыли финансирование для независимого печатного офиса - Центр поддержки СМИ – и агентства «АКИпресс» для беспристрастного освещения выборов и с целью уменьшения влияния пропаганды государственных СМИ. Мы также оказали финансовую поддержку не-правительственным теле- и радио компаниям.
Согласно результатам общественного опроса, мы можем прийти к выводу, что только меньшая часть населения, бывшие граждане СССР, удовлетворены тесным сотрудничеством с Россией. Молодые люди, в основном ориентированы на Запад. Поэтому мы считаем исключительно важным популяризацию американского образа жизни среди них, чтобы ограничить российское влияние. В 45 государственных высших учебных заведениях имеются собственные организации «Студенты в действии», которых мы планируем использовать с пользой во время парламентских и президентских выборов. На наш взгляд, эти дополнительные средства (5 миллионов долларов), перечисленные Госдепартаментом для проведения семинаров во всех крупных университетах Кыргызстана и организацию обучения в западных странах, оказались недостаточными.

Заключение

В ракурсе предвыборной ситуации и в попытках обеспечить честные и демократические выборы в КР и сохранить наши позиции в СМИ и контакты с лидерами оппозиции, я предлагаю сфокусироваться на дискредитации нынешнего политического режима, и сделать так, чтобы Акаев и его последователи стали ответственными за экономический кризис. Мы должны также предпринять меры для распространения информации о возможном ужесточении политической свободы во время предвыборной кампании.
Это является ценнейшей компрометацией Акаева лично путем распространения сведений в оппозиционных СМИ о вовлечении его жены в финансовые махинации и взяточничестве при назначении чиновников. Мы также рекомендуем распространение слухов о ее возможных планах на президентство и т.д. Все эти средства помогут нам сформировать образ абсолютно неспособного президента.
Существенным является увеличение суммы финансовой поддержки до 30 миллионов долларов оппозиционным партиям на начальной стадии парламентских и президентских выборов и образование дополнительных фондов для НПО, включая Национальный Демократический Институт, Международный республиканский институт, Фридом Хауз, Интерньюс Нетворк и фонд Евразии, поскольку они достигли существенных результатов в рамках широкого информирования населения о подготовке к выборам и о процессах консолидации политических сил.
Для минимизации российского влияния во время выборов мы должны убедить оппозиционные партии сделать обращения к Российскому Правительству о невмешательстве во внутренние дела КР.
Принимая во внимание подготовку плана Госдепартамента на период 2005-2006 гг. для усиления нашего влияния в Центральной Азии, в особенности в Кыргызстане, мы рассматриваем эту страну, как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане, и уменьшение китайского и российского влияния в этом регионе. Установление демократической законной оппозиции в парламенте Кыргызстана является чрезвычайно важным.
Для достижения этой цели мы должны привлечь группы независимых наблюдателей из западных гуманитарных организаций, ОБСЕ и людей из ПРООН в Кыргызстане. Это необходимо для достижения контроля во время выборного процесса и исключения любой возможности финансирования про­президентского большинства в Парламенте.
Стивен Янг
Посол США в Кыргызстане.

Опровержение посольства США в Киргизии

Распространяется фальшивый документ, приписываемый посольству США

По каналам Интернет, а также на площадях среди митингующих, на базарах и остановках, в почтовых ящиках жителей Бишкека сторонниками правительства распространяется документ, который является попыткой имитации доклада посольства США в Бишкеке. Этот «документ», отпечатанный якобы на официальном бланке посольства и датированный 30 декабря 2004 года, в клеветническом виде представляет политику США по отношению к Кыргызстану и к избирательному процессу в этой стране. На нем помещена поддельная подпись посла Янга. Этот документ является грубой фальшивкой, сфабрикованной человеком или группой людей, которые не имеют никакого отношения к правительству Соединенных Штатов Америки.

Документ никоим образом не отражает точки зрения посольства США в Бишкеке. Наша поддержка демократического развития Кыргызстна ясно выражена в официальных документах и направлена поддержку усилий народа и правительства страны по укреплению демократических институтов. Подготовка и распространение этого фальшивого документа оказывает «медвежью» услугу народу Кыргызстана и наносит вред добрым отношениям между США и Кыргызской Республикой. Мы призываем власти Кыргызстана осудить эту фальшивку и ясно выразить свою непричастность к ее распространению.




Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.