Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Андижанская закономерность

Андижанская закономерность

Александр Лукоянов
16.05.2005

То, что произошло у Узбекистане – закономерность, о которой говорилось многими аналитиками как минимум на протяжении последних нескольких лет. Внимание на такого рода предостережения никто из ответственных государственных лиц не желал обращать. Не хотят этого понять многие политики до конца и сегодня, предпочитая каждый раз делать умно-удивленные лица.

А чему собственно удивляться? Тому, что на президента Узбекистана совершались покушения, которые пытались рассматривать как деятельность отдельных экстремистов от ислама? Или тому, что в Средней Азии активно действуют исламские организации, открыто претендующие на участие в управлении страной? Ведь с 1990 г. организаторы Исламской партии возрождения (ИПВ), положившей начало легальной деятельности аналогичных организаций по всему Советскому Союзу, открыто и честно сказали, что они намереваются в будущем бороться за право участвовать в политике. Причем, на вполне легальной основе, не нарушая законодательство. И от этой цели никто не отказался.

Другой вопрос, что легального доступа во власть они не получили. Власти их попросту боятся допускать к рычагам управления государством. Не могут они между собой никак договориться.

И разве удивительно, что здесь существуют действительно экстремистские силы? В том числе и стоящие за (именно – "за", а не "под") зелеными знаменами.

Неужели никто из влиятельных чиновников не понимает закономерного характера происходящего? Или политики и их спецслужбы не знают того, как эти группировки использовались и используются ближними и дальними соседями, а также доброжелателями бывших советских среднеазиатских республик, а ныне – совсем свободных и независимых государств?

Многие проблемы, породившие современную ситуацию в Средней Азии, уходят еще в недавнее советское прошлое. И о них тогда еще знали партийные и советские власти в центре и на местах. С тех пор эти проблемы не только никуда не ушли, но – напротив – обострились.

Главная проблема, неразрешенность которой с абсолютной неизбежностью ведет регион к взрывоопасной ситуации, – это проблема обнищания населения и диспропорционального распределения материальных и социальных благ. Все. И ничего больше. В СССР, как ни странно, это понимали.

На эту тему еще в советский период писалось масса работ, однако, в связи с событиями в иных мусульманских республиках. И что же? Опыт забыт. Напомним, что после исламской революции в Иране, тогдашнее руководство этой страны, обуреваемое желанием осчастливить своих соседей идеями исламской справедливости, внимательно изучало ситуацию в Средней Азии. И оно пришло к выводу, что население региона не готово к восприятию их идей, т.к. там достаточно успешно решена проблема социальной защиты и материального обеспечения населения. Тема об экспорте революции была прикрыта.

После обретения свободы и государственной независимости старая система социальной защиты была разрушена в Средней Азии, а новая – не создана. Народ начал нищать, правящие структуры – богатеть. И в таких условиях можно рассчитывать на поддержку населения, уезжающего к тому же в массовом порядке из своих независимых государств в поисках заработка? Причем, порой семьи разъединяются на годы, когда отцы не видят своих близких. Неужели не ясно, что в этих условиях люди будут поддерживать те силы, которые могут хотя бы пообещать им иную жизнь? Не надо быть аналитиком, чтобы спрогнозировать последствия. К тому же есть ведь и чужой опыт развития в аналогичных условиях.

Теперь вспомним недавние события в Киргизии.

Тогда Вашингтон приветствовал происходившие события и предостерег соседей Киргизии от оказания силовой поддержки президенту Акаеву и его сторонникам, поскольку судьба Киргизии должна решаться ее собственным народом. Американские политики устами одного из конгрессменов заявили, что происходящее в Киргизии – это последствие тех "политических ветров", которые начались в Грузии, продолжились на Украине, а "теперь перекинулись на Центральную Азию".

И еще. Американцы пояснили тогда, что, как сказал конгрессмен-демократ Бенджамин Кардин, режим президента Акаева не был легитимным, поскольку слишком быстро пал, отказавшись от борьбы. По-другому Акаев действовать и не мог, желая остаться в истории демократом, наверное. В Киргизии США строят теперь новую демократию.

В этих условиях Ислам Каримов, конечно, понимал, что киргизские события – это предупреждение и в его адрес, поскольку принято решение реформировать Среднюю Азию. Ну, а отказываться от борьбы, как это сделал Акаев, он не намерен.

Мы ни в коем случае не утверждаем, что к событиям в Андижане причастны США. Тем более, что американские политики оказались в некоторой растерянности, поскольку не ожидали в этой зоне своих жизненных интересов такого кровавого развития событий.

Кровь пролита в Узбекистане. Она должна была пролиться. И, к сожалению, это не последняя кровь. Фергана, похоже, загорелась по настоящему.

Сможет ли теперь руководство Узбекистана пойти на изменение внутриполитического курса – вот в чем вопрос. Идти на уступки – уже поздно. Не менять социальную политику – тоже проигрыш. Может быть, иностранные советники помогут?


Справка:

"Акрамия" и "Хизб ут-Тахрир". Кто есть кто в восставшем Андижане

По версии самих участников беспорядков, они не причастны ни к каким террористическим организациям и представляют из себя всего лишь группу бизнесменов, которые стали неугодны власти.

Андижан

Третий по размерам город Узбекистана. По словам жителей, уровень жизни немногим ниже, чем в Ташкенте. В Андижане располагается наиболее известное в России предприятие республики - автосборочный завод "УзДэу".

"Акрамия"

В официальном справочнике о религиозных организациях Узбекистана (автор Зухриддин Хусниддинов) "Акрамия" описывается так: "Представители этого религиозно-политического движения верят только в Аллаха и не поклоняются Пророку. Они не признают никакую государственную систему в мире. Они игнорируют всякие государственные законы, отрекаются от своих родителей и подчиняются исключительно предводителям". Таким образом, "Акрамия" представляет собой религиозную секту, основные установки которой не может принять официальный ислам. "Акрамия" исключает возможность сотрудничества с суннитской террористической организацией "Хизб ут-Тахрир".

Власти Узбекистана также утверждают, что "Акрамия" связана Акрамом Юлдашевым, с 1992 года распространявшего листовки и книгу "Иймонга йул" ("Путь к вере") собственного сочинения, призывая к свержению существующего государственного строя в Узбекистане и созданию исламского халифата в том виде, как его понимал Юлдашев.

Главным основанием для преследования бизнесменов, арест и отправка в тюрьму которых вызвала основную волну волнений, стала их причастность к "Акрамия". На следствии также всплыла информация о том, что созданная ими так называемая черная касса - фонд "Байтулмол" - могла использоваться как источник "финансирования терроризма". Кроме того, организацию обвиняли в связях с наркомафией. Первый свой срок лидер "Акрамия" Юлдашев получил именно за хранение наркотиков.

По версии самих участников "Акрамия", они не причастны ни к каким террористическим организациям и представляют из себя всего лишь группу бизнесменов, которые стали неугодны власти. Действительно все осужденные в Андижане за деятельность в рамках "Акрамия" являлись владельцами небольших фирм.

Акрам Юлдашев

Гражданин Узбекистана Акрам Юлдашев восемь лет находится в заключении по обвинению в создании в Ферганской долине исламского религиозно-экстремистского движения "Акрамия". Его часто путают с более известным однофамильцем - одним из лидеров "Хизб ут-Тахрир" Тахиром Юлдашевым. Акрам Юлдашев занимался бизнесом и считался специалистом по исламу, по крайней мере, до создания собственной организации.

В апреле 1998 года решением Андижанского городского суда он был приговорен лишению свободы на 2 года и 6 месяцев по обвинению в хранении наркотиков. В конце декабря того же года был освобожден по амнистии. Однако, на следующий день после взрывов в феврале 1999 года в Ташкенте он был вновь арестован и тем же судом приговорен к лишению свободы на 17 лет, поскольку, по официальной версии, он-то и являлся ведущим организатором этих трагических событий.

Согласно обвинению, с целью осуществления своих корыстных замыслов в начале 1997 года он организовал религиозно-экстремистскую организацию "Акрамия". Вокруг этой организации он собрал "религиозно-неграмотных людей" и вступил с ними в "преступный сговор". Они поставили перед собой цель установить "Халифат" - исламское государство в Ферганской долине, затем на территории Узбекистана и во всем мире. "Акрам Юлдашев так же написал и распространял среди людей книгу "Иймонга йул" (Путь к вере), с религиозно-экстремистскими идеями, которая призывает к изменению государственного строя Республики Узбекистан, к захвату власти и смешению законно избранных и назначенных государственных представителей Республики Узбекистан".

По версии властей, Акрам Юлдашев состоял ранее в террористической организации "Хизб ут-Тахрир", запрещенной в большинстве стран СНГ. При этом никаких реальных подтверждений этой информации нет, равно как и нет подтверждений связи между "Акрамия" и "Хизб ут-Тахрир".

Кстати, арестованный вместе с Юлдашевым "преступный сообщник", осужденный весной 1999 года на 16 лет, Джурахон Азимов, в июле того же года умер от пыток в жаслыкской тюрьме. Через два года Верховный суд Узбекистана частично реабилитировал его. Уже покойному Джурахону Азимову назначили наказание в семь лет лишения свободы.

"Хизб ут-Тахрир"

Полное название "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (араб. - Исламская партия освобождения). Суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 г. амиром (лидером) партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум, 1925 г. р., проживающий в Иордании.

"Хизб ут-Тахрир" провозглашает себя "политической партией, идеологией которой является ислам". Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни ("все стороны жизни должны основываться на нормах шариата") и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - халифата.

В документах "Хизб ут-Тахрир" правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех сегодняшних проблем мусульманской уммы объявляется "отсутствие ислама в повседневной жизни", в том числе "отсутствие исламской системы правления". Согласно тем же источникам, название партии подчеркивает стремление ее членов достичь "полного освобождения от господства неверных, которые правят сегодня во всех уголках мира".

Предполагается, что борьба за реализацию поставленных целей будет включать три стадии, на первой из которых формируется партийное ядро, "готовятся люди, которые верят в цели, задачи и методы партии"; на второй происходит активное "взаимодействие с уммой"; третья стадия начинается после установления исламского государства и включает, среди прочего, "миссию донесения ислама до остального мира". Партия не устанавливает сроков воссоздания халифата, рассчитывая в этом вопросе только на "помощь Аллаха".

Филиалы "Хизб ут-Тахрир" проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции, странах Западной Европы. С 1995 года зафиксирована деятельность партии в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии. В последние годы начала действовать и в Казахстане, и в России. Регулярно сообщается о деятельности "экстремистов" из "Хизб ут-Тахрир", об арестах ее активистов.

Боевики "Хизб ут-Тахрир", по данным узбекских спецслужб, были организаторами массированных террористических атак в Ташкенте в 1999 и 2004 годах. У движения есть свой сайт, обладающий в том числе и русскоязычной версией.

Иван Преображенский, Страна.ру



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..