Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Алма-Ата - город хлебный?

Алма-Ата - город хлебный?

Кто и как устанавливает цену на хлеб в Казахстане
Михаил Николаев
31.10.2007
Алма-Ата - город хлебный?
В октябре в Казахстане произошло много событий, затронувших всех без исключения. Это потрясения в банковском секторе, выразившиеся в резком повышении многими банками процентных ставок по ипотечным кредитам с 11-12% до 16-18%. Это и кризисная ситуация, в которой оказались многие строительные компании, не имеющие средств, чтобы достроить дома. Это и грядущее повышение на 30% тарифов на электроэнергию, воду и газ. И, наконец, наиболее зримыми и ощутимыми для всех оказались резкие колебания цен на хлеб, разумеется, в сторону повышения. 



Что же произошло с хлебом? На поверхности все выглядело так. В начале октября в средствах массовой информации появились сообщения, что в ряде городов на Севере Казахстана – Павлодаре, Караганде и других – значительно подорожал хлеб, на 30-40 процентов. Не разбираясь в причинах, местные власти сразу обвинили производителей и торговцев хлебом в ценовом сговоре. Несколько дней спустя возникла нехватка хлеба в Алма-Ате: хлеб появлялся в магазинах рано утром, раскупался в течение часа, и весь день прилавки с хлебом оставались пустыми. Тогда о проблеме заговорили все.

Куда же исчез хлеб? Быстро выяснилось, что поставки хлеба резко снизились из-за того, что хлебокомбинат в Алма-Ате был вынужден на несколько дней загасить печи, поскольку произошла плановая остановка подачи газа. Еще два дня потребовалось, чтобы печи полностью прогрелись после того, как подача газа восстановилась.

Таким образом, перебои с хлебом длились около недели, но этого оказалось достаточно, чтобы многие проблемы казахстанской экономики стали понятны всем.




Временная остановка хлебокомбината ясно показала, что рынок хлеба в Алматы неконкурентен. Не менее 80-85% потребности населения в хлебе Алма-Аты, города с полуторамиллионным населением, зависит от одного предприятия. До октября многие считали, что в южной столице Казахстана огромное количество малых и больших пекарен и уж с чем проблем нет никаких, так это именно с хлебом. Оказалось, есть проблемы. Существующих пекарен оказалось крайне недостаточно, а объем их поставок никак не может обеспечить Алма-Ату хлебом. Такого тривиального события, как плановая остановка подачи газа для проведения технических работ, оказалось достаточно, чтобы потрясти ситуацию в городе. Нетрудно предположить, что если бы нехватка хлеба продолжалась еще несколько дней, в городе могла возникнуть паника.


Перебои с хлебом – это только вершина айсберга. Когда поставки хлеба возобновились, то оказалось, что продается он теперь по цене примерно в полтора раза выше прежней. Почему?




Причин оказалось много. Попробуем разобраться в них, а также в реакции на ситуацию со стороны властей.

Первая причина – это, как ни странно, нехватка зерна в Казахстане. А ведь страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров зерна. Дело в том, что мировая цена составляет около 200 долларов за тонну, а цена на внутреннем рынке Казахстана – лишь 120 долларов. В этой ситуации казахстанские производители стремятся продать зерно по более выгодной цене - за рубеж.

Для государственных органов Казахстана это не было новостью. Во всех регионах страны существуют стабилизационные фонды. Государство выделяет средства для того, чтобы местные власти закупали зерно и потом продавали его мукомольным комбинатам и производителям хлеба по стабильной, фиксированной цене. Итак, цена зерна и муки оказалась субсидируемой государством, что стало неожиданностью для многих.

Другая неожиданность – то, что государство будет теперь фактически регулировать цены на хлеб. Казахстанские власти убедительно говорят о том, как динамично развивается рыночная экономика, что по многим показателям (например, темпам роста производства на уровне 8-9% ежегодно, интенсивному развитию банковских услуг, прошедшей реформе ЖКХ и т.д.) Казахстан является лидером в СНГ. Более того, Казахстан поставил цель войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. А как же туда войти, если не с эффективно работающей рыночной экономикой? А она предполагает весьма ограниченное вмешательство государства. Конечно, можно установить государственный контроль за ценами. Но будет ли эффективен этот контроль?

Комментируя ситуацию с хлебом, министры и государственные деятели высшего эшелона делали весьма странные высказывания: «Мы договорились с поставщиками хлеба, что они не будут повышать цен» или «Мы считаем, что цена хлеба должна быть 50-55 тенге за буханку (примерно 10-11 руб.), и подписали об этом меморандум с поставщиками». Президент Н. Назарбаев, другие руководители прямо заявили, что эти цены должны находиться под контролем местных органов власти. Зачем же поставщику хлеба, например, небольшой пекарне, продавать хлеб по 55 тенге, если можно продать по 80? Как удалось государственным органам «договориться» о пониженной цене, да еще так быстро – в течение нескольких дней? И ведь «договорились» абсолютно со всеми.


Ответ понятен – никто и не посмел возражать, поскольку государственные органы оказали мощное давление и, по сути, заставили поставщиков хлеба согласиться на новые условия игры.




Чиновники на местах, например, заместитель акима Алма-Аты Яков Заяц, в телевизионных и газетных интервью открыто говорят о том, что одна из проблем, вызвавших повышение цен на хлеб, это необоснованно высокие торговые наценки. Да, именно слово «необоснованные» в отношении наценок, устанавливаемых магазинами, постоянно звучит в критике торговой практики, звучащей со стороны госаппарата. А, собственно, в каком обосновании нуждается торговая наценка на хлеб или на любой другой товар? Магазин как частное предприятие устанавливает ту цену (включающую торговую наценку), по которой он может продать товар.

Но в истории с хлебом выяснилось, что торговые точки действуют неправильно. А как правильно? По указаниям чиновников. А не так ли было в Советском Союзе, где цены и торговые надбавки устанавливались государством и жестко контролировались? Тот же зам. акима Алма-Аты в выступлении по телевидению сказал, что цена на хлеб в городе должна быть 55-56 тенге, а торговая наценка не должна превышать 4-5 тенге за буханку. Так и сказал: «должна», «не должна». Частному производителю хлеба уже не стоит размышлять о ценообразовании, за него уже все решили.

Интересен и такой факт. О повышении цены на хлеб многие люди и практически все чиновники говорят как о цене, установленной «кем-то», и единой для всей страны. А теперь в октябре кто-то взял и повысил эту единую цену. Сначала повысил неправильно, сделав цену слишком высокой – и, действительно, некоторое время цены на отдельные виды хлеба были около 70-80 тенге, то есть 14-16 руб.


Вот и пришлось вмешаться государству и сказать всем, какая цена правильная, около 60 тенге.




Но ведь и до колебаний цен в октябре и после того, как эти колебания были погашены, единой цены на хлеб не было и нет. Например, в центре Алма-Аты в дорогих супермаркетах хлеб всегда был дороже, чем в небольших магазинах на окраинах.

Большинство в Казахстане считает, что проблемная ситуация с хлебом закончилась. А так ли это? До каких пор производство зерна и муки будет субсидироваться из госбюджета? Ведь это деньги налогоплательщиков, которые, по сути, через эти субсидии платят повышенную цену за хлеб, а вовсе не ту, которую видят в магазине. Есть ли у правительства план постепенного сокращения этих субсидий или, наоборот, они будут увеличиваться? Не похоже, что у правительства есть какая-либо долгосрочная программа на этот счет.

Как именно местные власти собираются регулировать цены на хлеб и торговые наценки? Рычаги и способы этого регулирования (кроме силового давления) совершенно непонятны. Уже прозвучали из уст чиновников слова о том, что будут использоваться все инструменты, находящиеся в распоряжении власти, включая органы прокуратуры. Какие именно формы примет ценовой контроль государства, и какие наказания возможны, остается только гадать.

Одна из причин вмешательства государства вполне понятна. Правительство стремилось защитить малоимущие слои населения, для которых хлеб – один из основных продуктов питания.


Очевидно, что в октябрьской ситуации с хлебом государственные органы вмешались не только по экономическим, но и по политическим причинам. Нужно было не допустить дестабилизации в стране и показать, что правительство может контролировать все, даже цены.


Будущее ситуации с регулированием цены хлеба совершенно неясно. Ведь грядет существенное повышение тарифов на электроэнергию, которое неизбежно должно привести к повышению издержек производителей. А если мировая цена на зерно возрастет? Это будет означать необходимость роста госрасходов для поддержки нынешней цены на хлеб. Субсидии, конечно, могут быть краткосрочным инструментом поддержки отечественных производителей, особенно если речь идет о хлебе, но вряд ли можно рассчитывать на их эффективность в долгосрочном периоде. Из-за инфляционных процессов в стране цену на хлеб удержать, скорее всего, не удастся.

Похоже, что в хлебной ситуации правительство вмешалось и решило проблему силовыми методами. А было бы полезно иметь долгосрочную программу, разъясняющую всем, в первую очередь малоимущим, как правительство собирается решать такие вопросы в будущем.

А между тем, вдруг вдвое (до 360-430 тенге, то есть до 74-88 руб.) подскочила цена на подсолнечное масло, в том числе российских производителей. Как быть? Нужно ли казахстанским властям вмешиваться опять и заняться регулированием цен? Может быть, лучше заняться развитием конкуренции на рынках этих и многих других товаров?

Специально для Столетия


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.