Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 января 2023
Всероссийская "пробка"

Всероссийская "пробка"

Александр Горбунов
18.06.2007

Недавний эмоциональный пассаж председателя правительства Фрадкова полюбился телевизионщикам. Нечего и говорить, обещание "Дадим пендаля!", прозвучало эффектно и как-то очень по-народному. К тому же обращено оно было не к кому-нибудь, а к министру Левитину, отвечающему за транспортное сообщение и дороги. Более того, залихватское словечко стало резюмирующим итогом заседания кабинета министров, посвященного дорожному строительству. Правда, насколько эффективным было само заседание, - осталось за кадром. По сложившейся традиции, до населения так толком и не было доведено, о чем, собственно, договорились наши запальчивые и красноречивые министры.

Между тем ситуация с дорогами в стране ужасающая. Когда изучаешь сайты различных областных администраций, среди прочих разделов можно найти графу "транспорт". В ней бодро рассказывается о громадье дорожно-строительных планов. Именно планов. А также о впечатляющем километраже "дорог с твердым покрытием". Это такое труднопереводимое с бюрократического на человеческий язык понятие. Там не сказано, например, "асфальтированных дорог" или "дорог с бетонным покрытием". Просто с "твердым". Не поясняется и степень "твердости" той или иной дороги, а также зависимость ее "твердости" от времени года.

Конечно, впадать в истерическое отрицание российской действительности, многоумно напирая "на всегда актуальное" замечание Гоголя о двух "Д", как о главных наших бедах, не стоит. Кое-что строится, кое-где обновляются федеральные трассы, появляются мосты, в Москве в 1990-е была сделана отличная МКАД, позже достроили 3-е транспортное кольцо.#!#

Однако делается так мало и так медленно, что создается ощущение безысходности. Дороги в том или ином направлении строят только по крайней необходимости. То есть когда без них уже совсем нельзя. Все остальное, в частности ответвления к деревням и даже районным центрам, во многих регионах считается неоправданной роскошью и излишеством.

Не знаю, как у других, а у меня лично возникает чувство дискомфорта, когда я вспоминаю, что проехать от Петербурга или Москвы до Владивостока на автомобиле невозможно. Невозможно в принципе, потому как до сих пор никакого "твердого" дорожного покрытия, связывающего Сибирь и Дальний Восток, не существует. А то, что связывает Сибирь с центральной Россией, больше похоже на "путь-дорожку фронтовую", чем на пути сообщения ХХI века. То есть нормальному человеку понятно - если он не хочет угробить личную машину, нервы и кучу денег, то пытаться совершить полноформатное автопутешествие по родной стране не стоит.

Но подобные рассуждения – всего лишь лирика по сравнению с теми реальными проблемами, что поставлены отсутствием трансконтинентальной трассы перед экономикой. Россия уже давно могла бы стать транспортным мостом Евразии, получив вечно возобновляемый источник доходов за перевозку грузов по своей территории. Да и свое добро возить тоже как-то надо. К счастью, строительство дороги будущего начато в полном объеме. Но все равно движется медленно. Ну а пока большегрузные автомобили, а вслед за ними несчастные легковушки вязнут по оси и глубже на таежных перегонах. Перегоны – не по одной сотне километров. И любезные трактористы время от времени вытаскивают окончательно увязших за определенную мзду.

Что особенно неприятно, происходит все это варварство под пристальным и становящимся все более презрительным наблюдением восточных соседей. Дружественный Китай за последние годы построил такое количество высококлассных трасс, "хайвэев", которого нам с нынешними темпами ни к 2020 ни к 2050 годам не видать.

Одинокая нитка транссибирской магистрали, построеннная еще при государе Николае II, также выглядит все более странно на фоне ветвящихся на глазах китайских железных дорог. Все помнят, как недавно с транссиба в районе озера Байкал рухнул под откос состав с цистернами. Произошла закупорка, стратегическая трасса двое суток стояла. Что будет, если мы построим, как сейчас ожидается, железную дорогу в Корею, соединимся через Сахалин с Японией? В стране Восходящего солнца, кстати, издавна все железнодорожные пути сопровождают строительством дороги-дублера.

И все-таки понадеемся, что титаническими усилиями, "пендалями" и прочими мерами государство сподвигнет транспортников на решение стратегических дорожных проблем Зауралья.

Вернемся к жителям центральных русских деревень, больших и малых городов. Ситуация такова, что за отсутствием возможности купить все более дорожающую недвижимость население перекинулось на покупку машин. Собственное авто по еще советской традиции в сознании многих сограждан почти приравнено по значимости к квартире или, уж тем более, к деревенскому дому. Ну не хватает на квартиру, так купим новую машину – думают многие. И покупают. В данном случае неважно: "жигули" или иномарку.

Важно другое: количество автомобилей увеличилось за последние 15 лет многократно. Обратно пропорционально этому увеличению сокращалось доля дорог, пригодных для проезда. В Москве и впрямь чего-то еще делали. В других же городах тот асфальт, что был положен в "годы проклятого застоя", превратился в сплошные колдобины. На ямах и ухабах подпрыгивают неприхотливые "Газели". Правда, разбежаться им негде – и в уездных городах "пробка" теперь типична. Вот и приходится женщинам рожать прямо на сиденьях пассажирских микроавтобусов, как это случилось недавно в Воронеже.

Следует заметить, транспорт в таких крупных городах, как Нижний Новгород, Екатеринбург или Ростов гораздо более старый и изношенный, чем в столице. В промышленных центрах, вдобавок, почти половина его – огромные трейлеры. А это смог, скопления выхлопных газов. Уже давно на раздолбанных мостовых происходит незамечаемый правительством коллапс. Правительствостремится "не допустить инфляции". Как будто строительтсво новых развязок, объездных и дублирующих дорог способно ее вызвать. Тем временем жизнь больших городов все больше напоминает дурдом на колесах. По будням все часами стоят в заветном желании доехать: утром на работу, вечером с работы. Перед выходными еще большее количество часов уходит на то, чтобы выбраться из города.

Всматриваясь в лица москвичей, стоящих каждую пятницу в двадцатикилометровой пробке с целью попасть на Ярославское шоссе, я понял, что многие уже привыкли и смирились. Наверно, подобное совсем не из разряда христианских добродетелей, такое смирение пугает. Оно настраивает власти на ничегонеделание.

Граждане же сходят с ума, потеряв всякое понятие о прямом предназначении автомобиля, которое, как известно, состоит в том, что он есть средство передвижения. И правда – раз движения нет, то передвигаться некуда. И вот обездвиженные "автолюбители" выводят ночью на улицы своих "стальных коней" и начинают "стритрейсинг" - уличные гонки по-русски. Взрослые люди исступленно давят на педаль газа, выжимая из скорбно звенящих двигателей все, что можно. Подобная модель езды распространена и в светлое время суток. Когда очумевший от угара пробки русский водитель или джигит на колесах, увидев клочок свободного асфальта, разгоняет авто километров до 150-ти. Далее столб, автобусная остановка, коляска с ребенком, встречный транспорт или ненароком проезжавший "Камаз"...

Контингент участников движения ужасает не меньше, чем качество дорожного покрытия. Понять, по какому принципу выдаются права невозможно, потому что его нет как такового. "Купил права", -словосочетание, ставшее привычным. Культура отношения к технике, которая в результате одного-двух неверных движений отправляет в мир иной, отсутствует полностью. Вообще-то, это тема для отдельного разговора. Но одна из первейших мер кажется очевидной: запрещение выдачи водительских удостоверений лицам, не достигших 21 года, вместе с уголовным наказанием для того, кто "самостийно" садится за руль.

Возможных мер, исходящих из реалий, а не псевдолиберального сюсюканья о "правах и свободах" много. Много и денег (по утверждению того же Фрадкова), выделенных на улучшение дорожной сети. Только вот непонятно, когда данное "много", то есть абстрактное количество, перейдет в качество. А значит, приведет к снижению конкретного количественного показателя – тридцать пять тысяч погибших в год в автоавариях.

Специально для Столетия


Эксклюзив
20.01.2023
Владимир Малышев
Не только валютные резервы России, но и ее золотой запас мог «уплыть» на Запад.
Фоторепортаж
24.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения мастера.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..