Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 июля 2024
Полет ненормальный

Полет ненормальный

Юрий Савельев
06.12.2006

- Прибор!

- Семнадцать!

- Чего "семнадцать"?

- А чего "прибор"?

Этот старинный анекдот может стать зарисовкой из нашего ближайшего будущего. Самолеты отечественного производства на российском рынке авиаперевозок все больше проигрывают иностранным крылатым машинам – "боингам", "аэробусам", "дугласам".

Наши агрегаты менее современны почти во всех компонентах, зато более изношены и шумны. Аналитики считают, что в условиях отсутствия новой отечественной авиатехники российские авиакомпании каждый год вынуждены будут закупать несколько десятков иностранных магистральных самолетов, причем значительная часть из них поступит со вторичного рынка. Сейчас в России и СНГ находится в эксплуатации около 150 пассажирских самолетов иностранного производства; в следующем году их число возрастет. Вот только повысится ли от этого количество рейсов и станут ли они более безопасными? Ведь пилотировать эти лайнеры в России, по большому счету, некому. У нас по-прежнему отсутствует необходимая система обучения и подготовки летного состава для полетов на иностранной авиатехнике.

По словам директора учебного центра российской авиакомпании S7 Airlines Олега Васильева, с каждым годом количество пилотов отечественной гражданской авиации уменьшается. По сравнению с 1996 годом их численность сократилась на 57% .#!#

В настоящее время отрасль располагает двумя высшими учебными заведениями, где готовят пилотов. Это Академия гражданской авиации (г. Санкт-Петербург) и Ульяновское высшее авиационное училище. Два средних специальных учебных заведения, Бугурусланское и Сасовское летные училища, также готовят гражданских летчиков. Однако налет часов у выпускаемых ими пилотов не соответствует минимуму, установленному Международной авиационной организацией ИКАО. Парадокс российской ситуации еще и в том, что для обучения пилотов, которым предстоит летать на современных машинах, используются морально и физически устаревшие самолеты. То же можно сказать и о учебной базе, предназначенной для переподготовки летного состава для полетов на лайнерах зарубежного производства.

Так или иначе, но к концу следующего года на зарубежные самолеты будет переучено около 2 тыс. российских пилотов, инженеров и техников. Обучение будет происходить в иностранных учебных центрах, что, по предварительным подсчетам, обойдется авиакомпаниям в $60 млн.

Рост числа иностранных воздушных лайнеров несет в себе и много других проблем. Затраты на поддержку такого летного парка в удовлетворительном состоянии могут составить порядка $550 миллионов. Крупные технические формы обслуживания (капитальный ремонт шасси и двигателей этих самолетов) не могут быть осуществлены в России в течение еще нескольких лет. Другой проблемой является языковой барьер, не позволяющий большинству российских инженеров и авиамехаников знакомиться с соответствующей сервисной документацией. Между тем, техническое обслуживание лишь одного такого лайнера даже в ближайшей Финляндии обходится отечественному перевозчику в несколько десятков тысяч долларов.

Особое раздражение у российских перевозчиков вызывает необходимость получения запчастей из-за рубежа, поскольку каждый день простоя самолетов приносит авиакомпаниям значительные убытки. Здесь перед ними встают практически непреодолимые сложности, связанные с таможней и прочими бюрократическими структурами. Так, по утверждению замгендиректора авиакомпании "Сибирь" Андрея Петрова, на доставку любого блока для иностранного самолета, участвующего в радиообмене, должно быть получено разрешение Минобороны, что занимает не менее двух месяцев. Поэтому отечественные авиакомпании вынуждены создавать запасы деталей и агрегатов , чтобы избежать долгих простоев по причине длительности таможенного оформления. Нетрудно догадаться, как сказывается такая "запасливость" на издержках эксплуатации воздушных судов и, как следствие, на стоимости билетов.

Так что пока погоня за иностранными авиалайнерами при практически полном отсутствии в России инфраструктуры для их эксплуатации и технического обслуживания ведет лишь к повышению расходов на их содержание, компенсировать которые придется пассажирам.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.