Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Опять в долговую кабалу?

Опять в долговую кабалу?

Юрий Болдырев
27.04.2009
Опять в долговую кабалу?

Кажется, что жизнь течет своим чередом, и ничего существенного не происходит. Но это не вполне верно. Происходит очень важное – приготовление к тому, что нам жизненно важно не допустить.  

Хотя что от нас зависит?  

Мало. Но, как минимум, мы можем попытаться помочь кому-то понять, что же происходит. 

В свое время, еще работая в Счетной палате, мне довелось сделать важный вывод-предупреждение, что сменяемость власти – почти полная бессмыслица, если принципиально и жестко не пресечено право той или иной ныне действующей власти загонять государство в долги.  

Понятно, что кто-то об этом знал (или догадывался) и раньше, но мне пришлось говорить об этом именно столь категорично в связи с тем, что в тот период (90-е годы) выявилась практически полная безнаказанность власти не только в распоряжении государственной собственностью, включая финансовые, земельные, природные и иные ресурсы, но и еще более того – в части возможности фактически неприкрыто разворовывать государство в долг. И если в регулировании действий правительства по управлению бюджетными средствами и госсобственностью наблюдался хоть какой-то прогресс и хотя бы минимальное упорядочивание этих отношений (хотя, понятно, что каждый шаг отвоевывался с боем), то в части заимствований высшим «достижением» было не более чем установление парламентом в ежегодных законах о бюджете… лимита госзаимствований на соответствующий год. При том, что правительство норовило относить даже и к этому лишь прямые заимствования (типа кредитов МВФ), но ни в коем случае не включать в эти лимиты государственные гарантии по кредитам, выданные тем или иным банкам, предприятиям и организациям… Плюс, разумеется, использовалась и такая лазейка, как формальная «отделенность» Центробанка от власти (якобы, Центробанк – не орган госвласти, а некое учреждение) и уж точно от правительства. Это позволяло, например, знаменитый преддефолтовский (1998 года) кредит МВФ в 4,8 млрд. долларов (сейчас это уже не такие большие деньги, но тогда - астрономические), 3,5 млрд. из которых пошли тогда напрямую Центробанку и были им тут же абсурдно и преступно «розданы» банкам – и, естественно, тут же возвращены за рубеж), представлять как законный и сверх установленных законом о бюджете лимитов…  

А уж, как и до дефолта (1998 года) расходовались кредитные средства – отдельная песня. Формула звучала так:  

- А это мы не должны отчитываться – это не из бюджетных денег…  

- Но тогда из каких же?  

- Из частных…  

Но позднее выяснялось, что деньги-то вроде частные (то есть, не нашего государства), но либо прямо данные ему в кредит, либо данные в кредит какой-либо тоже «частной» организации, но под государственные гарантии. Иногда из-за этих гарантий возникали споры, например, кто должен отвечать за уже знаменитый котлован у Московского вокзала в Петербурге – памятник «высокоскоростной магистрали»: власти питерские или же власти федеральные? И долго этот спор тянулся: питерские власти дали госгарантии по кредиту, а федеральные прогарантировали, что если не смогут вернуть питерские – вернут федеральные…  

И даже там, где деньги не прямо разворовывались, а расходовались как будто бы на что-то нужное, типичная эффективность их расходования исчерпывающе описывается следующим примером. Новосибирские депутаты в свое время рассчитали эффективность расходования средств кредита Мирового банка (если не ошибаюсь), выданного на «совершенствование социальной инфраструктуры» области. Результат: непосредственно на строительство больниц и школ с каждого кредитного доллара пошло не более двадцати одного цента, остальное же – на советников, консультантов, пиарщиков и т.п.  

К чему я так подробно углубился в эту историю времен, казалось бы, минувших? Да лишь к тому, что эти времена, похоже, возвращаются. Во всяком случае, к этому нас интенсивно готовят. То одно, то другое высшее должностное лицо делает заявления о предстоящем возврате к практике госзаимствований. Правда, другое лицо тут же обнадеживает, что, мол, еще не в этом году. Но подобное «опровержение» лишь укрепляет уверенность в том, что курс в этом смысле уже определен – рано или поздно, но вновь влезать в долги. Точнее, прошу прощения, это я неверно выразился. Не «влезать», то есть становиться должником самому, вместе со своей семьей, а ЗАГОНЯТЬ – загонять в долги всю нашу страну. Обнадеживающая перспектива.  

При этом не наблюдается никаких даже дискуссий по вопросу о том, что срочно и абсолютно обязательно необходимо предпринять для того, чтобы впадания всей страной в новую долговую кабалу не допустить. Обсуждается что угодно, включая неуклонную решимость правительства «выполнить все социальные обязательства в полном объеме» и недопустимость «снижения социальных стандартов», но кроме главного: как радикально изменить всю экономическую и социальную политику таким образом, чтобы жить и при этом развиваться, но по средствам, по имеющимся возможностям, чтобы не оказываться в полной зависимости от тех в мире, чьи глобальные стратегические интересы могут весьма и весьма существенно отличаться от долгосрочных интересов большинства граждан нашей страны.  

В одном из комментариев к предыдущей статье уважаемая читательница констатировала, что понимаем-то мы все происходящее и так примерно одинаково… Позволю себе с этим не согласиться. Если бы мы все понимали хотя бы главное примерно одинаково, то вопрос заключался бы лишь в воле к действию. Но проблема остается и в понимании. Не в том смысле, что кто-то не понимает, а в том, что нет единого общего взгляда на целый ряд достаточно основополагающих вещей и явлений. И потому идеологический вопрос о ростовщичестве как базисном зле применительно к теме данной статьи мне хотелось бы повернуть и иначе – о принципиальной недопустимости такой слабости как добровольно стать жертвой ростовщика, объектом закабаления.  

При этом важно подчеркнуть: конкретного человека мы можем и должны предупреждать, но не всегда должны осуждать за его слабость - разумеется, если речь не идет о потребительских кредитах на какую-то новую модную штучку – здесь все очевидно: такая слабость, может быть, в конечном счете, и простительна (ведь не убийство же!), но все же явно предосудительна...  

…Но бывают и иные ситуации, может быть, человек оказался в таких жизненных обстоятельствах, что просто не видел иного выхода – хоть в петлю. Но даже и в этом случае есть известный принцип: собой – жертвуй, но свою семью, своих детей, свое в смысле биологическом (дети) и духовном (вечная душа) будущее – не подставляй. Применительно же к племени, нации, государству – разве вправе мы жертвовать будущим? Разве можно даже допускать мысль о том, чтобы ради сохранения «социальных стандартов» вгонять в долги не абстрактное «государство» (которое якобы отдельно, а мы - отдельно), но всю огромную страну, вгонять в кабалу наших детей и внуков?  

Обращаю внимание: я все пытаюсь завести более подробный разговор по вопросу о солидарности между поколениями, в частности, о солидарности тех, кто молод, силен и дееспособен, с теми, кто уже все силы отдал и, естественно, ослабел. Но все что-то отвлекает – к этому еще вернемся. Теперь же речь даже не о минимально необходимой солидарности между поколениями, в данном случае – уже с будущими поколениями, а просто о недопустимости эти будущие поколения нагло обкрадывать – заставлять отвечать по нашим долгам, да причем еще и связанным не более чем с нашей склонностью к определенным «социальным стандартам» (вопрос о склонности власть имущих к элементарному воровству и нашей общей склонности этому воровству потакать я даже упускаю)…  

При таком подходе, при осмыслении сути предлагаемого и фактически планируемого – что деньги предполагается брать в долг не для решения каких-либо действительно жизненно важных задач, например, создания абсолютно необходимых нам производств полного цикла важнейших (ныне закупаемых за рубежом) лекарств, а просто для примитивного проедания в ожидании манны небесной (лучшей конъюнктуры нефтяных цен) - конечно, любой здравый человек ответит, что это категорически недопустимо. Но ведь так проблему и планы нашей власти никто не подает и осмыслить не предлагает. Подается все иначе. Примерно на уровне того, что всякая «интеграция в мировую экономику» (неважно, в какой роли и в каком качестве, неважно, что с этой мировой экономикой сейчас происходит) – безусловное благо, а взятие государством денег в долг на мировых финансовых рынках – это просто норма для современного мира и мировой экономики. И вроде все звучит так замечательно, что и задумываться зря и опасаться нечего – если все так, если это такой метод дальнейшего приобщения к европейской цивилизации, то тогда пусть и мы так же…  

Вот так. Нам с вами понятно, что такие подачи и трактовки явно планируемых действий - это очевидный и целенаправленный обман общества. Но оглянитесь вокруг: никакого единства более или менее активных сил в нашем обществе в вопросе о принципиальной недопустимости новой долговой кабалы для нашего государства нет. Более того, и принципиальной дискуссии между какими-либо лагерями по этому именно идеологически важному вопросу тоже нет. Это все где-то очень и очень на периферии общественного интереса…  

Невольно возникает вопрос: а возможно ли на основе некоторого набора подобных вопросов, имеющих ярко выраженную идеологическую даже не окраску, а именно сущность, появление некоего нового лагеря – какой-либо более или менее значительной группы людей, объединенных единым пониманием необходимости или, напротив, недопустимости чего-либо? Например, принципиальной недопустимости нового витка жизни на зарубежные кредиты и, как следствие, закабаления нашей страны? При этом, специально это подчеркиваю, вовсе не обязательно, чтобы в этот лагерь входили лишь те, кто едины и согласны и по другим важным и принципиальным вопросам, в том числе, по таким, как, например, степень приемлемости или же, напротив, неприемлемости для России западной демократии.  

Последняя оговорка не случайна. Среди читателей этой рубрики, регулярно откликающихся на статьи, есть выраженные и убежденные сторонники западной демократии - как схемы, в той или иной степени приемлемой для самоуправления в России, жизненно необходимой для дальнейшего развития страны. Есть и сторонники взгляда выражено анти-западнического, исходящие из того, что все эти схемы на нашей почве в принципе неработоспособны и, более того, губительны. У каждой стороны свои весьма убедительные аргументы, и пикировки, как мы видим, между сторонами весьма жесткие. Но ведь есть и то главное, что этих людей объединяет – они явно за свою страну, а не против нее. И второе, не менее важное: пока ни один рецепт, как минимум, декларируемый (или симулируемый) властью и экономической, политической и культурной «элитой», к результату, который мы (равно: и сторонники одного взгляда на демократию, и сторонники взгляда иного) могли бы оценить как однозначно положительный или хотя бы обнадеживающий, к сожалению, не ведет…  

В этих условиях можно, конечно, и дальше продолжать пикироваться по вопросу о лучшей для нас организации государственной власти, на который, строго говоря, ни у кого окончательного ответа все равно нет и быть не может – слишком действительно весомы аргументы каждой из сторон. Но, может быть, все-таки стоит вместе попытаться поискать тот минимум вопросов, на которые мы готовы ответить одинаково? И, более того, ответить не пассивно, а активно – хотя бы на уровне активного заявления и выраженного демонстрирования принципиальной неприемлемости для нас чего-либо?  

Если так, то к числу вопросов, по которым заявление подобной позиции явно назрело, с моей точки зрения, безусловно, относится и вопрос о принципиальной недопустимости для нас новой игры во внешние долги. Игры поначалу как бы еще и сравнительно и невинной - подумаешь, возьму разочек совсем чуть-чуть, тем более, что и давать пока (как признаются сами представители нашей власти, пока у нас еще есть остатки золотовалютных резервов) готовы на таких распрекрасных условиях…  

…Но игры заведомо порочной, развращающей и власть, и общество. Игры, которая может привести нас во вполне обозримой перспективе к полной потере суверенитета (вспомните политические условия, предъявлявшиеся сначала Горбачеву, а затем и Ельцину) и распаду страны… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.