Журналисты сбивают «уток»

Правда стала первой жертвой Тбилиси в ходе развязанного Грузией геноцида против Южной Осетии. Можно сказать проще: более наглого и беспардонного вранья на уровне президента «демократического государства» никто не слышал очень давно. Ну а неуклюжее стремление Тбилиси к провокациям зафиксировано давно.
Нам в редакцию позвонил читатель и рассказал, что 12 августа на одном из европейских новостных телеканалов был показан сюжет: лежит раненый западный журналист, рядом с ним - раненый грузин. Друг нашего читателя, грузин по национальности, узнал в нем своего родственника и тут же бросился звонить ему. К своему изумлению, он услышал радостный голос якобы раненого родственника. Тот сообщил, что ему удалось неплохо заработать на этом сюжете «зверств российских военных».
Изобразить жертву - за деньги - его попросили именно западные журналисты.
Работа оказалась выгодной и «непыльной», к тому же: ну когда тебя еще покажут по телевидению…
Турист из Германии, который отдыхал в Кутаиси, обнаружил в этом городе, как он сообщил по телефону, «отряд боевиков из украинских и прибалтийских наемников». Причем все они были одеты в форму российской армии и вооружены «калашниковыми». Заприметил турист в этой группе и несколько человек, «вооруженных» фото- и видеоаппаратурой. Немец не исключал возможности подготовки «грандиозной провокации», о чем он просил предупредить российские власти.
О взаимоотношениях Грузии с правдой расскажу на своем, не самом большом опыте. Впервые с официальным Тбилиси мне довелось пообщаться в августе 2002-го. Тогда власти Грузии обвинили Россию в бомбардировке Панкисского ущелья штурмовиком Су-25. Начали разбираться.
И тут выяснилось, что «российский штурмовик» оказался грузинским!
А за его штурвалом находился лейтенант ВВС Грузии Георгий Рустели. Информацию удалось получить из израильских и грузинских источников, кусочки мозаики, сложенные вместе, дали очень любопытную картину.
Как только «неопознанный самолет» отбомбился в Панкиси, грузинская сторона сразу же обвинила в этом Россию. В самом деле, кто еще может залететь так далеко в кавказские горы, не камикадзе же из «Аль-Каиды»? Сама Грузия в расчет как бы не шла: откуда, мол, у бедных грузин возьмутся боевые самолеты, способные наносить ракетно-бомбовые удары, да еще и по своим?
Оказывается, имелись тогда у суверенной Грузии пригодные для этого летательные аппараты. По данным российского Минобороны, Грузия уже тогда располагала семью штурмовиками Су-25. Один из них был новой моделью Су-25 КМ «Скорпион», которая была разработана совместно с израильской компанией «Эльбит маарахот», активно занимающейся модернизацией российских боевых самолетов для третьих стран. «Скорпион» был оснащен принципиально новым бортовым оборудованием и пилотажно-навигационным комплексом, что позволяет ему, в отличие от серийного Су-25, вести боевые действия не только днем, но и ночью. Последнее весьма существенно. Специалисты из ОКБ Сухого просто пояснили, что российские Су-25, базирующиеся в Моздоке, элементарно не могли бомбить Панкиси в 5.20 утра, так как не имели специального локационного оборудования, чтобы преодолеть так называемый «сумеречный эффект», усугубляющийся еще и «горным эффектом» - оба они изменяют свойства радионавигационного оборудования. «Скорпион» же приспособлен для боевой работы ночью. Его вооружение - причудливая смесь бывших советских и новейших западных бомб и ракет.
Так что предъявляемые грузинской стороной «вещдоки» в виде осколков с маркировкой на русском языке никого ни в чем не могут убедить - от Советской Армии в Грузии остались такие арсеналы, которыми можно стрелять и бомбить еще много лет.
В министерстве обороны Грузии тогда у меня еще были надежные источники, хорошо относившиеся к России. Именно они и сообщили, что бомбардировка Панкиси была осуществлена самолетом ВВС Грузии по прямому указанию высшего политического руководства страны. Бомбил штурмовик с бортовым номером «15». Но перед вылетом этот его номер был закрашен, а нанесен другой, российский, «32». На плоскостях и фюзеляже быстрехонько намалевали звезды и российский флаг. За штурвалом находился лейтенант грузинских ВВС Георгий Рустели. После бомбежки самолет был доставлен на Тбилисское авиационно-производственное объединение ООО «ТбилАвиастроитель». Специалисты обнаружили на штурмовике неисправность - прогар турбины. Ее устранили, а заодно стерли российские «метки».
Многие информационные агентства тогда сообщили, со ссылкой на высокопоставленного грузинского собеседника, что пилот попросту ошибся при вводе данных в систему прицеливания, и «шандарахнул» по своим крестьянам. При этом Тбилиси продолжал утверждать, что никаких боевых самолетов у грузинской армии нет. Более того. После публикации в «Российской газете» в редакцию пришло возмущенное письмо тогдашнего посла Грузии в Москве. В нем он обвинил во всех смертных грехах журналиста, а заодно - и все наше издание. Но посол не знал тогда, что по «наводке» газеты российские телевизионщики смогли попасть на аэродром Тбилисского авиационно-производственного объединения ООО «ТбилАвиастроитель» - в советские времена 31-й авиационный завод - и заснять спрятанный в ангаре «Скорпион». Более того, директор завода Важа Тордия в интервью нашим телевизионщикам подтвердил: два Су-25 «Скорпион» стоят у него в ангарах. Смелым и честным человеком оказался директор.
Наше телевидение показало тот самый штурмовик с полной, как говорится, «боевой выкладкой» и с грузинскими опознавательными знаками.
Посол нам больше писем не писал, зато его подчиненные предупредили газету: журналиста внесли в «черный список» и въезд в Грузию ему закрыт.
В Тбилиси любят только «свою правду». Не имеющую ничего общего с действительностью и предназначенную только «на экспорт».
Владимир Богданов – редактор отдела общественной безопасности «Российской газеты»