Загнанный чемпион
Случилось страшное с точки зрения «антитоталитарной» Америки – великий шахматист вздумал играть в шахматы. Казалось бы – ну что в этом страшного? Но он решил в 1992 году играть в Югославии со своим старым соперником – Борисом Спасским. И это в самый разгар антисербской истерии и санкций против Белграда.
Всю жизнь Фишер, человек со сложным характером, кого–то раздражал, с кем-то или чем-то боролся. «Роберт Фишер – это мятежник по складу характера и ума, Че Гевара мира шахмат» -писали о нем.
Но вряд ли, принимая решение участвовать в матче, Фишер руководствовался исключительно политическими соображениями. До начала 1990-х он уединённо жил в Калифорнии, не появляясь на публике. Про него уже почти забыли, когда югославский банкир Василевич предложил Фишеру организовать коммерческий матч-реванш со Спасским. Щедрый призовой фонд матча исчислялся в миллионах долларов США, и экс-чемпион согласился. Матч в Югославии проходил на условиях, выдвигавшихся ранее Фишером для матча с Карповым: до 10 побед. Фишер победил со счётом 10:5, всего было сыграно 30 партий.
Вот тут-то США и продемонстрировали в полной мере свою приверженность принципам плюрализма мнений, «спорт вне политики» и тому подобным рекламным слоганам, активно экспортируемым в другие страны. Но экспортный товар далеко не всегда используется внутри страны-производителя. Может повредить собственным гражданам.
К строптивому шахматисту предъявили претензии налоговое ведомство и Госдеп США, обвинившие Фишера в нарушении международного эмбарго (бойкота Югославии, объявленного США) и уклонении от уплаты налогов.
По первому пункту ему грозило до 10 лет тюрьмы, по второму — штраф в 250 тысяч долларов. Как это еще американцы не додумались пересажать археологов, которые вели раскопки в Ираке? Например, за пособничество в изготовлении мифической атомной бомбы.
10 лет за шахматный матч – чрезвычайно убедительный аргумент. Фишер его оценил по достоинству и в США решил не возвращаться. Некоторое время он жил в Венгрии, затем в Японии. Здесь-то его и сумели достать американцы. Госдеп США официально объявил об аннулировании паспорта Фишера, и в 2004 году он был арестован в Японии за «незаконное проникновение на территорию страны» и помещён в тюрьму для нелегальных иммигрантов. Адвокаты Фишера резонно утверждали, что на момент приезда Фишера в Японию его паспорт был действителен. О каком «незаконном проникновении» вообще идет речь, ведь он приехал вполне официально?
Но…когда США просят, то лучше не раздражать главных на планете «правочеловеков» ссылками на законы и элементарную логику. Фишер продолжал сидеть - раз Буш сказал, японцы вполне «независимо» выполняли американские указания. Строптивый Бобби провёл в тюрьме 8 месяцев, и в марте 2005 года был депортирован в Исландию, согласившуюся предоставить ему гражданство. После депортации из Японии он жил в Рейкьявике. В ноябре 2007 года экс-чемпион был госпитализирован с почечной недостаточностью.
Эта болезнь, видимо, и послужил причиной смерти 17 января великого шахматиста XX века. Не в тюрьме ли он ее нажил?
Судьба Фишера заставляет задуматься – а что американцы, устроившие международную облаву на шахматиста, игравшего не в той стране, устроили бы с ним, попробуй Фишер вести себя подобно Каспарову? Посадили бы за нарушение правил уличного движения во время несанкционированных митингов или придумали что- нибудь посерьезнее? Если за шахматный матч десять лет можно схлопотать, то тут, наверное, лет пятьдесят бы отмерили, не поскупились. Страна Свободы шутить не любит...