Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
«Версаля не будет…»

«Версаля не будет…»

Об итогах парламентских выборов в Польше
Лариса Лыкошина
20.10.2011
«Версаля не будет…»

В Польше прошли очередные, уже тринадцатые по счету в Третьей Речи Посполитой парламентские выборы. Избирательную кампанию, им предшествовавшую, трудно причислить к разряду особенно ярких и интригующих, но некая напряженность все же присутствовала: уж слишком близко на некоторых этапах избирательной гонки подходил к фавориту нынешней кампании - Гражданской платформе (ГП) ее основной конкурент – партия Право и справедливость (ПиС).

Однако сенсации не произошло: уверенную победу одержал глава «польско-российского кондоминиума» (как ядовито называл лидер ПиС Я. Качиньский премьера и лидера ГП Д. Туска). Его партия получила 39,18% голосов, тогда как ПиС только 29,89%. Впервые в истории Польши после 1989 г. правящая партия сумела победить два раза подряд, а ее глава, соответственно, дважды возглавить правительство. Туску (на фото) не помешала ни смоленская катастрофа, ни в очередной раз вспомянутый дедушка, служивший в вермахте в годы войны, ни обвиненения в неуместной по мнению определенной части польского общества благосклонности к России. Вместе с тем, воинствующая «польскость» Я. Качиньского не смогла обеспечить ему успех. Подозрительное отношение лидера ПиС к силезцам, только и мечтающим, по мнению проницательного Я. Качиньского, о том, как им стать немцами, не менее подозрительное отношение к самим немцам и канцлеру А. Меркель, занявшей свою должность, как полагает глава ПиС, не без помощи спецслужб, неустанное муссирование проблемы смоленской катастрофы и коварства России – не стали тем трамплином, который помог бы Качиньскому получить вожделенное большинство в сейме. ПиС, вот уже в который раз, оказалась второй.

Годы, прошедшие с момента предыдущих парламентских выборов, были непростыми для страны: и стихийные бедствия, и смоленская катастрофа, и настоящая «польско-польская» война идущая между ПиС и ГП и принявшая затяжной характер, и мировой экономический кризис ни в коей мере не создавали благоприятный фон для деятельности правительства Туска.Но, хотя эти годы и неправомерно расценивать в категориях «триумфального шествия», правительство сумело удержать польскую экономику на плаву, сохранить экономический рост, наладить достаточно устойчивые отношения с соседями.

Прагматизм и рационализм, столь характерные для Туска и его партии, оказались адекватными подходами для руководства страной и вполне приемлемыми для большинства польского электората.

Заметим, что последний не относится к числу суперактивных: на прошедших выборах явка не дотянула до 50%.

Очевидно, возросшей склонностью поляков к прагматизму и рационализму можно объяснить основную неожиданность выборов 2011 г. - успех Движения в поддержку Я. Паликота, которое получило третий результат, набрав более 10% голосов. Совсем недавно (летом 2011 г.) возникшее Движение удачливого винно-водочного магната из Люблина быстро обрело популярность и поддержку. Правда, хотя само Движение весьма молодо, его лидер - фигура в польской политике достаточно известная. До основания собственной партии активный член ГП, опытный парламентарий, привлекавший внимание если и не очень глубокими, то крайне скандальными и эпатажными выступлениями, Паликот пребывал в дружеских отношениях и с нынешним польским президентом Коморовским(даже охотился вместе с ним) и с премьером Туском (которому он, по собственному признанию, привил вкус к хорошему вину).

Выйдя из состава ГП и основав движение в собственную поддержку, Паликот заявил о себе как стороннике светского государства, активном антиклерикале, поборнике равенства сексуальных меньшинств и партнерских союзов.

Вполне допустимым Паликот считает легализацию легких наркотиков. Благодаря Паликоту в польский парламент впервые за его историю попал трансвестит и откровенно заявляющий о своей сексуальной ориентации гей. Торжество Паликота разделял сияющий улыбкой Е. Урбан - одиозная фигура польской политики, последний пресс-секретарь правительства периода социализма, в годы демократических перемен ставший далеко не бедным человеком и известный всей Польше своим эпатажным журналом «Нет», где открыто выступал против католической церкви. Это было похоже на передачу эстафеты новому борцу за светское государство. Едва ли не первым шагом Паликота в его новой ипостаси стало требование удалить крест из зала заседаний сейма. (Интересно, что еще несколько лет назад Паликот был верным сыном костела и даже субсидировал издание католического журнала). В последнее время крест как религиозный символ, да и в целом проблемы религии нередко оказываются в центре внимания польской политической и общественной жизни. Не так давно закончилось противостояние, связанное с крестом, установленным у президентского дворца в память о смоленской катастрофе, теперь возникла новая проблема – правомерность наличия символа христианства в сейме. Возмутитель спокойствия Паликот (сразу же заявивший, что с его приходом в сейм «Версаля не будет», процитировав прежнего «плохого парня» польской политики А. Леппера), на самом деле не является первым в «борьбе с крестом». Появившийся в зале заседаний сейма еще в 1997 г.(по инициативе правых партий тайно, под покровом ночи) крест уже тогда вызвал протесты социал-демократов, но все же уцелел. Сейчас настало время нового противостояния, разворачивающегося на фоне достаточно широкой общественной дискуссии по вопросу о месте церкви в жизни общества.

Примечательно, что Паликота поддержала прежде всего молодежь, в среде которой в последнее время наметились тенденции к ослаблению связей с церковью, как впрочем и во всем польском обществе.

Своим антиклерикализмом Паликот буквально выбил из-под ног почву у Союза демократической левицы. Именно на этом поле пытались набрать политические очки польские левые и их молодой лидер Г. Наперальский. Но что-то сорвалось. Левые не набрали и 9% голосов. Неплохо заявивший о себе на президентских выборах Наперальский на этот раз был не на высоте. Его предвыборные выступления звучали вяло и неубедительно. И хотя, конечно, не только борьба с костелом фигурировала в качестве предвыборного лозунга польской левицы, но и предложение решения социальных проблем – этого ключевого направления политического дискурса левых, эти аргументы не показались полякам достаточно убедительными. Немудрено, ведь о социальных проблемах не устает говорить и правящая ГП, и оппозиционная ПиС и все другие игроки польской политической сцены. Важно не содержание программ, а скорее убедительность их представления избирателю, харизма лидеров. А с этим у левых - проблемы. Аналитики заговорили о полном крахе польской левицы, о не справившимся со стоящими перед политической формацией задачами поколении молодых лидеров левых. Активно зазвучали имена представителей старшего поколения: Р. Калиша, А. Квасьневского, Л. Миллера как потенциальных спасителях тонущего корабля левого движения. Поможет ли левице обращение к вершителям прежних побед (но и виновниках поражений, если речь идет, например, о Л. Миллере) покажет жизнь, сейчас же очевидно, что социал-демократы переживают не лучшие времена и на некоторых из членов поредевшей фракции левых в сейме «глаз положил» Паликот, заявляющий о намерении кое-кого переманить к себе.

Зато Крестьянская партия (Польское стронництво людове-ПСЛ) и ее неизменный лидер В. Павляк без блеска, но уверенно прошли в сейм, получив четвертый результат. Если сохранится существовавшая и в прежнем сейме коалиция ГП и ПСЛ (а она почти наверняка сохранится), то партии-союзники будут иметь в сейме большинство, а значит и возможность проведения своих решений. Правда, не без труда, ибо большинство будет всего в 4 голоса. Тем не менее, сохранение «нового –старого правительства» обеспечит стране в условиях надвигающегося кризиса некую стабильность и преемственность. Во имя достижения этой благой цели Туск предложил сохранить ныне действующее правительство до Нового года, то есть на время председательства Польши в ЕС и это необычное, но, возможно, разумное предложение скорее всего будет принято .

В ходе предвыборной кампании Я. Качиньский делился с избирателями своими мечтами о том, что в Польше «еще будет Будапешт», имея в ввиду суперсильные позиции В. Орбана и претендуя на роль венгерского премьера.

Его мечта, похоже, сбылась, но избранником судьбы оказался не Качиньский, а Туск. Его партия имеет и большинство в сейме, и большинство в сенате, и президента-единомышленника, и оппозиционные партии, готовые (конечно, за исключением ПиС) поддержать лидера по крайней мере в решении ряда конкретных проблем. Даже « великий и ужасный Паликот» рассматривается Туском в качестве потенциального союзника в такой именно ипостаси.

Но, представляется, что «Версаля (то есть примирения сторон, согласия – Л.Л.) не будет». Ведь проигравшая ПиС набрала почти треть голосов, а это совсем немало. Среди избирателей Я. Качиньского отнюдь не только исполненные предрассудков пресловутые «мохеровые береты» (так некогда Туск пренебрежительно называл электорат ПиС, имея в виду прежде всего пожилых, малообразованных и фанатично религиозных женщин). ПиС поддерживает немало людей достаточно успешных, обладающих высоким социальным статусом и уровнем образования. Очевидно, несмотря на победу одной из сторон, «польско-польская война» продолжится и остается надеяться что в ходе «боевых действий» соперники не упустят из вида главное - благо Республики Польши.

Сециально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.