Украинский театр абсурда
В понедельник 3 марта в 10.35 по московскому времени компания «Газпром» объявила о сокращении поставок голубого топлива для Украины. Как заявил пресс-секретарь НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Землянский, "Газпром" сократил поставки газа на Украину в целом на 35%. Что на 10% больше, чем было объявлено вначале. Такими сверхжесткими действиями российский газовый монополист намерен бороться с несанкционированным отбором газа и, параллельно, с кризисом неплатежей.
Украина является самым проблемным и недисциплинированным потребителем российского газа. По заявлению официального представителя российского газового концерна Сергея Куприянова в эфире телеканала "Вести": "До сих пор не урегулирована в полной мере задолженность за газ, потребленный в 2007 г. Продолжается неоформленное потребление газа в текущем году. На данный момент на Украине осело около 1,9 млрд. кубометров российского газа на сумму около $600 млн.". Обратим внимание, заявленная сумма – задолженность украинской стороны за потребленный российский газ только в текущем 2008 году. Всего же задолженность Украины по газу превышает $1,5 млрд.
То, что случилось в понедельник 3 марта и непосредственно ему предшествовало, можно назвать войной нервов и взаимных ультиматумов.
Юлия Тимошенко, с которой обоснованно связывают новую газовую войну с Россией, кажется, не верила в серьезность намерений российской стороны.
В интервью украинским СМИ она категорически заявила, что ограничения поставок газа не будет. Масла в огонь подлила и национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины", отвечающая за импорт газа. Представители «Нафтогаза», компании, контролируемой премьером Юлией Тимошенко, заявили об отсутствии любых подтвержденных долгов за потребленный природный газ перед ОАО "Газпром". Иными словами, «Газпрому» предложили забыть о «каком-то» газе, когда-то потребленном на Украине.
Позднее, когда ультиматум «Газпрома» стал уже свершившимся фактом, украинская сторона (точнее, команда премьера Ю. Тимошенко) ла контраргументы. Так, первый вице-премьер Украины Александр Турчинов заявляет, что российский «Газпром» с декабря 2007 года не платит за транзит российского газа по территории Украины.
Об этом он заявил 3 марта в эфире украинского телеканала «1+1», комментируя газовый конфликт между Украиной и Россией. Поскольку Россия намерена организовать мониторинг потребления газа на Украине, для чего пригласила независимую компанию, Украина, в свою очередь, готова пригласить международных экспертов для изучения газовой проблемы. «Мы приглашаем международных экспертов, чтобы они посмотрели, как Украина рассчитывается за газ и почему российский «Газпром» не платит за транзит. Мы готовы показать все платежные документы, продемонстрировать все позиции Украины – балансы газа, которые потребляются в Украине», - заявил первый вице-премьер («Украинская правда»).
В этой связи неудивительно, что иные, более мягкие меры преодоления кризиса неплатежей в правлении «Газпрома» были признаны недостаточными.
Вместе с тем в «Газпроме» подчеркивают, что компания готова продолжить переговоры с Украиной, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Все, что требуется от Украины, - предложить прозрачную рабочую схему оплаты энергоносителей и хотя бы начать регулярные выплаты за потребленное вне договорных рамок топливо.
В российских СМИ уже обращалось внимание на то, что в газовом конфликте России и Украины оказались самым причудливым образом переплетены внутриполитические интересы различных групп влияния на Украине. Фактическим союзником российской стороны выступил президент Виктор Ющенко, который за последний месяц уже несколько раз выступал с критикой «газовой» политики кабмина Ю. Тимошенко. Этот странный конкордат не случаен. Давно (по меркам быстротекущего украинского политического времени) ушел в прошлое (или, что правильней, отошел в тень) старый и неразрешимый конфликт между «оранжевыми» и бело-синими. На повестку дня вышел давно созревавший конфликт между вчерашними союзниками по «оранжевой» революции и новой «оранжевой» коалиции – президентом Ющенко и премьером Тимошенко. (В свою очередь созревает раскол и в рядах Партии регионов, но это тема отдельного разговора). В. Ющенко в условиях девальвации его политических акций как никогда ранее заинтересован в поддержке со стороны Москвы. Терпя поражение за поражением во внутриполитическом противостоянии с собственным премьером, он сумел добиться реванша на внешнеполитическом, а именно - российском поле. Его недавний визит в Москву в середине февраля продемонстрировал и украинским элитам, и украинским избирателям, с кем предпочитают иметь дело в Кремле. Он и только он является легитимным переговорщиком высшего уровня. «Газовые» переговоры, как мы помним, велись в Москве исключительно с президентом В. Ющенко, вопреки теории и практике украинской государственности, где за газовый вопрос отвечает премьер. Еще одно противоречие высшего порядка – попытка В. Ющенко переключить кураторство газовой сферы на контролируемый им Совет национальной безопасности и обороны, возглавляемый Раисой Богатыревой (последняя, в свою очередь креатура Рината Ахметова и один из мостиков, связующих президентское окружение с регионалами-оппортунистами). Это уже ничто иное, как украинский театр абсурда.
Для Юлии Тимошенко ситуация, такая благоприятная в самом начале этого года, сейчас складывается не лучшим образом.
На сайте «Столетие» уже писалось о том, что все свои шаги на посту премьера Ю. Тимошенко делает, исходя из логики избирательной кампании по выборам президента. Эти выборы не за горами: пройдут они (если не будет досрочных выборов – и парламентских, и президентских) уже в следующем 2009 году. Согласно опросам общественного мнения на Украине, Тимошенко сегодня – самый популярный политик в стране. Точнее, тот политик, у которого рейтинг доверия пусть немного, но превышает рейтинг недоверия. Личная, пусть и относительная, популярность и контроль над второй по величине фракцией в Верховной раде дают достаточно оснований рассматривать ее как наиболее вероятную кандидатуру на пост президента со стороны объединенного «оранжевого» блока. Поэтому все усилия Ю. Тимошенко направлены на расширение – и аппаратное, и электоральное. Зоной электорального расширения служит Юго-Восток, симпатии которого она надеется купить за счет популистской социальной политики. Аппаратное расширение связано с борьбой за властные полномочия с секретариатом президента.
В любом случае интересы Ю. Тимошенко и В. Ющенко сталкиваются. И здесь невероятна важна «газовая» карта. Кто-то из украинских наблюдателей давно, еще в 90-е годы, заметил, что все большие состояния на Украине имеют газовый российский след. В конце 2000-х эта формула несколько изменилась: кто контролирует газовую трубу, тот контролирует украинский политикум. В этой формуле есть изрядная доля преувеличения (что доказал исход противостояния «экономистов» из антикризисной коалиции и силовиков из окружения В. Ющенко весной прошлого года), но и немалая доля истины тоже присутствует. Контроль над трубой дает деньги, деньги дают электоральные результаты. И, в конечной стадии цикла, все ту же политическую власть.
Президенту В. Ющенко удалось представить своего премьера виновной стороной в развязывании газового конфликта с непредсказуемыми последствиями.
Объективно в его, президента, интересах, чтобы этот газовый кризис принял как можно более острые формы. Тогда можно избавиться от опасного союзника и отправить кабинет Тимошенко в отставку, проведя пиар-кампанию по очернению «газовой принцессы». Одновременно попытаться сколотить новую коалицию, привлекая в качестве союзников блок Владимира Литвина и часть регионалов. Впрочем, для этого ему придется пожертвовать идеей скорого вступления в НАТО. Вот почему более вероятной выглядит перспектива роспуска парламента. В перерывах между двумя досрочными выборами можно состряпать новый вариант украинской конституции с расширенными полномочиями института президента.
Это всего лишь один из нескольких возможных вариантов, чреватый рисками и угрозами. Как и все иные варианты, он загоняет кризис вглубь. Решения задачи, по-видимому, просто не существует. Ни жесткая унитарная модель, ни федеративное устройство, ни президентская республика, ни республика парламентская по определению не могут устранить глубинные основания украинского кризиса, родившегося вместе с украинской государственностью и способного умереть только вместе с ней.
И последнее. Выход из очередного газового тупика, вероятно, скоро будет найден. И Россия, и Украина накопили достаточно опыта как для развязывания «газовых» войн, так и для нахождения выходов из искусственно создаваемых кризисов. Так и сегодня: слишком многие заинтересованы в получении голубого топлива из России и Средней Азии, чтобы позволить «газовой принцессе» жертвовать интересами европейских потребителей.
Но этот кризис заставит задуматься многих и на Украине, и в России. На Украине он, скорее всего, приведет к скоропостижной смерти «оранжевой» коалиции. А Россию заставит ускорить процесс по запуску «Южного потока».