Тувинский казус «Дома-2»

В среду великий хурал Республики Тува вновь не проголосовал по вопросу о назначении своего представителя в Совете Федерации. На безальтернативной основе республиканским депутатам была предложена кандидатура Людмилы Нарусовой.
Первая и единственная попытка голосования была предпринята 20 мая. Все бюллетени были признаны недействительными из-за недостаточного количества штампов, а результаты голосования отменены без их оглашения. Тайна сия говорила о том, что голосование было «проблемным», то есть крайне неутешительным ни для самой г-жи Нарусовой, ни для тех функционеров в «Единой России», которые «отвечали» за ее избрание. А коли два раза сбился прицел у партии большинства, то необходимо было произвести расследование и сделать выводы.
Разбираться с тувинским хуралом поехала делегация руководства «ЕР» в составе зам. секретаря президиума генсовета партии Сергея Неверова и координатора по Сибирскому округу Татьяны Вороновой. Начали искать виновного в этом безобразии и, кто бы сомневался, нашли. Вчера в отставку был отправлен предполагаемый виновник провала голосования по кандидатуре г-жи Нарусовой, спикер нижней палаты Василий Оюн. Он, вроде как, вставлял палки в колеса из желания самому сесть в это кресло. Версия не бесспорна, т.к., по отзывам общественности, спикер Оюн – весьма властолюбивый и адаптивный господин, хотя, с другой стороны, вполне мог бы сообразить, что за подобные кульбиты никто ему не то что места в СФ не даст, даже по головке не погладит.
Короче, чтобы там ни говорили о мотивах оюновского поведения, но в конце прошлой недели Оюна исключили из местного отделения «Единой России», которое рекомендовало отстранить его от должности.
Несмотря на такой поворот дела, хурал голосовать за Нарусову не стал, и это добавляет интриги в детективную историю.
Самые наивные полагают, что г-жу сенаторшу, семь лет «работавшую в Совфеде тувинкой», решили туда больше не отправлять. Шепотом сообщается и о мотиве.
Уж больно сильно, мол, дискредитировала семейный очаг скандально известная дочь члена верхней палаты – светская львица в стиле постмодерна Ксюша Собчак.
Менее склонные верить подобным – «нравственным» - логическим схемам убеждены, что это местные кланы ведут сложнейшие макиавеллевские игры за власть и деньги, а гламурная Ксюша с ее скандально-дебильным «Домом-2» тут совсем не причем. В этих рассуждениях больше жизни, чем в первом случае, поскольку для человека со стороны понять, кто, кого и зачем в Туве бьет, практически невозможно: кланы ведут подковерную борьбу и информация «наверх» всплывает крайне редко.
Сама г-жа Нарусова с начала странных событий в Туве для комментариев не доступна. Поэтому попробуем выдвинуть свою версию происходящего.
Итак, вдова одного из пламенных трибунов капиталистической революции Анатолия Собчака в знак признательности к его заслугам была «устроена» сенатором от дальней территории и просидела в верхней палате семь лет, изредка появляясь в Туве, но сильно не заморачиваясь общением с местной политэлитой. Правда, говорят, что последние два года ее в Кызыле вообще не видели. Не до того г-же Нарусовой – такое море светских мероприятий в Москве, что никакой мочи добраться до земли тувинской – нет.
На этом фоне любой мало-мальски вменяемый местный политик всегда может поделиться с коллегами соображением типа: «Не уважает». Поди, опровергни!
Но и это – не главное в «тувинском казусе». Думается, что дело тут в другом.
Практика нынешнего делегирования «залетных чужаков» в Совет Федерации больно уж напоминает самые нелепые истории советского парламентаризма.
Тогда Москва «поручала» избрать товарища N в том или ином избирательном округе. Народ кланялся и благодарил за высокую честь. С воодушевлением отдавал за «дядю из Москвы» 99,9% голосов, а потом, к примеру, гордо рассказывал, что именно им, новгородцам было доверено избрать в Совет Национальностей Верховного Совета СССР «самого товарища Суслова».
Да, «тувинских казусов» в советские времена произойти не могло – машина действовала отлажено. Но заметим, что и история с мамой «Ксюши из плюша» – первая в новейшей российской истории. Местные элиты худо-бедно понимают, что задираться с Москвой – себе дороже. Эту сообразительность можно эксплуатировать долго. Даже – очень долго. Но – не бесконечно.
Чуждая тувинцам «дама из центра» - фигура для местной элиты раздражающая. Один из директоров местных школ в доверительном разговоре признался: «Нарусова – барыня, ее у нас не любят…». Так зачем дразнить гусей? Вполне можно было трудоустроить г-жу Нарусову, например, заместителем министра культуры, руководителем Федерального архивного агентства или уполномоченным по правам человека или даже – по правам животных…
Нет, Нарусову упорно и настырно «сенаторят» от далекой Тувы, будучи убежденными, что «пипл схавает».
А местный «пипл» взял, да и выкинул коленце. Понятно, что долго эти пляски продолжатся не могут. Товарищей в Кызыле «поправят», подскажут, додавят, и вопрос будет «разрулен». Вот только один вопрос не дает покоя: зачем? Неужели трудоустройство г-жи Нарусовой для федерального центра важнее, чем поддержка местной тувинской элиты, которой можно дать шанс направить в верхнюю палату своего, местного, согласованного «с центром».
Понять логику столичных «рулителей» и «разрулителей» в этой истории крайне сложно. Да и не наше это дело.
А наше дело – заметить, что до тех пор, пока подобная практика формирования Совета Федерации будет продолжаться, авторитет этого органа законодательной власти, увы, будет стремиться к нулю.
И поддержанию его рейтинга не сможет поспособствовать даже наличие в списке его членов мамы одной из самых скандальных представительниц отечественного теле-гламура.