«Таймс» против Гергиева
Концерт оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, данный в память о жертвах августовской грузинской агрессии в растерзанном Цхинвале, вызвал откровенное бешенство ряда западных СМИ. Особенно отличилась лондонская «Таймс», посвятив этому событию редакционную статью.
Отнестись к этому событию стоит со всей серьезностью: «Таймс» - не желтая пресса, не какая-нибудь там «Сан». Напротив, по всем приметам – один из столпов солидной британской журналистики, а ее высший менеджмент вполне вхож во все властные коридоры. И абы о чем в своей редакционной статье «Таймс» писать не будет, а будет только о том, что крайне важно для Соединенного Королевства.
Значит, скорбный концерт в Цхинвале оказался для Британии делом важным, коли редакционная статья не просто рассказала о нем, но и дала ему… политическую оценку.
Оказывается, «Таймс» очень озабочена тем обстоятельством, что Валерий Гергиев - в Англии фигура публичная, авторитетная (ведь маэстро - главный приглашенный дирижер Лондонского симфонического оркестра), несмотря на такое «благодеяние» с британской стороны, позволил себе «не соответствовать» англосаксонской, а значит, – единственно правильной, точке зрения на мироустроение на Кавказе. Его концерт в Цхинвале «Таймс» оценила как вызов британской политике поддержки режима Саакашвили.
Нет, конечно, про статью «Сумбур вместо музыки», опубликованную в центральной советской газете об опере Шостаковича в приснопамятные 30-е годы прошлого века, – помню. Терпеть не мог Иосиф Сталин «какофонию» Шостаковича, вот статья и появилась, а вместе с ней – всенародное бичевание композитора как автора «не нашей музыки». А вот чтобы просто за концерт политических обвинений навешали – такое и из сталинской эпохи не припомню.
Оказывается, с точки зрения «Таймс», Валерий Гергиев «использовал свои таланты во имя того, что газеты назвали неоправданным актом войны, империалистическими устремлениями, приведшими к военной интервенции. Гергиев сделал так, что его музыкальные способности стали ассоциироваться с военным давлением со стороны России».
Вот так вот! Не гибель полутора тысяч людей, и не страшное разрушение жизни южных осетин стали, оказывается, движителем искреннего порыва музыканта мирового масштаба, а «империалистические устремления» и русская «военная интервенция» в белую и пушистую Грузию. Ту самую Грузию, которая немножко (и только для демократии и конституционного порядка!) порезала, подавила танками, порвала на куски «градами» и сожгла заживо в деревенских сараях бабушек с малыми детьми, беременных женщин, стариков.
Как уверяет «Таймс», Гергиев «поставил свой талант на службу пропагандистскому торжеству российской армии, он перешел черту, которая должна отделять искусство от политики, а красоту от жестокости.
Он сделал свою музыку инструментом российской внешней политики, когда согласился дирижировать во имя завоевания».
Тайный автор этой «редакционной статьи» пытается найти оправдание подобному «падению нравов»: «Не следует, однако, сомневаться в искренности чувств Гергиева. Он сам осетин по происхождению. Его жена и дети до сих пор живут в этом регионе. Кроме того, он близкий друг Владимира Путина и может разделять политические взгляды российского премьер-министра».
И – ни звука о погибших от грузинских атак на Южную Осетию осетинах, русских, представителях других народов. Не было никакой грузинской агрессии, были только «империалистические устремления» и ничем не спровоцированная «военная интервенция». Что же, все в полном соответствии с пропагандистским «мейн-стримом» и требованиями ведения информационной войны, развязанной сегодня против России в западной печати.
Последний мазок на рисуемый портрет «империалистической России» «Таймс» наносит мягко, почти незаметно, извещая широкую общественность, что Гергиеву не стоит бояться кары на Альбионе: «Несмотря на критику российских действий (наша газета также присоединилась к этой критике), которым Гергиев выразил поддержку, важно понимать, что в западном обществе этот дирижер по-прежнему имеет право свободно выступать и после нынешнего скандального визита [в Цхинвал – С. Н.]. В путинской России, как и в Советском Союзе, неповиновение наказывается бойкотом. У нас подобного быть не должно».
Очевидно, последнее должно успокоить маэстро Гергиева, поскольку темницу Тауэра «Таймс» ему не обещает.
Но все-таки очень надеется на разум великого дирижера в том смысле, что если в следующий раз грузины пойдут резать осетин, он не бросится опять в Цхинвал играть Чайковского и Шостаковича, не будет проявлять «солидарнической» инициативы. А вместо этого скромно (как и подобает «приглашенному» дирижеру) отправится на репетицию Лондонского симфонического оркестра и там с вдохновением исполнит с оркестром «Боже, храни королеву». Гимн той страны, пресса которой хором негодует по поводу попыток России спасти осетинский народ от уничтожения регулярной армией «демократической Грузии» и возмущена проявлением дирижером Гергиевым солидарности со своим народом. Как видно из редакционной статьи «Таймс», в эпоху глобализации подобные шаги видятся на Альбионе как «акты империализма и национализма» и совершенно недопустимая нетолерантность.
Кстати, по другую сторону океана тоже вспомнили о концерте на развалинах Цхинвала. Сделала это «Нью-Йорк Таймс» так: «Концерт, организованный Кремлем в Южной Осетии, получил незаслуженно больше внимания в СМИ, чем концерт, прошедший в Эстонии в поддержку Грузии».
Не знаю, что происходило в Таллине, кто там «поддерживал Грузию» и кому нужно было «больше уделить внимания», чем великому маэстро Валерию Гергиеву. Знаю только наверняка, что и через десятилетия память о концерте в растерзанном Цхинвале не умрет. Какие бы гадости ни писала на этот счет лондонская «Таймс», милостиво позволившая маэстро продолжить работу с Лондонским симфоническим оркестром. Благородно, не правда ли?