Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Провал стратегии Запада

Провал стратегии Запада

Зачем Сенат Франции принял резолюцию о признании Нагорного Карабаха?
Владимир Малышев
30.11.2020
Провал стратегии Запада

С недоумением встретили в мире резолюцию Сената Франции о признании Нагорного Карабаха, где только что благодаря усилиям России остановлена война. Этот документ носит всего лишь рекомендательный характер. Вопрос должно решать правительство, а его представитель тут же ясно заявил, что такое решение не отвечает интересам обеих сторон.

Госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан прямо сказал, что признание независимости НКР не принесет никому пользы. «Одностороннее признание Францией независимости Нагорного Карабаха не было бы полезно никому: ни Армении, ни населению Карабаха, ни Франции, ни другим сопредседателям Минской группы (ОБСЕ), ни Европе», — заявил он.

Получается, что в руководстве Франции правая рука не знает, что делает левая? Зачем публично декларировать то, что французские власти делать не собираются? Ведь, как известно, НКР не признана никем в мире. Армения и Азербайджан отреагировали поэтому на декларацию так, как и следовало ожидать. В Ереване — с восторгом, премьер-министр Никол Пашинян назвал решение Сената Франции «историческим». А помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев пренебрежительно назвал резолюцию «обычным листком бумаги».


Попытка сорвать московские соглашения

И у каждой стороны — своя правда. В Ереване радуются, что их позицию в Париже поддержали. В Баку же, ссылаясь на нормы международного права и ООН, считают Карабах своей территорией, а потому и называют резолюцию французского Сената никчемным «листком бумаги». И действительно, ведь декларацию, которая не может быть реализована в реальной жизни, иначе назвать трудно. Тем более что на самом деле война в Карабахе благодаря совместному соглашению трех сторон: руководителей Армении, Азербайджана и России уже остановлена, в регион введены российские миротворцы, беженцы возвращаются в свои дома.

В резолюции французского Сената говорится, что правительство Франции должно «признать Нагорный Карабах и использовать это признание как инструмент переговоров в целях установления прочного мира». Но мир уже установлен, к чему ломится в открытую дверь?

Только для того, чтобы показать, что Франция тоже хочет изобразить из себя миротворца? Но ведь разве не понятно, что признание независимости Нагорного Карабаха на самом деле может привести сейчас к прямо противоположным результатам — к обострению ситуации и возобновлению войны?

Подоплеку таких провокационных действий французского Сената раскрывает азербайджанское издание haqqin.az. «Париж пытается сорвать Московское соглашение двух президентов и одного премьер-министра», — отмечает оно, указывая, что «Макрон опоздал», и московское соглашение уже почти полностью исполнено.

«Возникает еще один логичный и здравый вопрос, — если парижские политики отдают себе отчет в полной бесперспективности рекомендательной декларации, какой был смысл в принятии априори ухудшающего отношения с Баку документа?! — задает вполне логичный вопрос haqqin.az. И само отвечает: «Первый и главенствующий тезис — Азербайджан в Париже воспринимают в качестве близкого военно-политического союзника Турции, объявленной нынешним французским правительством враждебной страной, и, соответственно, Макрон экстраполирует на официальный Баку свои конфронтационные отношения с Анкарой. Второй и постоянный тезис — грандиозное влияние на французское правительство мощнейшей армянской диаспоры.

После заключения Московского соглашения приобретает актуальность и третий фактор – значительное ослабление роли Франции и европейских институтов в качестве системообразующего гаранта.

И укрепление в регионе России, которую на Западе готовы воспринимать лишь в статусе сырьевого энергетического придатка большого западного мира. Не более того. И тут внезапно, вместо предложенных Западом скандинавских миротворческих сил, появляются вежливые зеленые человечки. Однако надо понимать, что возможности самого Парижа в новом миропорядке существенно ограничены. При всем желании оторванному от реальной действительности Макрону не удастся сорвать исполнение Московских соглашений», — делает вполне логичный вывод азербайджанское СМИ.


Переговоры продолжатся

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в свою очередь в интервью ТАСС 25 ноября заявил: «Вы знаете позицию Армении по статусу Нагорного Карабаха, и наша позиция, конечно же, не изменилась». Он отметил, что статус Нагорного Карабаха должен быть определен в ходе переговоров Минской группы ОБСЕ. «Фактически есть консенсус, по крайней мере, среди сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и Армения согласна с этой точкой зрения, что переговорный процесс должен продолжиться <...> и те вопросы, которые не разрешены в совместном заявлении, должны стать предметом обсуждений в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ».

Премьер-министр Армении выразил уверенность, что до конца текущего года большинство беженцев из Нагорного Карабаха вернутся в свои дома, в том числе и жители районов, перешедших под контроль азербайджанской стороны.

«Очень важно отметить, что Российская Федерация тоже намерена предпринять шаги, чтобы обеспечить возврат жителей Нагорного Карабаха в свои дома», — добавил премьер-министр республики.


Поражение стратегии Запада

В Париже, однако, продолжают надувать щеки. «Эта резолюция является сильным политическим актом, который продемонстрирует нашу солидарность с Арменией», — пишет газета Figaro, ссылаясь на заявление председателя ЛР Комитета иностранных дел и обороны Кристиана Камбона. Однако такая «солидарность», которая не подкреплена никакими конкретными действиями, больше напоминает стрельбу из пушки по воробьям и скорее свидетельствует о бессилии внешней политика Франции, которая на деле ничего, кроме высокопарных слов, для урегулирования конфликта в Карабахе предложить не смогла, да и сейчас не может.

Договоренности по Нагорному Карабаху оказались болезненным поражением Запада — особенно США и Франции, которые вместе с Россией являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по поиску путей мирного урегулирования этого конфликта.

Как пишет National Interest, Запад умудрился на этот раз проспать вообще все. Для него стали неожиданностью и возобновление боевых действий, и подписанное соглашение, по которому в регион были введены российские миротворцы. А потому нынешняя суета во Франции по поводу Карабаха — попытка хоть как-то потешить уязвленное самолюбие.


Влияние лобби?

Некоторые считают, что резолюция Сената Франции во многом — результат влиятельного в стране армянского лобби. Оценка числа армян во Франции не однозначна: по некоторым предположениям от 350 до 500 тысяч человек. Они проживали во Франции еще со времён раннего средневековья, затем было несколько волн эмиграции в связи, в том числе, в связи с драматическими событиями ХХ века. Сегодня армяне проживают главным образом в трех городах: в Париже, Лионе и Марселе. В этих городах имеются многочисленные армянские кварталы, улицы, церкви и школы. Так, например, в Марселе, на юге Франции, из 16 муниципальных округов, в шести округах армяне составляют большинство населения, и главы многих округов, а также некоторые мэры города, имели армянское происхождение. В Лионе компактно проживают примерно 100 тысяч французов армянского происхождения.

«Сегодня армянская диаспора во Франции является одной из самых больших и организованных диаспор мира, пишет Лусик Кртян в диссертации «Роль армянской диаспоры в современном политическом процессе Французской Республики». Во Франции создана целая сеть армянских организаций, имеющих важное общественное значение для армянского населения Франции… В результате армянская община во Франции приобрела структуру, позволившую ей гораздо более эффективно оказывать влияние на французские власти», утверждает Лусик Кртян.

Однако не менее сильные позиции занимает во Франции и турецкая диаспора, которая активно поддерживает Азербайджан. В 2006 году, например, турки составили 9,9 % от общего числа получивших гражданство в странах ЕС, занимая первое место и сегодня — их в странах Евросоюза несколько миллионов. Большая часть турецких граждан предпочла поселиться в Германии, но немало их и во Франции.

Дело вовсе не в давлении на французские власти этнических диаспор. В какой-то мере решение Сената Франции — это демарш перед Анкарой, стоящей на стороне Баку.

Ну, а главное, конечно, в стремлении президента Эммануэля Макрона показать свою активность в международных делах и тем самым попытаться хоть как-то дезавуировать дипломатический успех Москвы, сумевшей остановить войну в Карабахе.

Это даже скорее некий жест досады в связи с провалом стратегии Запада, который рассчитывал, что в результате конфликта между прежде братскими советскими республиками — Арменией и Азербайджаном, Россия станет на одну из сторон и, таким образом, превратится в «вечного врага» другой. А потому успех Москвы, которая сумела урегулировать конфликт, сохранив добрые отношения и с Баку, и с Ереваном, стал для Запада неприятной неожиданностью. Ну, а для нас главное, что вблизи границ России установился, наконец, мир.


База для мира заложена

 Изменения в действующие договоренности России, Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху и призывы Сената Франции задействовать в регионе французские миротворческие силы будут не только нецелесообразны, но и губительны для мирного процесса, заявил член Комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк.

В беседе с РИА Новости депутат дипломатично выразил надежду, что принятие этой резолюции является не просто красивым жестом и свидетельством поддержки армянского народа, проживающего в непризнанной республике, но и готовностью Франции продолжить работу в составе Минской группы ОБСЕ.

«В резолюции французских сенаторов звучит призыв к руководству страны задействовать миротворческие силы Франции в зоне Нагорного Карабаха. При этом наши французские коллеги прекрасно осведомлены о действии положений совместного заявления России, Армении и Азербайджана, в котором принято решение о вводе российского контингента миротворцев, что является на данном этапе единственно правильным решением. Убежден, что внесение изменений в действующие договоренности будет не только не целесообразно, но и губительно для мирного процесса. Российские миротворческие силы позволяют выполнить достигнутые условия перемирия и предотвратить масштабную гуманитарную катастрофу», — подчеркнул депутат.

Понятно, что непростой вопрос статуса Нагорного Карабаха еще предстоит решать, однако база для диалога и выработки конструктивного решения по будущему региона уже заложена при посредничестве России.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.