Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Права человека в США и странах Европейского Союза (часть 3)

Права человека в США и странах Европейского Союза (часть 3)

Специальный выпуск экспертного издания Фонда исторической перспективы «Звенья»
07.12.2007
Права человека в США и странах Европейского Союза (часть 3)
Ситуация с правами человека в Европейском Союзе 

Если Соединенные Штаты считают себя «флагманом» продвижения и установления демократии в мире, то страны Европы (в первую очередь, Западной) традиционно пытаются играть роль «контролера», наблюдающего и осуществляющего мониторинг соблюдения прав человека в других странах.
В странах так называемой «старой» Европы существует уверенность в том, что практика соблюдения прав человека, система социальной и правовой защиты граждан, судебная система являются примером для остальных стран мира в плане строительства демократического общества. Вместе с тем, даже в просвещенной демократической Европе существуют проблемы с обеспечением прав и свобод человека, хотя, как правило, европейцы предпочитают не афишировать проблемные вопросы, обращая внимание на нарушения прав человека в других странах, прежде всего в странах бывшего Советского Союза, в первую очередь, в России.
За последние годы одной из главных угроз гарантиям соблюдения прав и свобод человека в странах Европейского Союза остаются те меры, которые правительства европейских стран принимают в ходе борьбы с международным терроризмом.
Правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» в 2006 году отмечала «растущую тенденцию к обеспечению ответственности европейских государств за причастность к практикуемым американскими властями похищениям и незаконной передаче подозреваемых в терроризме в условиях, чреватых риском пыток, а также к содержанию «особо ценных» задержанных в секретных тюрьмах». Скандал с секретными тюрьмами ЦРУ, которые в 2003 – 2005 гг. располагались на территории членов ЕС – Польши и Румынии – нанес огромный урон репутации Европейского Союза как поборника соблюдения прав человека. Еще в июне 2006 года Парламентская ассамблея Совета Европы в своем докладе заявила о существовании на территории некоторых европейских стран «паучьей сети» незаконных мест содержания под стражей. В списке фигурировали Германия, Италия, Швеция и Великобритания. В июле того же года на сессии Европарламента был рассмотрен предварительный доклад специального комитета, занимавшегося расследованием заявления о существовании подобных секретных тюрем ЦРУ на территории некоторых стран-членов ЕС и стран-кандидатов на вступление. 6 июля Европарламентом была принята резолюция, в которой отмечалось, что «агенты американского правительства несут «прямую ответственность за незаконный захват, вывоз, похищение и содержание под стражей подозреваемых в терроризме на территории стран-членов Евросоюза». В результате расследования 8 июня 2007 года был опубликован доклад Совета Европы, подтвердивший существование в 2003-2005 гг. секретных тюрем ЦРУ на территории Польши и Румынии. Как заявила после публикации доклада директор «Хьюман Райтс Вотч» по проблемам борьбы с терроризмом Джоан Маринер, «теперь очевидно, что американские должностные лица находились в незаконном сговоре со спецслужбами ряда европейских стран с целью тайного содержания под стражей, оперативной «обработки» и незаконного перемещения подозреваемых в терроризме, попирая основополагающие нормы о правах человека».
Помимо существования секретных тюрем ЦРУ вызывает беспокойство и тот факт, что некоторые страны ЕС, в частности, Германия и Италия, причастны к незаконному задержанию людей на своей территории с целью их дальнейшей передачи в третьи страны. Доклад критикует причастность итальянцев и немцев к незаконной передаче Хасана Мустафы Осамы Насра (Абу Омара), который был похищен в Милане в феврале 2003 года.
Доклад Совета Европы также затрагивает причастность к процедуре незаконного задержания еще одной европейской страны – Македонии. В адрес Македонии в Докладе выдвинуты обвинения в незаконной передаче гражданина Германии Халида эль-Масри, которого в январе 2004 года вывезли самолетом из этой страны в Афганистан, где он содержался ЦРУ под стражей.
Доклад Совета Европы также содержит резкую критику в адрес НАТО за отказ сотрудничать в рамках расследования и представлять информацию по запросу. В Докладе отмечается, что «строгое соблюдение принятых в НАТО правил конфиденциальности» способствовало тому, что факт существования программы секретных тюрем ЦРУ столь длительное время скрывался от широкой общественности. По словам все той же Маринер, результаты расследования Совета Европы и Европейского парламента были встречены «стеной молчания» со стороны европейских правительств, а представители «Хьюман Райтс Вотч» отмечают, что по прошествии более года с момента выдвижения рекомендаций членам Совета Европы по предупреждению незаконной практики содержания и передачи заключенных никаких мер пока принято не было.
Еще одной проблемой в области обеспечения прав заключенных в странах Европы является ненадлежащее выполнение «дипломатических заверений» о неприменении пыток. Многие европейские страны, продолжая запрашивать и получать подобные дипломатические заверения, по-прежнему пытались передавать подозреваемых в терроризме в те страны, где им грозило бы недозволенное обращение. В международном экспертном сообществе уже давно сложилось мнение о том, что дипломатические заверения не обеспечивают эффективных гарантий защиты от пыток и жестокого обращения. Эта же позиция была неоднократно отражена в заявлениях верховного комиссара ООН по правам человека, специального докладчика ООН по пыткам, комиссара Совета Европы по правам человека. По информации «Хьюман Райтс Вотч», в апреле 2006 года несколько стран-членов ЕС безуспешно пытались ввести руководящие принципы «допустимого использования» дипломатических заверений через экспертную группу Совета Европы по правам человека и борьбе с терроризмом. Однако, приняв во внимание растущее количество фактов, подтверждающих ненадежность дипломатических заверений, экспертная группа отказалась выработать такие принципы.
Серьезной проблемой для стран Европейского Союза остается ситуация с обеспечением прав мигрантов. Сегодня в странах Европейского Союза проживают порядка 20 миллионов только легальных мигрантов, что превышает в совокупности население Австрии и Бельгии. В отсутствии единой миграционной политики страны ЕС на национальном уровне нередко принимают жесткие миграционные законы, ограничивающие доступ в ЕС новых мигрантов. Многие страны практикуют содержание нелегальных мигрантов в неудовлетворительных условиях.
15 октября 2007 года Британский Совет совместно с Группой миграционной политики опубликовали «Индекс интеграционной политики в отношении мигрантов». Рейтинг европейских стран составлялся по 140 показателям, характеризующим национальную политику в области миграции по шести направлениям, в том числе доступности национального рынка труда, возможности воссоединения семей, получения гражданства, применяемым мерам по борьбе с дискриминацией приезжих и проч. Из 25 государств, участвовавших в исследовании, страной с наименее благоприятными условиям для интеграции мигрантов признана Латвия. Не стоит также забывать, что существует значительная диспропорция в соблюдении прав человека между «старыми» членами ЕС и «новичками» - государствами Восточной Европы. Поэтому неудивительно, что страны бывшего социалистического лагеря, которые ныне входят в так называемую группу «новичков» ЕС, заняли позиции в последней десятке рейтинга. Особый акцент авторы исследования сделали на ситуации в странах Балтии, где значительный процент населения имеет статус неграждан. Если Латвия оказалась самой отстающей, то Эстония и Литва заняли в рейтинге 19-ю и 20-ю строки соответственно. Как отмечают авторы исследования, до сих пор в Эстонии 9% населения не имеют статуса гражданина, а у 7% проживающих неграждан российский паспорт. В 2004 году 28,8% всего населения Латвии составляли русские, 47% не имели гражданства. Вместе с тем российские эксперты отмечают, что вопрос о негражданах и вопросы иммиграции «зачастую не пересекаются, а имеют более широкий политический смысл».
Большую озабоченность европейских правозащитных организаций вызывает новый порядок предоставления убежища, утвержденный Советом Европейского Союза еще в декабре 2004 года, проигнорировав при этом множество поправок, предложенных депутатами Европарламента. В связи с этим в марте 2006 года Европарламент обратился в Европейский суд с ходатайством отметить весь порядок в целом. Главным проблемным пунктом остается положение закона, которое вводит список стран так называемого «безопасного происхождения», в соответствии с которым члены Евросоюза будут обязаны считать необоснованными любые просьбы о предоставлении убежища со стороны выходцев из таких стран.
Вместе с тем Европейский суд отказался удовлетворить протест Европейского парламента, поданный еще в 2003 году в связи с принятием директивы, в соответствии с которой страны-члены ЕС могут устанавливать более жесткие национальные процедуры в области воссоединения семей, чем предусмотрено положениями самой директивы.
Кроме того, с 2003 года на территории Европейского Союза действует так называемый регламент «Дублин II», в соответствии с которым каждое ходатайство о предоставлении убежища должно быть рассмотрено лишь одним государством – подача сразу нескольких ходатайств в разных странах-членах ЕС не допускается. Эта система работает параллельно с системой EURODAC – центральной базой данных, содержащей отпечатки пальцев всех лиц, которые нелегально въезжают на территорию ЕС или подающих там ходатайство.
На фоне различных критериев для получения убежища в разных странах ЕС, беженцы стараются попасть в те страны Европейского Союза, где вероятность получить убежище наиболее высока. Однако на основании «Дублина II» они все равно могут быть возвращены в ту страну ЕС, которая была первой на пути их следования. Вследствие этого многие семьи оказываются разделенными.
Серьезной критике со стороны правозащитников подвергаются усилия стран-членов ЕС в области борьбы с нелегальной иммиграцией, которая продолжает занимать одно из главных мест в европейской повестке дня. Сегодня важнейшей составляющей борьбы с нелегальными мигрантами является ужесточение пограничного режима, совместное наземное и морское контролирование границ, а также перехват и дальнейшая репатриация нелегальных мигрантов. Как полагают правозащитники, именно репатриация мигрантов в соседние государства, с которыми у Европейского Союза есть соглашение о реадмиссии, зачастую происходит в ущерб обеспечения их прав.


Ситуация с правами человека в отдельных странах-членах Европейского Союза 

Франция 


Ситуация с мигрантами 
Среди членов Европейского Союза Франция является одной из наиболее привлекательных стран для прибывающих в Европу мигрантов. В связи с этим миграционное законодательство Франции продолжает ужесточаться. В июле 2006 года французский парламент принял новый закон, касающийся мигрантов, в соответствии с которым были ужесточены уже существующие ограничения на воссоединение семей для резидентов. Отныне заявление на воссоединение семьи можно подать не ранее 18 месяцев, при этом заявитель должен подтвердить свои возможности содержать приехавших родственников. Кроме того, было упразднено право на автоматическое получение легального статуса лицами, которые прожили в стране без документов более десяти лет. Для тех, кто желает получить временный вид на жительство, отныне вводится обязательный «интеграционный контракт». Вопрос о легализации теперь будет рассматриваться в каждом случае индивидуально.
Французское правительство активно продолжает высылать нелегальных мигрантов из страны. К концу года количество высланных составило 24 тысячи человек. В июне 2006 года Министерство внутренних дел Франции предложило некоторым семьям мигрантов финансовую помощь в добровольном возвращении на родину или пересмотра статуса мигрантов в случае отказа.
Не редкими являются случаи насилия над мигрантами. В сентябре 2006 года проходил суд по делу о непредумышленном убийстве в январе 2003 года гражданина Эфиопии, которому отказали в убежище. Он умер в больнице после того, как его принудительно связали сотрудники полиции, сопровождавшие его во время высылки. Предположительно, сотрудники полиции настолько сильно связали несчастного, что у него была перекрыта артерия, по которой кровь поступает в мозг. В результате перед судом предстали трое стражей порядка, двое из которых были оправданы, а третьего приговорили к шести месяцам лишения свободы условно. 


Борьба с терроризмом
 

Французские власти прибегают к практике высылки людей из страны не только в целях борьбы с нелегальной миграцией, но и в качестве одного из способов борьбы с терроризмом. Показательной является ситуация с гражданином Франции тунисского происхождения Аделем Тибурски, который был осужден за терроризм и незадолго до истечения пятилетнего срока заключения был лишен французского гражданства и депортирован из страны, несмотря на протесты правозащитных организаций и просьбу Комитета ООН против пыток о приостановлении исполнения этого распоряжения.
В январе 2006 года французские законодатели приняли закон «О борьбе с терроризмом», который увеличивает срок содержания под стражей без предъявления обвинений подозреваемым в терроризме с четырех до шести суток. В связи с принятием этого закона правозащитники выразили свою озабоченность по поводу отсутствия достаточных гарантий и ограниченному доступу к адвокату.
Франция также не избежала подозрений в связи со скандалом вокруг секретных тюрем ЦРУ. В апреле 2006 года «Международная Амнистия» опубликовала доклад о расследовании американских перелетов с целью тайной передачи задержанных. В докладе содержалась, в том числе, информация о шести рейсах, которые, по мнению представителей этой организации, совершали промежуточные посадки или приземлялись во французских аэропортах. Официальные французские власти отрицают данную информацию. 


Жестокость полиции 

По данным Государственной комиссии Франции по этике и безопасности, в 2006 году количество жалоб на жестокие и неправомерные действия полиции увеличились на 10%. При этом, по данным внутреннего дисциплинарного подразделения полиции, количество санкций, примененных в 2005 году к стражам порядка, увеличилось на 14,5% по сравнению с 2005 годом.
В своем докладе за 2007 год организация «Международная Амнистия» приводит в качестве примера два вопиющих по своей жестокости случая незаконных действий полиции. В августе 2006 года сотрудники полиции превысили свои полномочия и проявили жестокость в отношении француженки Альбертины Соу. У нее на глазах полицейские с применением силы производили арест двоих молодых людей. Альбертина поинтересовалась, что происходит, и в ответ была избита дубинками по голове и ребрам. Женщина находилась на шестом месяце беременности.. Еще одним примером неадекватных действий полиции является ситуация с гражданином Франции Брисом Пети, который в 2005 году вмешался, когда полиция совершала арест прохожего с применением силы. Он был признан виновным в клевете за оскорбление сотрудника полиции, а рассмотрение его жалобы на жестокое обращение со стороны полиции было прекращено.
По-прежнему неудовлетворительными остаются условия содержания во французских тюрьмах. Условия содержания заключенных, хроническая переполненность французских тюрем неоднократно подвергались резкой критике со стороны комиссара Совета Европы по правам человека. 


Великобритания 


Борьба с терроризмом 

Особенно критичное отношение наблюдается среди правозащитных организаций в отношении антитеррористической деятельности правительства Великобритании и тех законодательных актов, которые принимает английский Парламент в целях противодействия терроризму. В марте 2006 года в Великобритании был принят четвертый по счету с 2000 года закон «О терроризме». По мнению «Международной Амнистии», некоторые положения этого закона противоречат основным нормам соблюдения прав человека. Данный закон предусматривает новые виды преступлений, в частности, «поощрение и побуждение к терроризму», а также увеличивает максимальный срок содержания под стражей без предъявления обвинений с 14 до 28 дней. По мнению правозащитников, ограничительный характер данного закона будет иметь серьезные последствия для свободы слова в Великобритании.
По наблюдению «Хьюман Райтс Вотч», власти Соединенного Королевства вместо проведения судебных разбирательств по-прежнему упорно стремятся депортировать из страны те лица, которые, по их утверждению, представляют угрозу для безопасности граждан и страны в целом. В Великобритании по-прежнему действует практика применения «предписания о надзоре» в отношении лиц, которые, предположительно, причастны к террористической деятельности.
Правозащитники подвергают жесткой критике судебные процессы по обвинению в терроризме, которые, по их мнению, «отличаются глубокой несправедливостью». Критика вызвана, в том числе, и тем, что многие дела разбираются в закрытом режиме, в ходе которых подозреваемые и их адвокаты не получают полной информации о процессе. Правозащитников также удивляет «чрезвычайно низкий» уровень требований к доказательствам обвинения.
Особую озабоченность правозащитников вызывает практика выдачи и депортации лиц, подозреваемых в терроризме, в третьи страны. В значительной степени практика выдачи базируется на политике Лондона, основанной на получении дипломатических заверений о неприменении пыток, которые закрепляются в «меморандумах о взаимопонимании» с теми странами, куда потенциально может быть выслан подозреваемый. Широкую огласку в этой связи получило дело Омара Отмана (Абу Катада), иорданца по происхождению, которого британские власти обвиняли в терроризме и намеривались отправить в Иорданию. Адвокаты Отмана заявляли, что депортация в Иорданию ставит под угрозу его жизнь и здоровье, т.к. Иордания известна своей необязательностью в области гуманного обращения с заключенными. При этом власти Великобритании заявили о своей готовности депортировать подозреваемых в терроризме не только в те страны, с которыми у Лондона есть меморандумы. В частности, Великобритания готова депортировать заключенных в Алжир, с которым так и не был подписан меморандум, лишь на основании гарантий со стороны последнего, которых, по мнению Лондона, вполне достаточно для обеспечения безопасности депортируемых. 


Ситуация в пенитенциарной системе, жестокость полиции 
По данным «Международной Амнистии», только в Англии и Уэльсе количество заключенных в тюрьмах достигло 80 тысяч человек, что является одним из самых высоких показателей в мире на душу населения.
В ноябре 2006 года в результате утечки информации стало известно, что более 160 сотрудников тюрьмы «Вормвуд скрабс» имеют отношение к пыткам заключенных, о которых было известно еще в конце 90-х годов. Некоторые представители тюремного начальства оказались соучастниками этих преступлений, а британское правительство отказывалось признать эти факты публично.
В июле 2006 года Королевская прокуратура, завершив проверку по факту гибели Жан-Шарля де Мензеса, убитого по ошибке сотрудниками лондонской полиции на следующий день после терактов 21 июля 2005 года, отказалась возбуждать уголовное дело в отношении полицейских.
В июле прокуратура заявила о недостаточности улик для уголовного преследования сотрудников британской полиции в связи с гибелью Азеля Родни, застреленного в апреле 2005 года. 


Ситуация с беженцами 
В марте 2006 года в Великобритании был принят новый законопроект «Об иммиграции, убежище и гражданстве», регулирующий вопросы предоставления убежища. Этот закон в значительной степени лишает защиты Конвенции ООН о статусе беженцев тех лиц, которые просят убежища по политическим мотивам. При этом подавляющее большинство заявлений о предоставлении убежища отклоняется британскими властями. Многие лица, уже приехавшие в Великобританию и попросившие убежища по тем или иным причинам, но не получившие его, обречены на жизнь в крайней нищете.
В июле 2006 года Европейский Суд по правам человека вынес решение о нарушении Великобританией права лица, просившего политического убежища, на своевременное уведомление о причинах задержания. Этого человека удерживали под стражей 76 часов, прежде чем сообщить ему о причинах задержания. 


Германия 

Нарушения прав в ходе борьбы с терроризмом 
Критика правозащитников в адрес Германии на протяжении 2005 – 2006 гг. была во многом вызвана принимаемыми немецким правительством мерами по борьбе с терроризмом, в частности, частичным отношением Германии к громкому скандалу с секретными тюрьмами ЦРУ в Европе. Правозащитников возмутило нежелание немецких властей привлечь к ответственности кого-либо из лиц, причастных к осуществлению программы ЦРУ по незаконной перевозке задержанных. «Международная Амнистия» выступила с критикой в адрес Германии за нежелание правительства этой страны требовать соблюдения прав своих граждан, задержанных по обвинению в терроризме на территории третьих стран. В частности, речь идет о судьбе гражданина Германии Мухаммеде Заммаре, задержанного в Марокко в 2001 году и переданного позднее властям Сирии, а также гражданина Германии Халеда аль-Масри, задержанного в Македонии и переданного властям США, а затем тайно переправленного в Афганистан (позднее его освободили, и он вернулся в Германию). Аль-Масри утверждал, что во время заключения в тюрьме в Афганистане его пытали, избивали и водили на допрос к германскому должностному лицу. Итогом скандала вокруг Аль-Масри стало распоряжение ведомства Федерального канцлера, выпущенное в октябре 2006 года, которое запрещает сотрудникам федеральной полиции Германии допрашивать подозреваемых в терроризме на территории других стран.
По мере ужесточения мер борьбы с терроризмом, в современном немецком обществе ведется острая дискуссия о допустимости применения пыток сотрудниками правоохранительных органов в особых обстоятельствах, включая угрозу террористических действий. 


Ущемление прав мигрантов и беженцев
 

Германия является одним из крупнейших европейских центров притяжения мигрантов и беженцев, в основном, из восточных стран и, в первую очередь, из Турции. По данным ежегодного доклада Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев за первое полугодие 2007 года в Германии было подано 8,2 тысяч прошений о предоставлении убежища. Вместе с тем, обращение с беженцами в Германии все чаще противоречит требованиям соблюдения прав человека. Многим беженцам отказывают в убежище лишь по причине их страны происхождения. Например, сегодня заявления, поданные чеченцами, преимущественно отклоняются. «Борьба против негосударственного террора является для властей более важным фактором, чем защита индивидуального права на свободу».
Число людей, которые ищут убежища в Германии, регулярно уменьшается. В ноябре 2006 года заявление на получение убежища подали 1749 человек — на треть меньше, чем в ноябре 2005 года. Дело в том, что защиту в Германии удается получить все реже. Решение о предоставлении статуса беженца принимает Федеральное агентство по делам миграции и беженцев, чья деятельность в 2005 – 2006 гг. подверглась критике правозащитников, отмечавших тенденцию лишения многих людей статуса беженцев (в особенности выходцев из Афганистана, Ирака).
В 2005 году из Германии было выдворено 16 865 человек. Решение о лишении статуса беженцев, по мнению правозащитников, во многих случаях принималось без учета ситуации с соблюдением прав человека в стране происхождения претендентов на получение подобного статуса. Закон о предоставлении убежища Германии, как считают специалисты, до конца не соответствует международному праву и директивам Европейского Союза, поскольку не обеспечивает защиту отдельных лиц от преследования на религиозной почве, а также не решает проблему людей, проживающих на территории Германии на основании «разрешения на пребывание». Многим из тех, кто имеет подобное разрешение, немецкие власти отказались предоставить статус беженцев, однако они не были высланы из страны по соображениям гуманности. По данным берлинской организации «Антимарксистская инициатива», с 1993 года как минимум 49 человек покончили жизнь самоубийством по причине угрозы выдворения из страны.
Помимо проблем с оформлением своего статуса для дальнейшего пребывания на территории Германии многие беженцы сталкиваются с проявлением расизма на бытовом уровне, а также с неоправданной по отношению к ним жестокостью и халатностью полиции. В результате несчастного случая – неожиданно возникшего пожара в камере предварительного заключения – в 2005 году погиб гражданин Сьерра-Леоне. В ходе следствия выяснилось, что во время инцидента по халатности полицейских в камере заключенного была отключена пожарная сигнализация. Однако Региональный суд города Дессау отказался возбуждать дело против двоих полицейских, которые, предположительно, были причастны к гибели несчастного гражданина Сьерра-Леоне. При этом судьи сослались на недостаток доказательств.
В июне 2007 года в электронных СМИ появилось открытое обращение гражданина Германии Скворцова Евгения Владимировича к русскоязычным средствам массовой информации с просьбой выступить в его защиту, а также в защиту его семьи, которые неоднократно подвергались противоправным действиям со стороны отдельных сотрудников полиции города Лангенфельд. В своем письме Евгений Скворцов подробно изложил случаи, когда немецкая полиция безосновательно пыталась привлечь его к суду под тем или иным предлогом. По мнению Скворцова, повышенное внимание к его личности со стороны полиции Лангенфельда и, в частности, обыски в квартире в значительной мере обусловлены его этнической принадлежностью. Комментируя ситуацию Скворцова, один из немецких правозащитников, руководитель Кельнского отделения правозащитной организации Menschenrechtsbund e.V., магистр права Гарри Мурей заявил, что случай Скворцова «обращает на себя внимание той изощренностью, с которой немецкая полиция, с одной стороны, и судебные органы, с другой, цинично и уверено нарушают законы и конституцию своей страны, исходя из того, что никто в цивилизованных странах мира не обратит внимание на драматические происшествия из жизни обычного «русского иммигранта». «Уже давно в Германии взято за правило останавливать лиц славяно-русской внешности для «независимых от подозрения» проверок. Возможной причиной столь явных шагов, по моему мнению, является уже давно бытующее в определенных кругах полиции генеральное подозрение против всех выходцев из стран СНГ. Если же задержанный или задержанные попытаются качать свои права или, не дай Бог, будут требовать разъяснения, на каком основании их задержали, то в воздухе все отчетливее начинает пахнуть паленым. Из собственного опыта знаю, что граждане, внешне не похожие на представителей титульной нации, чаще являются объектами предвзятых проверок, против них чаще совершаются противоправные действия, которые в львиной доле случаев, благодаря немецкому правосудию, остаются безнаказанными». 


Нарушения прав женщин и детей, торговля людьми 

По-прежнему одной из серьезнейших проблем немецкого общества остается проблема проституции, а также сексуального рабства женщин и детей. По данным Детского фонда ООН, детская проституция активно процветает на границе Чехии и Германии. В опубликованном докладе ЮНИСЕФ отмечается, что десятки тысяч педофилов из Германии и других стран Запада занимаются «сексуальным туризмом» в Чехии.
Проституция не считается противозаконной в Германии в пределах специально оговоренных городских районов. Особого размаха это явление достигло в период проведения чемпионата мира по футболу летом 2006 года, когда десятки тысяч женщин и девушек были доставлены в эту страну для оказания сексуальных услуг. По утверждению неправительственных немецких организаций, занимающихся проблемой проституции, прибытие в страну тысяч футбольных болельщиков приводит на практике к росту «оборота» рынка сексуальных услуг на 30%.



Ситуация с правами человека в «странах-новичках» ЕС 

Польша 

Смертная казнь 


С приходом в Польше к власти консервативно настроенных братьев Качиньских по многим вопросам взгляды Польши ужесточились. Ярким проявлением резкого изменения политического курса стало стремление президента Польши Леха Качиньского не только вернуть высшую меру наказания в Уголовный кодекс своей страны, но и добиться восстановления смертной казни во всей Европе. В 2007 году Совет Европы провозгласил 10 октября Днем против смертной казни. Планируется, что отныне этот день в Европе будет отмечаться ежегодно. Однако в рамках Европейского Союза это намерение было заблокировано правительством Польши, которое на встрече министров юстиции в Брюсселе 18 сентября 2007 года использовало право вето. По мнению братьев Качиньских, подобная мера является бесполезной и бессмысленной. Напротив, польские лидеры выступили за объявление Дня в защиту жизни, который включал бы запрет искусственного прерывания беременности, а также запрет на эвтаназию – добровольный уход из жизни с помощью врачей. 


Секретные тюрьмы ЦРУ 

Польша напрямую оказалась замешана в скандале с секретными тюрьмами ЦРУ. По мнению швейцарского сенатора Дика Марти, проводившего расследование данного вопроса в рамках Парламентской ассамблеи Совета Европы, не исключено, что тайное содержание заключенных под стражей было санкционировано тогдашним президентом Польши Александром Квасьневским лично. При этом, несмотря на неоднократные обращения представителей ПАСЕ к польским властям с просьбой предоставить информацию об авиаперевозках, последние всегда отвечали отказом. Временный комитет Европейского парламента, который также занимался выяснением достоверности заявлений о незаконной деятельности ЦРУ в Европе, с сожалением отметил нежелание и недостаточное стремление польских властей к сотрудничеству, а также отказ учредить специальный следственный комитет или начать независимое парламентское расследование. 


Ситуация с беженцами 

В отличие от предыдущих лет, в последнее время Польша отказывала большинству просителей из Чечни в статусе беженцев, вместо этого присваивая им статус «допущенных к пребыванию лиц», что, по сути, является нарушением Женевской конвенции о статусе беженцев от 1951 года.
В мае 2006 года Управление ООН по делам беженцев сообщило, что почти половина детей школьного возраста, которые претендуют на статус беженцев, не посещают школу. Кроме того, людям, имеющим статус «допущенных к пребыванию лиц», отказывали в социальной помощи. 


Международный контроль 


В сентябре 2007 года накануне парламентских выборов в Польше руководство страны отказалось допустить на выборы для проведения мониторинга избирательного процесса, а также выявления нарушений в ходе голосования представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, аргументировав это тем, что ОБСЕ нарушила правила, так как «инициатива присутствия на выборах возникла не с польской, а с ее (ОБСЕ) стороны».
И хотя позднее вопрос об участии наблюдателей от ОБСЕ был улажен, данный инцидент ставит под сомнение соответствие действий Польши демократическим стандартам Европы. 


Нарушения прав граждан по политическим мотивам 


Стремления польского руководства вычеркнуть из памяти советскую часть своей истории зачастую сводится к местечковым, а порой просто дискриминационным действиям по отношению к определенной части польского общества.
Известно, что после прихода к власти в Польше консервативной партии «Закон и справедливость», устранение из властных структур и государственного аппарата людей коммунистического толка, стало одним из приоритетов в работе правительства. Ничем иным, кроме как «охотой на ведьм», нельзя считать проведенную в 2006 году чистку дипломатического корпуса Министерства иностранных дел, представители которого заявили, что абсолютно неразумно, «чтобы функции послов исполняли лица, связанные в прошлом со спецслужбами и партийным аппаратом ПОРП. Они потеряли доверие властей РП, ответственных за формирование внешней политики». Прозвучали заявления о том, что в дипломатической службе новой демократической Польши не место выпускникам престижного Московского института международных отношений (МГИМО). Руководитель парламентского клуба Союза левых демократов Ежи Шмайдзиньский расценил это как «акт политической мести», заявив, что впервые в Польше «дошли до показательной чистки дипломатических рядов».
Большие сомнения относительно гарантий неприкосновенности частной жизни вызывает также подписанный президентом Качиньским в ноябре 2006 года новый закон о люстрации, в соответствии с которым должны быть опубликованы списки всех агентов коммунистических спецслужб. Как сообщает «РИА Новости», согласно новому закону, значительно расширяется перечень должностей, вступая в которые нужно будет заполнять так называемые люстрационное заявление. Отныне для занятия той или иной должности претенденту необходимо будет получить сертификат, выдаваемый Институтом национальной памяти, в котором будет содержаться информация, подтверждающая или опровергающая сотрудничество человека со спецслужбами. При этом установленный факт такого сотрудничества может считаться поводом для увольнения. По мнению многих экспертов, ужесточение закона о люстрации еще больше усложнит жизнь граждан Польши. Ярким примером может служить ситуация с группой ученых и преподавателей старейшего Ягеллонского университета в Кракове – как только в прессу просочилась информация о вероятном сотрудничестве этих лиц со спецслужбами, ректор университета потребовал от них уйти в отставку.
Можно с горечью констатировать, что принятие закона спровоцировало волну доносов, которые стали одним из инструментов устранения соперника в политической борьбе. 


Страны Балтии: Литва, Латвия, Эстония 


Нарушения прав национальных меньшинств 

Не менее вопиющими являются нарушения прав человека в отношении русскоязычного населения в бывших республиках Советского Союза, а ныне независимых демократических государствах: Эстонии, Латвии и Литве.
Проблема лиц без гражданства приобрела массовый характер в странах Балтии после распада Советского Союза. В Литве в силу прагматических решений, принятых еще в 1991 году, отсутствует проблема массового безгражданства. Однако в Эстонии и Латвии сложилась иная ситуация. В 2006 году около 130 тысяч жителей Эстонии не имели гражданства. В Латвии эта цифра, по данным «Международной Амнистии», составляет порядка 400 тысяч человек. Подавляющее большинство из них являлись гражданами бывшего Советского Союза и проживали на территории этих стран до его распада. В основном это этнические русские, которые сегодня являются крупнейшим этническим меньшинством в этих странах. Как констатирует «Международная Амнистия», права лиц, принадлежащих к русскоязычному меньшинству, существенно ограничены в языковом плане, а также в иных отношениях. Эти лица нередко оказываются де-факто лишены доступа на рынок труда и права на получение образования по причине жёстких языковых требований и необходимости иметь гражданство страны для поступления на работу.
Сегодня, для того чтобы получить гражданство, неграждане в этих странах должны пройти ряд экзаменов, например, на знание Конституции Латвии и латышского языка. В августе 2006 года латвийский сейм внес на рассмотрение поправки к существующему закону о гражданстве, согласного которому лица, не сумевшие с трех попыток сдать экзамен по латышскому языку, лишаются права на получение гражданства. Поправки также увеличивают с трех до шести месяцев срок, по истечении которого можно повторно подавать заявление на получение гражданства. С июня 2007 года в Эстонии были введены новые языковые требования: для получения вида на жительство в этой стране необходимо владение эстонским языком на определенном уровне.
В Эстонии запрещено принимать на государственную муниципальную службу неграждан и лиц без гражданства. По мнению «Международной Амнистии», подобные ограничения негативно сказываются на возможности получить работу представителями русскоязычного меньшинства и являются косвенной формой дискриминации данной группы населения.
Еще одной острой проблемой является ограничение возможностей русскоязычного меньшинства на получение среднего и высшего образования на своем родном языке. Например, с 2007 года все средние школы Эстонии переходят к преподаванию большинства предметов на эстонском языке, что является первым шагом к стопроцентному обучению на этом языке в тех школах, где ранее в качестве языка обучения использовался русский язык. В Латвии законом "О государственном языке" русский язык отнесен к "иностранным", а всем государственным и муниципальным учреждениям прямо предписано принимать от населения обращения только на государственном языке.
Проблема массового безгражданства вызывает законное беспокойство не только у России. Критику в адрес эстонских и латвийских властей неоднократно высказывал целый ряд правозащитных и международных организаций. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выразил обеспокоенность в связи с дискриминационными законами Эстонии и принятым в стране определением «национального меньшинства». 17 ноября 2006 года Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о национальных меньшинствах в Латвии. ПАСЕ также рекомендовала латвийским властям пересмотреть существующие различия в правах граждан и неграждан и устранить те из них, которые не являются оправданными. ПАСЕ также рекомендовала латвийским властям принять поправки в законодательство, разрешающие национальным меньшинствам в местах их компактного и многочисленного проживания общаться с административными органами на своем родном языке. ПАСЕ также призвала Латвию добросовестно соблюдать Рамочную конвенцию по защите прав национальных меньшинств и рассмотреть возможность отзыва двух оговорок, записанных в акте ее ратификации.
Вместе с тем, внимание к проблеме русскоязычного населения этих республик со стороны международных, в первую очередь, европейских организаций представляется недостаточным.
Массовый характер носили нарушения в отношении прав людей во время событий, связанных с переносом Бронзового Солдата и могил советских солдат из сквера Тынисмяги на военное кладбище. Людей, в основном представителей русскоязычной общины Эстонии, выступавших против переноса памятника, арестовывала полиция. Отчет о действиях полиции и нарушениях со стороны правоохранительных органов был подготовлен эстонской правозащитной организацией «Центр информации по правам человека».
По сообщениям эстонских правозащитников, задержанных избивали и не давали связаться с родственниками, заставляли их сидеть на корточках. Есть свидетельства о нанесении сотрудниками правоохранительных органов телесных повреждений задержанным. Ряд свидетелей указывают на немотивированный характер физического воздействия на задержанных.
События в Эстонии вокруг переноса памятника и нарушения прав людей со стороны полиции в ходе массовых беспорядков вызвали крайнюю обеспокоенность и у России, и у европейских организаций. Группа пострадавших от рук эстонской полиции, выступая на слушаниях в июне 2007 года в штаб-квартире Европейского парламента в Брюсселе, смогла донести свою позицию до депутатов и журналистов, продемонстрировать им фотографии и видео, подтверждающие жестокость эстонских стражей порядка. 


Торговля людьми 

Серьезной проблемой литовского общества по-прежнему остается торговля женщинами и девушками в целях сексуальной эксплуатации, причем число людей, продаваемых в сексуальное рабство, лишь возросло после вступления этой страны в Европейский Союз. По данным европейского управления полиции (Европола), свыше 1000 литовских женщин и девушек были в 2006 году вывезены за рубеж, в основном в страны Западной Европы. Литва, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности, является одной из четырех стран Центральной и Юго-восточной Европы, где женщины больше всего подвергаются риску оказаться проданными в рабство. Литва также является транзитным пунктом для «живого товара» из Белоруссии, Украины и России (Калининградской области).



Источники: 
1. Доклад «Международной Амнистии» – 2007 http://thereport.amnesty.org/rus/Homepage
2. Всемирный доклад «Хьюман Райтс Вотч» – 2007 http://hrw.org/russian/reports/2007/world/usa.html
3. 2006 Yearbook of Immigration Statistics http://www.dhs.gov/xlibrary/assets/statistics/publications/IS-4496_LPRFlowReport_04vaccessible.pdf
4. Доклад «Human Rights Watch». «Forced Apart: Families Separated and Immigrants Harmed by US Deportation Policy» http://hrw.org/reports/2007/us0707/us0707web.pdf
5. Доклад «Международной Амнистии»: United Kingdom: The Killing of Lean Charles de Menezes (AI Index:EUR 45/015/2006); United Kingdom: The Killing of Lean Charles de Menezes – let justice take its course (AI Index: EUR 45/021/2006)
6. Доклад «Международной Амнистии»: Poland and Latvia: Lesbian, gay, bisexual end trasgender rights in Poland and Latvia (AI Index: EUR 01/019/2006)
7. Доклад «Международной Амнистии»: «Языковые меньшинства в Эстонии: дискриминации необходимо положить конец» (МА: EUR 51/002/2006) // http://www.amnesty.org.ru/pages/ruseur510022006
8. Latvia: Discrimination based on sexual orientation is a human rights violation ( МА:EUR52/001/2006) http://www.amnesty.org/library/index/engeur520012006
9. Supporting Human Rights and Democracy: The U.S. Record 2006 // http://www.state.gov/documents/organization/80699.pdf
10. 2006 Country Reports on Human Rights Practices //
http://www.state.gov/g/drl/rls/hrrpt/2006/.
11. Countries at the Croassroads 2007 http://www.freedomhouse.org/template.cfm?page=140&edition=8
12. The Human Rights Record in the United States in 2006. China’s Report on Human Rights Violations in America by China’s State Council. Information Office of China’s State Council – 2007 – 03 – 07
13. Terrorism Act 2006. Office of Public Sector Information
http://www.uk-legislation.hmso.gov.uk/acts/acts2006/20060011.htm.

Литература: 
1. Винокуров Б. «Это мой бэйби!» // Независимая газета. 24.07.2007.
2. Бернард К. Германия не хочет принимать чеченцев http://www.globalaffairs.ru/articles/6899.html
3. Любимская А. Позор на всю Европу // РБК daily http://www.rbcdaily.ru/print.shtml?2007/10/17/focus/298584
4. Смирнов Н. «Партнерский контроль» по-американски // Независимая газета. 6.09.2007.
5. Совет Европы подтвердил существование секретных тюрем ЦРУ http://hrw.org/Russian/docs/2007/06/08/usint16116_txt.htm
6. Совет Европы – «за», Польша – «против» // Вся Европа.ru. №10(15), 2007
http://alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=427
7. США: Судьба узников секретных тюрем ЦРУ остается неизвестной. Вашингтон должен обнародовать информацию по «пропавшим без вести» // http:hrw.org/Russian/docs/2007/02/27/usdom15418_txt.htm
8. США: Буш подтвердил право ЦРУ на тайное содержание под стражей. Президентский указ санкционирует нарушение Женевских конвенций http://hrw.org.russian/docs/2007/07/20usdom16453_txt.htm
9. США: законодательство об обязательной депортации разделяет американские семьи. Лиц, имеющих вид на жительство, нередко депортируют за незначительные преступления
http://hrw.org/Russian/docs/2007/07/18/usdom16423_txt.hm
10. США: Amnesty International обеспокоена применением тазеров во Флориде // http://www.amnesty.org.ru/pages/rusamr511442007
11. «Терпимость кончается» // Россия в глобальной политике. http://www.globalaffairs.ru/articles/8316.html
12. Silverstein K. Their men in Washington: Undercover with D.C.'s lobbyists for hire. Harper's Magazine, July, 2007 http://www.harpers.org/archive/2007/07/0081591
13. In Tiny Courts of N.Y., Abuses of Law and Power. The New York Times, September 25, 2006. 


Сайты организаций: 

1. Сайт Госдепартамента США – http://www.state.gov/
2. Статистическое Бюро США (U.S. Census Bereau) – http://www.census.gov/
2. International Amnesty («Международная Амнистия») – http://www.amnisty.org/
3. Human Rights Watch («Хьюман Райтс Вотч») – http://www.hrw.org/
4. Freedom House – http://www.fh.org/
5. Министерство юстиции США (U.S. Justice Department) – http://www.usdoj.gov/
7. Министерство иностранных дел Российской Федерации – http://www.mid.ru
Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..