Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Политическая клоунада

Политическая клоунада

Успех комика на выборах в Италии – случайность или тенденция?
Борис Кагарлицкий
12.03.2013
Политическая клоунада

Итальянская политическая система упорно не может войти в привычный ритм после парламентских выборов. Левоцентристская Демократическая партия пытается сформировать правительство, а судебные власти в очередной раз пытаются посадить за решетку бывшего премьера Сильвио Берлускони. Несмотря на приговор, политик остается на свободе: можно подавать апелляции и оспаривать решение.

Ситуация, когда не очень понятно, куда надо отправлять человека: в кабинет министров или в тюремную камеру, а претенденты на высшие государственные посты по совместительству являются кандидатами на тюремные нары, вряд ли покажется столь уж странной российскому читателю. Да и вообще, в Старом Свете в последнее время число коррупционных скандалов зашкаливает. Германия и Северная Европа еще как-то держатся, там пока дело не идет дальше обвинений в плагиате при защите диссертаций. В Испании и Франции пресса то и дело раскапывает неприличные финансовые истории. Но даже на этом фоне итальянская политика выглядит совершенно неприличной.

Коррупция среди чиновников и политиков распространяется не тогда, когда рядом появляются большие деньги, а тогда, когда в обществе исчезают значимые цели.

Совершенно неверно думать, будто любой человек, получивший должность, связанную с распределением ресурсов, непременно начнет воровать или наживаться. Но если распределение ресурсов превращается в единственный смысл пребывания на том или ином посту, если рухнули все идеологические и моральные критерии, если отсутствует гражданская этика, а патриотизм сводится к набору красивых риторических фраз, которые кое-как повторяют по праздникам, неудивительно, что коррупция становится всепроникающей.

Эволюция политической системы Италии последних двух десятилетий представляет собой не просто распад, но своего рода трагедию. Правительственные структуры послевоенной итальянской республики были коррумпированы всегда, но были в них и свои герои, борцы с мафией, принципиальные добросовестные бюрократы. Что касается здешней коммунистической партии, то она всегда была образцовой организацией для левых Западной Европы. У нее была героическая история в годы антифашистского сопротивления. За ней шли массы. Тут были боевые профсоюзы и радикальные крестьянские организации. К этой партии примыкали блестящие интеллектуалы. У нее была великолепная пресса. Ее внутренняя жизнь отличалась демократизмом. Для многих именно деятельность компартии связывалась с защитой национальных интересов страны, иными словами, тот самый синтез патриотизма с интернационализмом, о котором в других местах много спорили, итальянским левым давался без особого труда. На компартию Италии смотрели с восхищением даже политические противники, не говоря уже о левых из других европейских стран, которым не удавалось добиться таких успехов.

Распад Советского Союза сопровождался на левом фланге беспрецедентным моральным кризисом, за которым последовало разложение многих организаций.

Компартии Италии не помогло даже то, что во времена Л.И. Брежнева она жестко критиковала СССР. Произошел раскол на умеренное крыло, быстро перекрасившееся в социал-демократию, и левый фланг, объявивший о возрождении компартии снизу. Бывшие коммунисты, отказавшиеся от собственных идей, скоро оказались самыми правыми из всех социал-демократов Европы. Меняя названия и конфигурации, экс-левые то формировали правительство, то уходили в оппозицию, но думали только об одном: как доказать свою преданность местной буржуазии, европейским бюрократам в Брюсселе и «главным начальникам мира» в Вашингтоне. Именно бывшие левые проводили самые масштабные приватизации, именно они особенно заботились об укреплении американского военного присутствия в стране. Выступившие против подобной беспринципности «возрожденцы» жестко критиковали и разоблачали своих прежних товарищей - вплоть до момента, когда партии не предложили места в правительстве.

Тут же забыв все свои принципиальные заявления, вчерашние радикалы принялись пилить бюджет вместе с недавними политическими противниками. Итогом был крах партии, она развалилась буквально на глазах.

Выборы 2013 года оказались бессодержательной дуэлью правого блока, организованного миллиардером Сильвио Берлускони и левого центра, выступавшего на сей раз под вывеской «Демократической партии». Даже итальянские политологи и журналисты, за неимением серьезных общественных дебатов, привыкшие к обсуждению мелочей, на сей раз не в состоянии были найти хоть какие-то различия в программных установках или подходе соперничающих партий. Напротив, населению этот подход категорически не нравился. В итоге голоса на выборах распределились практически поровну, но несправедливая избирательная система дала Демократической партии, набравшей перевес всего в 0,4 процента, возможность получить серьезное превосходство в нижней палате парламента. Беда в том, что для утверждения правительства вотум доверия потребуется и в сенате, а там перевеса у демпартии нет.

Каждый четвертый избиратель отдал свои голоса движению «Пять звезд», созданному известным комиком Беппе Грилло (на фото). В стране, где политика превратилась в цирк, только бывший клоун выглядит авторитетной и вызывающей доверие фигурой.

И в самом деле, именно «Пять звезд», не претендующее на левизну или радикализм, решилось выступить с критикой Евросоюза, неолиберальной экономической политики, в защиту социального государства.

Иными словами, Беппе Грилло, не будучи левым, сделал то, что должно было бы делать и говорить левое движение, если бы оно в Италии реально существовало.

Политический кризис, порожденный итогами выборов, на техническом уровне является свидетельством тупика, в который уперлась система. Политики теряют доверие независимо от этикеток. Формировать правительство оказывается крайне трудно в условиях, когда с одной стороны, есть тотальный консенсус правящих кругов по поводу проводимого курса, а с другой стороны, все заняты только борьбой за теплые места рядом с бюджетными потоками, и ради этого готовы перегрызть друг другу глотки. Что же касается самого проводимого курса, то от него уже давно тошнит большую часть населения, и каждый шаг на этом пути предсказуемо ухудшает и без того плачевную ситуацию. В условиях кризиса неолиберализма тупое упорство, направленное на продолжение политики, приведшей к кризису, ничего хорошего не сулит.

Успех «Пяти звезд» демонстрирует тенденцию, выходящую далеко за рамки Италии.

На фоне дискредитации старых политических партий, как правых, так и левых, в условиях, когда программы всех политиков стали одинаковыми и в равной степени отвратительны народу, не исключен «прорыв» к власти новых популистских лидеров.

Тех, кто решится искать опору не среди банкиров и чиновников Евросоюза, а среди собственных сограждан. Их программы не будут списаны с учебников марксизма, но объективно окажутся более левыми и радикальными, чем у патентованных социалистов и забывших свое прошлое коммунистов. Просто потому, что будут отражать конкретный запрос миллионов трудящихся людей, недовольных неолиберальной экономической и социальной практикой. В таком случае Италия окажется не просто «слабым звеном» в системе Евросоюза, но и своего рода лабораторией, где будут отрабатываться новые формы политической мобилизации «снизу».

Очень многие в Европе сегодня смотрят на Беппе Грилло с сомнением, страхом и надеждой. Если он и его соратники устоят перед соблазном и откажутся участвовать в дележе министерских портфелей, они окончательно обрушат политическую систему Италии - к радости большинства ее жителей. Если же они сломаются - так же, как это происходило не раз с другими радикалами и популистами, моральный кризис примет еще более страшные формы. Тогда наступит окончательный культурный коллапс страны, которая в прошлом дала нам стольких великих людей - от Макиавелли до Гарибальди и от Кавура до Грамши.

Ну а перспектива ближайших недель проста. Политики из демпартии будут заигрывать с Беппе Грилло, пытаясь подкупить и коррумпировать «Пять звезд» так же, как они уже сделали в недавнем прошлом с «возрожденцами». Но может статься, что бывший клоун окажется способен извлечь уроки из морально-политической катастрофы, которую пережили бывшие коммунисты. Его амбиции, похоже, идут куда дальше, чем у мелких карьеристов, мечтающих о министерских постах.

И если «клоун» Берлускони смог оказаться во главе правительства, почему не может возглавить страну комедиант Грилло?

Борис Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..