Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Первая политическая жертва вируса

Первая политическая жертва вируса

Под ударами обостряющегося кризиса премьер-министр Франции ушел в отставку
Николай Петров
06.07.2020
Первая политическая жертва вируса

Премьер-министр Франции Эдуар Филипп ушел в пятницу в отставку, а вместо него президент Эммануэль Макрон стремительно назначил Жана Кастекса, отвечавшего за выход страны из карантина. Таким образом, как считают обозреватели, в Европе появилась первая политическая жертва коронавируса. Однако речь здесь идет вовсе не об ушедшем премьере – о его отставке уже давно говорили в связи с намерением президента реорганизовать правительство и тем фактом, что Филипп на только что состоявшихся муниципальных выборах был избран мэром портового города Гавр. «Хромой уткой», скорее всего, стал теперь сам Макрон.

А вот Филипп, как считают, покидает свой пост главы кабинета с высоко поднятой головой. Как пишет газета «Фигаро», это он сделал это на пике своей популярности. Деятельность ушедшего премьера в июне одобряли 50% жителей страны, а самого президента – лишь 38%.

Согласно конституции, во Франции премьер-министра назначает президент, который затем формирует правительство. А потому уход Филиппа прокладывает путь к перестановкам в кабинете. Главы французского государства периодически отправляли в отставку своих премьеров, чтобы обозначить новое направление. К тому же недавно Макрон сам говорил о «новой дороге», на которую вступает страна в борьбе с экономическими последствиями пандемии.

Последние недели СМИ настойчиво говорили о том, что Эммануэль Макрон готовит перестановки в правительстве, чтобы сосредоточиться на восстановлении экономики после коронавируса. Однако зачем для этого надо было менять успешного премьера, который весьма неплохо зарекомендовал себя на этом посту, о чем, кстати, и свидетельствует растущий рейтинг его популярности?


Слишком популярный премьер?

Скорее всего, именно эта растущая популярность Филиппа и вызвала тревогу Макрона, который уже сейчас оценивает свои шансы на переизбрание на президентских выборах 2022 года и не может не тревожиться, сравнивая свой собственный рейтинг популярности и рейтинг премьера. Ему рискованно находиться в тени более популярного главы правительства – пусть даже до выборов еще довольно много времени. 

Однако отпуская Филиппа в «свободное политическое «плавание», Макрон, как считают обозреватели, тем самым невольно развязывает тому руки – оказавшись вне правящей команды, он теперь может куда более определенно бороться за более амбициозную цель в своей собственной карьере. Тем более, что удобная политическая площадка для этого у него уже есть – пост мэра такого важного французского города, как Гавр, вполне для этого подходит. Так что не исключено, что, сменив Филиппа, Макрон подложил свинью самому себе.

А впрочем, поле для маневра у него было не так уж велико. Недовольство французов политикой властей показали уже многомесячные бунты «желтых жилетов», которые серьезно осложняли жизнь во французской столице и негативно отразились на экономике. После чего грянула пандемия, которая привела к инфицированию более 160 тысяч французов. Из них около 30 тысяч человек ушли из жизни. Сейчас уровень опасности во Франции заметно снизился, на как говорят опросы, свыше 60% французов все еще обеспокоены в связи с проблемами, порожденными вирусом.

Пандемия стала свидетельством того, что французская система здравоохранения, считавшаяся одной из самых совершенных в мире, показала себя далеко не с лучшей стороны.

Даже в Париже в больницах не хватало аппаратов для индивидуального вентилирования легких, а в аптеках сложно было найти маски. В стране даже создали парламентскую комиссию для проверки мер, принятых исполнительной властью во время эпидемии.


Пандемия показала слабость ЕС

4/5 французов опасаются, что общая социальная ситуация продолжит деградировать, почти половина убеждены, что это коснется их предприятий. Недавние опросы показали: 6 из 10 респондентов считают, что власть была не на высоте положения в деле противостояния COVID-19. Около 55% в свою очередь в ответах социологам указывали, что не доверяют нынешней власти республики.

«Мы столкнулись с полной неподготовленностью, – заявила ранее лидер оппозиционного «Национального объединения» Марин Ле Пен в интервью агентству РИА Новости. – Эта неподготовленность непостижима, потому что есть десятки отчетов в шкафах руководителей Франции, планы на случай пандемии – и ничто из этого не использовалось. Эта неподготовленность и это отсутствие запасов масок, отсутствие национального производства масок имели очень серьезные последствия, потому что это помешало преуспеть на первом этапе эпидемии – а именно в проведении тестов, изоляции зараженных – и побороть эпидемию», – сказала Ле Пен, отметив, что пандемия показала слабость не только Франции, но и всей Европы.

«Европа – держава с независимой политикой, но выходит, что Европе не хватает всего. На самом деле, Европа полностью зависима в важных вещах, полностью зависима от Китая. Этот кризис показал слабости ЕС, который сейчас кажется только жандармом, а не спасителем», –заявила политик.

Пандемия больно ударила и по французской экономике. По итогам первого квартала валовый внутренний продукт (ВВП) упал почти на 6%, подобного не было с конца 1940-х годов. Миллионы французов неделями «сидели дома», в марте-апреле так называемая техническая безработица охватила более 9 млн человек. И государство вынуждено было потратить 31 млрд евро, чтобы поддержать сограждан.


Тревожный звонок

Тревожным звонком для Макрона прозвучал результат недавних муниципальных выборов, которые завершились беспрецедентной победой партии «Европа-Экология-«Зеленые» в ряде крупных городов и полным поражением президентской партии «Вперед, республика». А мэром города с населением более ста тысяч – Перпиньяна – стал Луи Алио, представитель партии Марин Ле Пен, которая назвала это исторической победой. «Теперь мы сможем доказать, что способны управлять большими городами», – сказала она.

А лидер левой оппозиционной партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон назвал такой результат голосования в муниципалитетах, который отличался крайне низкой явкой избирателей, «холодным восстанием» и «гражданской забастовкой» против всех институтов власти.

Не очень известные прежде широкой публике кандидаты-экологи смогли заинтересовать своей повесткой: чистая энергетика, защита окружающей среды, общественный транспорт, жилье, здравоохранение. Теперь, за два года до президентской кампании, зеленые заявили о себе как о ведущей левой партии Франции и уже, как пишут СМИ, задумываются о борьбе за главный пост в государстве. Однако преимущества они добились пока только в крупных городах. Остальная Франция оставила на ведущих позициях традиционные партии – социалистов и республиканцев (правоцентристы).

Единственный крупный успех на выборах властей – уверенная победа Эдуарда Филиппа, переизбранного в Гавре, однако он выдвигался сам, а не как представитель партии Макрона. Филипп был мэром Гавра с 2010 года, в 2017-м перешел на работу в правительство, но местные избиратели его хорошо знают.Бывший премьер не состоит в президентской центристской партии «Вперёд, Республика!» и имеет репутацию правоцентристского политика, хотя когда-то раньше был членом Социалистической партии, но последнее время явно поправел.


Соперник под боком

«Кровопускание» партии Макрона на муниципальных выборах, пишет итальянская газета «Джорнале», связано, прежде всего, с потерей голосов левых, которые были завоеваны им в 2017 году на президентских выборах, чтобы противостоять Марин Ле Пен.

Макрон, никогда не был органически приемлем для левых, а потому значительная часть его голосов перекочевала на политическую платформу «Зеленых», в то время как на фланге правого центра крах республиканцев открывает теперь политический простор для того, кто может этим воспользоваться. И Филипп, который происходит из среды голлистов, может оказаться для этой среды более «удобоваримым», чем Макрон».

«Отставка Филиппа, в конце концов, – это поражение Макрона, – считает «Джорнале», – президент был настолько занят делами, что и не заметил, как вырастил у себя под боком соперника, который вполне способен бросить ему вызов».

«Филипп, – объясняет издание Fosmiсhe, – имеет теперь в своем распоряжении два года, чтобы построить свое будущее, и когда настанет время выборов 2022 года, должен будет предложить французам обновленную политическую платформу».

Однако весь вопрос в том, что именно смогут предложить французам и Макрон или его возможный соперник, чтобы справится с тяжелыми вызовами, которые стоят сегодня не только перед Францией, но и Европой и всем миром. Простой перетасовкой кабинета ведь такие проблемы не решишь. Пандемия еще не утихает, экономический кризис только обостряется, а события в США показывают, что драматические последствия могут наступить в любой стране.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..