Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Пан Сикорский – Генсек НАТО?

Пан Сикорский – Генсек НАТО?

Польша продвигает своего кандидата на высший пост в Североатлантическом альянсе
Лев Паршин
23.01.2009
Пан Сикорский – Генсек НАТО?

В НАТО начался отбор кандидатов на пост Генерального секретаря. Польское руководство хотело бы видеть в этой должности своего министра иностранных дел Радослава Сикорского.

Премьер-министр Дональд Туск в течение последних нескольких месяцев ведет консультации с коллегами из стран НАТО по поводу возможного выдвижения кандидатуры Сикорского. «Это станет большим шансом для Польши, и это игра, которая ведется всерьез. Несомненно, в таких организациях, как НАТО, наступает время новых стран», - заявил Туск.  

Перспективы увидеть своего земляка в роли главной фигуры НАТО вызвали в Польше чуть ли не такой же ажиотаж, как когда-то избрание кардинала Войтылы главой римско-католической церкви. Все крупные политические партии поддержали идею. О ней с энтузиазмом заговорили в прессе.  

Процесс отбора и назначения Генерального секретаря в НАТО довольно сложный и занимает много времени. Нынешний генсек Яап де Хооп Схеффер, например, дожидался своего кресла восемь месяцев. Сейчас натовцы ставят задачу официально назвать имя его преемника весной 2009 года, когда будут проходить саммиты НАТО во французском Страсбурге и соседнем с ним немецком городке Келе. Мероприятия приурочены к празднованию 60-летия альянса. Но до этого все его члены должны еще состыковать свои позиции. Деликатный этот вопрос решается не голосованием, а консенсусом. Сначала идет дипломатический зондаж – желающие выдвинуть своего человека «рекламируют» его в ходе конфиденциальных контактов с партнерами, прощупывают ответную реакцию (этим и занимается сейчас Туск). На этом этапе «в обойме» могут оказаться довольно много кандидатов. Потом определяется круг наиболее приемлемых из них. В конце концов выявляется фигура, против которой ни одно государство не будет возражать. Это и есть консенсус, согласие всех.  

Требования к потенциальному Генсеку довольно высокие. Это должен быть человек с большим политическим и желательно международным опытом, по неписанной традиции – из европейской страны (чтобы сбалансировать американскую монополию на должность Верховного главнокомандующего силами НАТО в Европе). Само собой разумеется, он должен свободно владеть языками – английским и желательно французским. Во всяком случае, к этому очень ревностно относится Париж. Наверное, поэтому Сикорский на недавней министерской встрече НАТО – Украина удивил всех, внезапно выступив с речью на языке Мольера.  

Генеральный секретарь – важная фигура в Североатлантическом альянсе. Он является председателем Североатлантического Совета – главного органа, уполномоченного принимать политические решения в НАТО. Он же выступает как главный представитель альянса и говорит от имени всех его членов в контактах с внешним миром.  

В Польше, а также в некоторых других странах считают, что Радослав Сикорский хорошо подготовлен к этой работе.

За плечами у него – бурная и полная разнообразных событий биография. Он родился в 1963 году в Быдгощи. В конце 70-х возглавлял школьный забастовочный комитет. После введения военного положения эмигрировал в Великобританию. Изучал философию, политику и экономику в Оксфорде. В середине 1980-х годов был военным корреспондентом в Афганистане и Анголе. В начале 90-х вернулся в Польшу и сразу стал работать в правительстве – чиновником в министерстве обороны, заместителем министра иностранных дел, министром обороны. С этого поста ушел в отставку – как считается, из-за конфликта с тогдашним премьер-министром Ярославом Качиньским. Работал директором проекта «New Atlantic Initiative» в Институте американского предпринимательства в Вашингтоне и советником медиамагната Руперта Мердока. С приходом к власти правительства Дональда Туска стал министром иностранных дел. Женат на американской журналистке Энн Эпплбаум. Является гражданином Польши и Великобритании.  

Станет ли пан Сикорский генсеком НАТО – это еще бабушка надвое сказала. Премьер Туск оценивает его шансы в 20–30 процентов и считает, что это очень неплохо на этом этапе. Но у Сикорского есть серьезные соперники. В том числе и в Польше. Бывший президент Александр Квасьневский заявил, что готов принять предложение занять пост генерального секретаря НАТО. И искренне пояснил: «Я согласился бы, поскольку из различных международных должностей именно эта кажется мне действительно захватывающей».

Сейчас правительство лоббирует в пользу Сикорского, но если мнение большинства в НАТО начнет склоняться в сторону Квасьневского, то официальная Варшава примет и такой вариант. Для нее главное – чтобы Генсеком стал поляк.

На одной Польше свет клином не сошелся. В европейской печати называют, например, имена заместителя премьер-министра Чехии Александра Вондры, министра обороны Норвегии Анне-Грете Стром-Эрихсен, бывшего премьера Великобритании Тони Блэра. Очень сильным кандидатом считается премьер-министр Дании Андер Фог Расмуссен. За кулисами натовской дипломатии могут обсуждаться и другие кандидатуры.  

Для внешнего мира результаты этого процесса вроде бы не имеют особого значения. Будет ли Генсеком поляк, или датчанин, или дама из Норвегии – всем понятно, кто на самом деле играет первую скрипку, когда НАТО принимает важные решения. И все-таки. Нельзя сбрасывать со счетов и роль личности в политике. С этой точки зрения стоит посмотреть на взгляды Сикорского, касающиеся России, и прикинуть, что ждать, если он станет Генсеком.  

В конце минувшего года Сикорский выступал с докладом в Атлантическом совете США в Вашингтоне. Думал ли он тогда о кабинете в Брюсселе, или нет, но только значительную часть выступления посвятил рассуждениям о Североатлантическом альянсе, его роли в обеспечении безопасности западных демократий и т.д.  

Интересно, что Сикорский считает серьезнейшим вызовом, с которым столкнулся сейчас мир. Терроризм? Финансовый кризис? Социальные потрясения? Кандидат в генсеки НАТО дает другой ответ: Россия. России приписываются страшные грехи: попрание суверенитета и независимости Грузии, коварные планы нападения на Украину, размещение страшных ракет «Искандер» у самых границ Польши. Особенно резко докладчик обрушился на «доктрину Медведева». Что это такое? Такой нет. Сикорский назвал этой формулой высказывание российского президента о том, что Россия всегда будет защищать жизнь российских граждан, где бы они не находились. Казалось бы, можно только приветствовать такое заявление. Только теперь российское государство, следуя общей практике цивилизованных наций, берет на себя обязательство не оставлять в беде россиян, как это бывало в сталинские и даже в брежневские времена. Президент Франции Николя Саркози заявил по этому поводу, что считает нормальным желание России отстаивать интересы своих соотечественников в России и русскоязычных за границей. Сикорский видит все в ином свете. Придав словам Медведева самый зловещий смысл, он призвал свободный мир быть готовым к отражению нависшей над ним смертельной угрозы. Сикорский предложил свою концепцию сдерживания России. «Вот доктрина в ответ на доктрину, - не без пафоса сказал он. - Любая попытка перекроить границы Европы силой или подрывными методами должна рассматриваться Европой как угроза ее безопасности и должна повлечь за собой пропорциональный ответ всего Атлантического сообщества».  

Концептуальные установки польского министра были вскоре названы «доктриной Сикорского». Стоит вчитаться в его слова, вдуматься в то, что за ними стоит  

Если бы «доктрина Сикорского» была на вооружении НАТО в августе прошлого года, когда Грузия напала на южную Осетию, то Североатлантический блок должен был бы всей мощью своей военной машины обрушиться на Россию.

Потенциальный Генеральный секретарь предложил далее смелую политическую реформу НАТО, переориентацию его стратегических целей и задач. Он убежден, что пришло время вернуть НАТО традиционную роль – «не просто альянса, а военной организации». Сикорский отбрасывает выстраданные выводы политического и военного руководства России, США и других стран о том, что они больше не считают друг друга потенциальными противниками, не опасаются глобальной термоядерной войны. У будущего Генсека другое видение. «Начиная с 90-х годов мы вели себя так, будто нет потенциальной угрозы, которая потребовала бы действия на основе положений статьи пятой Устава НАТО. Но когда русские танки вторглись на территорию Грузии, эта эра закончилась. НАТО необходимо снова выполнять свою первейшую обязанность - обеспечения безопасности своих членов».  

Иными словами – вперед в прошлое, во времена холодной войны, глобального противостояния, гонки вооружений, подозрений и недоверия.  

В Польше Сикорский имеет репутацию относительно умеренного политика, способного не только поддерживать особые связи с западными союзниками, но и вести диалог с Россией. По сравнению с братьями Качиньскими (один действующий президент, другой бывший премьер) известными своей патологической ненавистью к России, он и в самом деле может показаться голубем. Возобновил диалог с Москвой, уже дважды побывал у нас с визитами, высказывается за развитие связей в сфере экономики, культуры...  

Однако в диалоге с Россией в связи с различными международными проблемами занимает исключительно жесткую линию и подчас отбрасывает всякие дипломатические нормы.  

Достаточно вспомнить его истерическую реакцию на решение России и Германии начать строительство газопровода «Северный поток» по дну Балтики. Сикорский считает этот проект ударом в спину Польше, поскольку российский газ пойдет в обход ее территории. Он даже сравнил это решение с пактом Риббентропа – Молотова. А ведь Москва и Берлин взялись за этот дорогостоящий и трудоемкий проект только после того, как Варшава категорически отвергла предложение провести трубу из Ямала в Европу через ее территорию. Забыл что ли об этом пан министр?  

В общем, Сикорский не упускает, кажется ни одного повода, чтобы попытаться пнуть ногой Россию. Такую линию он будет вести и в руководстве НАТО, если туда попадет.

Он всей душой за расширение альянса, за то, чтобы как можно скорее втянуть в него Украину и Грузию. Он, вероятно, будет ставить палки в колеса российской инициативе о принятии нового договора о европейской безопасности. И уж конечно, он будет всеми силами тащить к себе в Польшу и в Чехию элементы американской системы ПРО.  

Сейчас в отношениях России и НАТО установился, мягко выражаясь, ощутимый холодок. Разговоры о партнерстве, о сотрудничестве в борьбе с общими угрозами как-то приутихли. Наступает момент истины. Выборы Генсека – агрессивного напористого Сикорского или более прагматичного взвешенного другого кандидата – покажут, как, в конце концов, альянс намерен разговаривать с Россией. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.