Оппозиция: ставка на молодежь
Едва выйдя на свободу, Алексей Навальный, отбывавший наказание за недавний незаконный митинг на Тверской в Москве, снова принялся за старое. В субботу и воскресенье его сторонники провели в ряде городов России так называемый «Большой субботник», целью которого было заявлено информирование граждан о том, что Навальный в будущем году собирается участвовать в президентских выборах.
Несмотря на то, что характер судимости и приговора, а также разъяснения ЦИК однозначно говорят о том, что оппозиционер не имеет права выдвигать кандидатуру на выборах главы государства в 2018 году, команда Навального продолжает как сбор средств с граждан, так и публичную агитацию.
Журналисты портала «Лайф.ру» прогулялись по нескольким точкам в Москве, где расположились агитационные пункты Навального, — у метро «Комсомольская», в Кузьминках, на «Юго-Западной» и «Курской» — и опубликовали репортаж об этом под характерным заголовком, говорящим сам за себя: «Пьяные, бомжи и ЛГБТ: кто проводит агитационный "субботник" Навального».
Поскольку агитация была незаконной, полиция задержала, как сообщается, более ста человек. Но это Навального нисколько не смущает. На своем сайте он торжествует: «Кремль сходит с ума и пытается остановить нас уже чисто методами полицейского беспредела — остальное не работает». И предупреждает, что его акции будут продолжаться: «Будем работать ещё активнее!».
Итак, ясно, что «борец с коррупцией» закусил удила и уже полностью перешел от разоблачений к агитации за себя, любимого, изображая из своей персоны кандидата в президенты страны.
Многие уже обратили внимание, что на последних митингах Навального в Москве и Петербурге впервые среди протестующих оказалось много молодых людей студенческого и даже школьного возраста. Даже полицейские, которым пришлось разгонять незаконный митинг Навального на Тверской, растерялись, когда увидели, что перед ними в роли нарушителей порядка – подростки, еще школьники. Немало молодых людей приняли участие и в «субботнике». Ставка на молодежь делается и при создании «Избирательных штабов» Навального по всей стране. И это, конечно, не случайно.
Вспомним нашу историю. Фактически революция в России началась задолго до 1917 года. И не только с террористических актов народовольцев и покушений на царя. В феврале-марте 1899 года всю Российскую империю охватили студенческие волнения.
Дружно забунтовали университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Томска, Казани, Харькова, Варшавы и Одессы. В столице к стачке присоединились и другие учебные заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Высшие женские курсы и даже Духовная академия.
Власти ответили на это массовыми арестами, отчислениями и высылками. Волнения, может, постепенно бы и улеглись, но тут, как по заказу, произошла трагедия. 6 апреля в одиночной камере Бутырской тюрьмы 22-летний студент последнего курса университета Герман Ливен облил себя керосином и совершил самосожжение. Причины этого поступка так и остались неясными: его друзья утверждали, что он не выдержал издевательств тюремной стражи, а власти самоубийство арестанта объяснили обострением психического заболевания. После панихиды студенты двинулись с политическими лозунгами от храма Христа Спасителя вверх по бульварам, однако возле памятника Пушкину их разогнала полиция. Похороны Ливена в Нижнем Новгороде, откуда он был родом, также переросли в многотысячную студенческую демонстрацию. Студенческие волнения 1899 года были в конечном итоге жестко подавлены властями.
Однако запоздалые меры обернулись уже против самой власти. В молодежной среде резко возросла популярность радикальных идей. Власть, сделав ставку фактически только на репрессии, по сути, проиграла в России борьбу за молодежь. А потому целый ряд историков считает эти студенческие волнения прологом первой русской революции и кровавого революционного террора, захлестнувшего Россию в начале XX века.
Среди отчисленных в 1899 году студентов были будущие террористы Иван Каляев, который в 1905 году убил в Московском Кремле великого князя Сергея Александровича, и эсеровский боевик Борис Савинков.
Не только в России
В других странах молодежь тоже нередко использовали как ударный отряд для свержения власти. Во Франции, например, всем памятны бурные студенческие волнения 60-х годов, когда харизматический и успешный президент де Голль был вынужден уйти в отставку. 4 февраля 1965 года он заявил, что нужно отказаться от использования доллара в международных расчётах и вести международный обмен на основе золотого стандарта. Более того, президент Франции потребовал, чтобы США обменяли ему 1,5 миллиарда долларов на золото. Золотой запас США понёс очень серьёзные потери. Пример де Голля оказался заразительным: вслед за Францией менять свои доллары на золото потянулись и другие страны. Штатам это грозило полным крахом, американцы были в бешенстве.
Но де Голль продолжал гнуть свое. Еще в январе 1963 года он отказался создавать «многосторонние ядерные силы» под командованием Пентагона, вывел Средиземноморский флот Франции из-под командования НАТО, а потом отказал американцам в размещении атомных бомб и строительстве пусковых установок, возвратил под собственное командование войска ПВО. В феврале 1966 года он объявил, что Франция полностью выходит из военной организации НАТО, и потребовал удаления с французской земли натовских баз.
И вскоре, словно по мановению волшебной палочки, во Франции начались студенческие волнения. 2 мая 1968 года в Латинском квартале – парижском районе, где находились многие факультеты Сорбонны и студенческие общежития, вспыхнул настоящий студенческий мятеж. Начались поджоги автомобилей, вокруг Сорбонны стали возводить баррикады. В ответ была вызвана полиция, в борьбе с которой несколько сотен студентов получили ранения. 13 мая профсоюзы вывели людей на мощную демонстрацию, прошедшую по всему Парижу. Над колоннами манифестантов развевались лозунги: «Де Голля – в архив!», «Пора уходить, Шарль!». Были и другие плакаты: «Вся власть студентам!», «Запрещено запрещать!», «Да здравствует мировая революция!». Забастовка не только не прекратилась, но и переросла в бессрочную. По всей стране уже бастовало 10 миллионов человек. Экономика была парализована. И все уже забыли о студентах, с которых всё началось. Кончилось все тем, что де Голлю пришлось уйти…
Современный пример молодежного бунта – киевский Майдан. Хотя там, конечно, и были подстрекатели извне, но основное, ударное ядро протестов опять-таки составили молодые пассионарные люди, которые тоже выступали за перемены и против коррупции прогнившей, как они считали, власти. Да и во время ряда других «цветных революций» на постсоветском пространстве бунтовали опять-таки по преимуществу молодые, которых из-за кулис умело натравливали на власть.
А вот вам и совсем уже свежий пример: бунт антиглобалистов в Германии, которые чуть было не сорвали в Гамбурге саммит «двадцатки». В грандиозных потасовках на улицах города несколько сот полицейских получили ранения, сотни были арестованы. Как отмечали агентства, большинство протестующих составили молодые люди в возрасте не старше тридцати лет. Но как сообщили СМИ, участников погромов направляли, раздавали им деньги. «Активный протест – 150 евро!» – гласил вербовочный плакат.
Разумеется, и в России в начале прошлого века молодежь бунтовала вовсе не сама по себе. За ее спиной всегда стояли подстрекатели из революционных организаций, которыми руководили вполне взрослые дяди, имело место и финансирование из-за рубежа. Поэтому нам важно усвоить эти, свои и зарубежные, исторические уроки.
Деструктивные силы не случайно делают ставку на молодежь. Незрелых еще юношей и девушек увлекает романтика «революционной борьбы», они с увлечением выходят на митинги и участвуют в демонстрациях, которые ими воспринимаются, как некое приключение, как игра. А вот когда полиция начинает реагировать на противоправные действия нарушителей, либеральные СМИ поднимают истошный крик: «Бьют детей!».
Как бы не проиграть молодежь
«Без правильно ориентированной молодежи в России не будет ничего, – заявил известный писатель Захар Прилепин, выступая на заседании «Изборского клуба». – Несколько лет назад колоссальные государственные средства были потрачены на создание так называемой новой пионерии и новой комсомолии. Создано множество околоправительственных и проправительственных организаций — «Наши», «Молодая гвардия», «Сталь» и т.д. и т.п. Молодые люди, нахватавшие себе святые наименования, должны были защитить государство в кризисный момент. Когда были пресловутые митинги на Болотной площади, до 10 тыс. молодых людей из организации «Наши» и прочих были завезены в Москву, чтобы выйти и показать молодое лицо новой России. А они фактически все разошлись гулять по Москве. Молодые люди не воспитываются, а развращаются такой повышенной комфортностью, материальной заинтересованностью, возможностью переместиться на должность управленца. И они не способны создать новую государственную элиту... Когда случился час «Х», началась война в Новороссии, я не знаю, куда направили свои силы пресловутые два брата Якеменко – самозваные опричники, бойцы и создатели многочисленных молодежных организаций. Я не говорю, что они должны были отправиться ополченцами. Но хотя бы организовать поставки гуманитарной помощи они бы могли. Я, по крайней мере, не слышал, чтобы они этим занимались.
В то время как «лимоновцы», «другороссы», «баркашовцы», – продолжал З. Прилепин, – первыми поехали добровольцами, ополченцами, бойцами, когда начались сначала крымские события, потом события на Донбассе. Это и есть новая молодежная элита России. И если российская власть действительно заинтересована в том, чтобы самосохраниться и не быть рассеянной, она не должна строить взаимоотношения с молодежью на принципах материального привлечения, гедонизма и прочих идей, которые развращают молодых людей.
Битву за молодежь на каком-то этапе мы проиграли, – сделал вывод Захар Прилепин, — потому что, по сути, средняя температура по молодежному мировосприятию — это тихое, вялое западничество, либеральный идеализм.
Это печально, с этим надо работать и надо доказать, что нормальное консервативное, просвещенное, патриотическое отношение к своей стране и к своему будущему — это модно, это тренд. И только обладая этими качествами, ты войдешь в новую политическую элиту».
Был ли услышан властью этот тревожный призыв писателя? Надо, чтобы был услышан! Ставка на молодежь, которую делают сейчас «навальные», — налицо. Надо найти им достойный ответ.
Специально для «Столетия»
Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
?>