Неолиберальный расизм
Уровень насилия по отношению к коренным жителям Бразилии с приходом к власти проамериканского правительства в последнее время растет с астрономической прогрессией. Процесс этот начался после импичмента президента страны Дилмы Русеф и только набирает обороты.
В бразильском штате Мараньян на днях был убит 15-летний мальчик Эрисван Соарес из индейского племени гуахаджара. Его тело обнаружили на окраине города Амаранти-ду-Мараньян в пятницу, 13 декабря. Об этом пишет Guardian. Представители местной полиции обещают расследовать данное преступление и утверждают, что убийство могло быть совершено не на почве расовой ненависти, а, например, в ходе бандитских разборок, связанных с наркоторговлей.
Эрисван стал четвертым индейцем гуахаджара, убитым в штате Мараньян за последние недели. Ранее два племенных вождя – Фирмино Сильвина Гуахаджара и Раймундо Бернис Гуахаджара погибли от выстрелов, произведенных из автомобиля на шоссе, проходящем через резервацию. Еще двое индейцев получили ранения. Тогда власти заявили, что нападение могло быть связано с ограблением.
В конце октября был также убит принадлежащий к народу гуахаджара сотрудник лесной охраны «Стражи леса» Пауло Паулино Гуахаджара. Еще несколько индейцев в ходе инцидента пострадали. На них напали жители находящегося неподалеку от резервации поселка. Ранее боровшемуся с незаконной вырубкой леса в резервации Пауло неоднократно угрожали.
За 2018 год количество убийств индейцев в Бразилии выросло на 18%. Итоги 2019-го пока подводить рано, но судя по тому, как складывается ситуация, статистика вряд ли будет утешительной.
Под сообщениями в Интернете об убийствах коренных американцев – масса радостных комментариев. Отморозки призывают уничтожать как можно больше индейцев и даже требуют от правительства «сбросить бомбу на этих жалких аборигенов».
Расисты-убийцы и их сторонники чувствуют себя совершенно безнаказанно. Лишь ничтожная часть дел доходит до суда. Впрочем, у местного расизма изначально не идеологические, а экономические истоки. Находящиеся в Амазонии природные заповедники и индейские резервации служат предметом зависти алчных дельцов, мечтающих вырубить на этих территориях деревья и заняться добычей полезных ископаемых либо выпасом скота. Местным жителям при этом объясняют, что индейцы – это якобы главное препятствие на пути к росту их личного благосостояния. Если в годы правления левых политиков неформальный «союз» криминального бизнеса и ультраправых активистов находился вне закона, то после смены власти его представители воодушевились и перешли в наступление.
Сменивший Дилму Русеф на посту президента Бразилии Мишел Темер 22 августа 2017 года издал указ о ликвидации Амазонского заповедника, но был вынужден отменить его под давлением активистов и международной общественности 26 сентября того же года.
Однако избранный вместо Темера крайне правый Жаир Болсонару (на фото) оказался более «настойчивым». Он публично сравнил амазонских индейцев с «пещерными людьми» и заявил в прессе о необходимости ограничения их прав с целью экономического «освоения» земель на севере Бразилии – в частности, для добычи полезных ископаемых. Мол, индейцы сами не понимают своего счастья, а вырубка леса позволит им приобщиться к цивилизации – науке, информации и технологиям. По его словам, индейцы спят и видят работать на производстве, а не жить изолированно в лесу, но пока почему-то не могут. О том, что настроенные на «модернизацию» коренные американцы уже много лет и так спокойно «выходят из леса», занимаясь всем, чем их душа пожелает, президент Бразилии дипломатично умолчал.
При Болсонару же по странному стечению обстоятельств в Амазонии резко возросло количество лесных пожаров на окраине джунглей, что позволяет представителям аграрных корпораций заявлять об исчезновении леса и захватывать заповедные земли под фермы. Активнее стали вести себя и добывающие древесину лесорубы. А когда представители научных учреждений, изучающих поверхность Земли из космоса, публично заявили о сокращении площади амазонских лесов, Болсонару просто обвинил их во лжи, никак не аргументировав свои слова.
Группа бразильских юристов и экс-министров, проанализировав высказывания и правовые инициативы Болсонару, уже потребовала, чтобы Международный уголовный суд начал против него расследование из-за подстрекательства к геноциду индейцев.
Соответствующее обращение было передано главному прокурору МУС Фату Бенсуде. Его инициаторы утверждают, что президент Бразилии собирается уничтожить Амазонию под предлогом «развития» региона и что его призывы приводят к росту насилия в стране. Болсонару уже опроверг обвинения в свой адрес, однако представители МУС в любом случае проведут предварительную проверку заявления, чтобы разобраться – относится дело к их компетенции или нет.
Напомним, Жаир Болсонару – крайне правый политик, ставший президентом Бразилии 1 января 2019 года. Свою кампанию он строил на обещаниях побороть преступность и добиться экономического развития страны. Он неоднократно позволял себе заявления, которые трактовались общественностью, как откровенно расистские, однако при этом – является ярым сторонником неолиберализма в экономике и жесткой ориентации на США во внешней политике. В молодости он служил военной хунте и никогда не скрывал восхищения чилийским диктатором Аугусто Пиночетом.
Надо сказать, что социологи предрекали практически однозначную победу на прошлых выборах левому экс-президенту страны Лула да Силве, лидировавшему в избирательной гонке с колоссальным отрывом, однако оппозиционер весной 2018 года был выбит из политического процесса, так как подвергся аресту за «коррупцию» – суд посчитал, что политик незаконно получил жилье, оформленное якобы на третьих лиц. В ноябре 2019 года властям пришлось выпустить да Силву на свободу, так как законодательство Бразилии не предполагает помещение людей под стражу по подобным обвинениям до рассмотрения всех апелляций. Тем не менее президентом он не стал.
При Болсонару Бразилия начала стремительно сближаться с США в политических вопросах. Новый президент участвовал в давлении Запада на Венесуэлу и даже вел переговоры с Дональдом Трампом о возможном присоединении к НАТО.
Однако экономические успехи его правительства оказались весьма скромными. Ему не удалось добиться преференций от Соединенных Штатов, к союзу с которыми он так стремился. Вашингтон даже не подумал снять ограничения на импорт из Бразилии сырой говядины (которые были введены в 2017 году под предлогом несоответствия мяса санитарным требованиям). Более того, США ввели таможенные пошлины на бразильскую сталь и алюминий. Ведь, как известно, дружба с Соединенными Штатами – явление несимметричное. В обмен на политическое признание Вашингтон, как правило, требует от проамериканских режимов в третьих странах денег (ну или как минимум отказа от конкуренции со «штатовскими» бизнесменами).
Общее положение дел в Бразилии оказалось таково, что уже весной 2019 года поддержка Болсонару стала стремительно падать. И данная тенденция – сохраняется. Если на выборах он победил, набрав 55% голосов избирателей, то осенью 2019-го, по данным BBC, всего 31% местных жителей положительно оценивали работу правительства Бразилии. О сохранении доверия к Болсонару в сентябре заявили 42% бразильцев, а 55% жителей страны признались в том, что ему не доверяют. Особенно сильно упала поддержка действующего президента Бразилии на индустриально развитом юге. На этом фоне он, по словам экспертов, формирует «ядерную» группу сторонников (в количестве хотя бы 30% от общего числа избирателей) и делает все для того, чтобы понравиться именно ее членам. Успешнее всего ему удается это на севере и северо-востоке Бразилии, где живет значительное количество населения, связывающего свое личное благополучие со снятием ограничений на эксплуатацию территории Амазонии, в том числе – индейских резерваций.
В общем, как говорится, «ничего личного, просто бизнес». Если в одних странах неолибералы кричат на каждом углу о «правах меньшинств», то в других – вполне могут позволить себе разжигать ненависть к «дикарям, стоящим на пути к прогрессу».
Главное – дать заработать «нужным» людям и не допустить возвращения к власти политиков, настроенных на дружбу с Россией и Китаем: не будем забывать, что Бразилия является членом БРИКС.