Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Не руководящая, но направляющая

Не руководящая, но направляющая

Функции «большой восьмёрки» – мифические и реальные
11.07.2006

В оценках "восьмерки" традиционно преобладают полярные точки зрения. На одном полюсе – взгляды ее сторонников. Так, канадский исследователь Джон Кертон считает этот клуб "современным международным концертом", осуществляющим коллективное руководство международной системой взаимодействия. В представлениях же современных антиглобалистов мощь и "зловредность" "восьмерки" вырастают до невероятных размеров. "Клуб" предстает неким "персонифицированным злом" глобализации, а она сама – группой "государственных лидеров, которых глобальная элита назначила глобальными правителями".

И та, и другая оценка возможностей "восьмерки" явно завышена, хотя и по разным причинам: в одних случаях – из-за ее эмоционального восприятия адептами, в других – из-за кипучей "классовой" ненависти к ней оппонентов. Есть и циничная точка зрения, согласно которой "восьмерка" изжила себя в условиях бурного подъема других центров экономической силы – Китая, Индии. Мол, поэтому саммиты "клуба" ничего не решают.

Что же представляет собой "восьмерка" в реальности?

#comm#Начнем с того, что "группа восьми" – не первый прецедент создания неофициального механизма для регулирования многосторонних межгосударственных отношений.#/comm#

Ее наиболее известный предшественник – "европейский концерт" ведущих держав Старого Света, сформировавшийся после наполеоновских войн. По окончании Второй мировой войны появились "тройка" западных членов Совета Безопасности ООН (США, Великобритания и Франция), "большая четверка НАТО" в составе тех же держав с добавлением ФРГ. Однако ни одна из прежних и ныне действующих структур такого рода не может сравниться с G8 ни по возможностям влияния на международные события, ни по географическому или функциональному охвату.

Её потенциальная роль в международной системе определяется прежде всего "весом" участников этого "клуба". Их доля в общемировом ВВП составляла к началу 2005 года 45,7 %, в мировом экспорте – 44,1 %. В совокупности члены "клуба" обладают правом решающего голоса в ключевых международных финансовых институтах, таких, как Международный валютный фонд, где квота группы составляет 48,87 %, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский клуб стран-кредиторов.

В составе G8 – четверо из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти "официальных" ядерных держав. "Восьмерка" – это прежде всего уникальный форум государственных лидеров, а не правительств и национальных дипломатических служб. Его площадку ведущие державы мира используют для доверительного обмена планами в области не только внешней, но и внутренней политики, для координации стратегических подходов и поиска решений, позволяющих урегулировать "горячие ситуации" в мировой политике и экономике.

Основная функция "клуба" – совместное регулирование ряда ключевых процессов в международной политике, в финансово-экономической сфере, а также в сфере глобальных и транснациональных проблем экологического, социального и гуманитарного характера (что, однако, не означает наличия у государств "восьмерки" ни претензий на роль "мирового правительства", ни, главное, необходимых для этого ресурсов).

…Очевидно, что существует внешнее противоречие между неформальным статусом "клуба" и теми серьезными задачами, которые он ставит перед собой, - при том, что его решения не носят юридически обязывающего характера ни для государств-участников, ни тем более для третьих стран и организаций.

#comm#В этих условиях "лидерство через собственный пример" становится для "восьмерки" главным способом придать вес своим решениям в глазах окружающего мира.#/comm#

Другое средство усиления воздействия "клуба" на международные экономические и политические процессы – развитие контактов с международными организациями, ведущими государствами "третьего мира", а в последние годы и с деловыми кругами и неправительственными организациями.

При этом сеть партнеров "восьмерки" непрерывно расширяется. Причина понятна: без диалога и сотрудничества с наиболее крупными "игроками" из числа развивающихся стран сегодня невозможно решить ни одной крупной проблемы на переговорах в рамках ВТО, во Всемирном банке и в МВФ. Стимулом к развитию внешних связей является и то, что "клуб" активно включился в обсуждение вопросов, ранее входивших исключительно в компетенцию национальных правительств (структурная перестройка экономики, занятость, последствия внедрения новых информационных технологий, безопасность продуктов питания и прочее). Такая "тематическая экспансия" не могла не затронуть интересы мощных внутренних сил, прежде всего бизнеса. В итоге встал вопрос о подключении делового мира к работе G8. Прецедент был создан в ходе подготовки саммита на Окинаве в 2000 году, когда "восьмерка" пригласила к диалогу не только лидеров ряда государств, но и руководителей частных корпораций в сфере информационных технологий.

Стремление "клуба" к диалогу с неправительственными организациями объясняется быстрым ростом их роли на международной арене. Здесь новое слово может сказать и Россия...



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.