Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Надо ли перекраивать Северный Кавказ?

Надо ли перекраивать Северный Кавказ?

О новом проекте по созданию Черноморского края, подготовленном Фондом «Эффективная политика»
Алексей Балиев
29.04.2010
Надо ли перекраивать Северный Кавказ?

Не успели, что называется, высохнуть чернила под президентским указом о создании нового – Северо-Кавказского федерального округа, как «околокремлёвские» политологи к середине апреля подготовили новый передел региона. И вскоре этот проект будет внесён в Госдуму и Правительство РФ. Речь идет о так называемом «Черноморском крае» и, соответственно, об изъятии почти всего черноморского побережья из территории Краснодарского края.

Дескать, район этот экономически несопоставим с тем краем, поэтому их нужно отделить друг от друга и, вдобавок, улучшить подготовку к Сочинской Олимпиаде-2014…

В новый «край» предложено включить Темрюк, Тамань, Анапу, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи и Красную Поляну с примыкающими к ним районами. То есть, в составе Краснодарского края останется, в качестве причерноморского, только Адлер и прилегающий к нему район.

Сей проект подготовлен Фондом «Эффективная политика» во главе с Г. Павловским. А непосредственный руководитель «Черноморского» проекта – один из заместителей Павловского, Вячеслав Данилов. Вот его точка зрения: «Политика и экономика Краснодарского края и Сочи не совпадают: Кубань делает ставку на развитие агропромышленного сектора, а, например, курорты — другая сфера экономики». Проект предназначен в первую очередь для того, «чтобы Москва могла напрямую управлять новым регионом без ненужных посредников в виде руководства Краснодарского края при строительстве объектов сочинской Олимпиады». Любопытная интерпретация прав и других полномочий региональных властей… Вдобавок, по мнению В. Данилова, «культура курортов тоже серьезно отличается от той, что на Кубани».

Причем г-н Данилов демонстративно не скрывает, что «вскоре через дружественных депутатов проект будет внесён в Госдуму РФ и другие федеральные структуры».

В законодательном собрании края уже высказываются мнения: проекты такого рода могут исходить от президента, министров, сенаторов, депутатов, но никак не от каких-то «фондов». Посему это попытка ряда столичных и федеральных структур окончательно прибрать к рукам не только бюджет будущей Олимпиады и доходы черноморских курортов. Но и доходы Новороссийска и Туапсе от нефтепереработки и нефтеэкспорта.

Одна из главных причин проекта передела Краснодарского края, как полагают в его административных и экономических ведомствах – всё более демонстративные нарушения федерального и особенно краевого, то есть местного законодательства в связи с созданием олимпийских объектов. Краевые же власти то и дело «прессингуют» нарушителей, а это в основном московские строительные и другие корпорации.

Черноморские курорты – один из главных «наполнителей» краевого бюджета, подчеркнем, со времени создания этого края (с 1930-х годов). Причём именно краснодарские власти пытаются препятствовать тому, чтобы цены на эти курорты стали недосягаемыми для большинства россиян (ибо отдых и лечение на этих курортах по расценкам уже почти приблизились к ценам, например, на Французской Ривьере и в Монако…). А большинство фактических или юридических владельцев черноморских здравниц – столичные компании и бизнесмены.

Именно с тех пор, как столичные структуры «овладели» почти всеми черноморскими курортами Краснодарского края – примерно 3- 5 лет тому назад, расценки на отдых и лечение там начали резко расти. Эти курортно-туристические «точки», в большинстве своём, стали доступными к настоящему времени разве что для бизнес-элиты. По данным администрации Краснодарского края (апрель 2010 г.), в текущем курортном сезоне заполняемость черноморских курортов, если и будет обеспечена, то отнюдь не рядовыми согражданами. А по оценкам дирекций ряда санаториев вблизи этих курортов – то есть в предгорных бальнеологических районах Краснодарского края (Хадыженский, Лабинский, Псебайский, Горячий Ключ), столичные структуры требуют минимум вдвое повысить их расценки.

Автор этих строк во время пребывания в Лабинске и Горячем Ключе осенью 2009-го сам узнал в местных санаториях о том, что с целью их принуждения к сверхвысоким ценам и чтобы добиться передачи контроля за этими курортными районами московским структурам, последние всячески содействуют тому, что часто прерывается снабжение тех курортов качественными продуктами, медикаментами, средствами автотранспорта, дешёвым бензином, электричеством. Возникают там и «внезапные» финансовые проблемы, проблемы с рекламой местных курортных возможностей и т.п. А в зимнее время возникают трудности и с отоплением. Как говорится, - не мытьём, так катаньем…

Получается, что во имя передела собственности можно пренебречь единством региона и, соответственно, его социально-политической стабильностью?

Впрочем, допустим, что федеральный центр недоволен темпами и качеством подготовки Сочинского региона к Олимпиаде-2014, судя по главному аргументу авторов и адептов «Черноморского края». Но неужели для исправления положения в такого рода проектах только и нужно «городить» новые края, области, округа с их едва ли малочисленным чиновничьим аппаратом? Вызывая тем самым внутрирегиональные противоречия – территориальные, экономические, политические? А ведь Северный Кавказ и без того конфликтный и проблемный регион.

Между тем, в последние годы не только радикальные адыго-черкесские группировки, но и некоторые чиновники ряда автономных северокавказских республик всё чаще требуют «исправления границ» и Адыгейской автономной республики, и нового – Северо-Кавказского федерального округа в пользу Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Причем, главным образом, за счет того же Краснодарского края. Так что для них проект «Черноморского края», особенно если он будет реализован, - как нельзя кстати. Поскольку, с учетом такого проекта появится возможность раздела большей части территории Краснодарского края. А затем то же наверняка будет повторено в отношении Ставропольского края.

Итак, единственный у нынешней России сектор черноморского побережья может стать новой конфликтной точкой на Северном Кавказе.

А прецедент с «Черноморским краем» наверняка станет новым стимулом для антирусских, в большинстве своём, проектов по переделам внутрироссийских границ. Многие специалисты прогнозируют цепную реакцию чуть ли не по всей стране. То есть власти других прибрежных территорий в Астраханской, Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Ростовской областях, Дагестане, Хабаровском, Приморском краях вполне могут потребовать, что называется, «собственных» субъектов Федерации. А это, в свою очередь, раскроит карту нынешней России до предела. С очевидными экономико-политическими последствиями.

Характерно, что именно на той неделе, когда был представлен проект так называемого «Черноморского края», с 17 по 19 апреля те черноморские порты, что обозначены в составе предполагаемого «края», посетила представительная делегация Турции во главе с первым заместителем генерального секретаря Турции по внешней тоговле Джемалаттин Дамладжи. Основная цель визита, официально обозначенная Анкарой, - «изучение работы черноморских портов Краснодарского края для реализации проекта центра логистики, предполагающего оказание услуг по погрузке/разгрузке, оформлению и транспортировке грузов из Турции и других стран».
Состоялись переговоры этой делегации с руководством администрации Краснодарского края, городов и портов Темрюк, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи. Турецкая делегация, по данным внешнеэкономического департамента администрации Краснодарского края, имела возможность подробно ознакомиться с существующими мощностями портов и с их планами на перспективу.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.