Мерзости литовского «правосудия»
В предыдущей статье «Литовская Фемида карает "агентов Кремля"» я писал о начавшемся в Вильнюсе 16 мая 2019 г. судебном процессе против гражданина России Валерия Иванова – литовского правозащитника, историка, философа и председателя Союза русских литераторов и художников «РАРОГ» в Литве.
Повод для этого процесса, как водится в современной Литве, был явно надуманный. Напомню, что в декабре 2018 г. на квартире В. Иванова, на основании подозрения того в шпионской деятельности в пользу России, сотрудники Бюро криминальной полиции Литвы произвели обыск.
Тогда у Иванова был обнаружен старый неисправный стартовый шумовой револьвер итальянского производства «UMAREX Mod. CHAMPION». Тем не менее Иванову сразу же было предъявлено обвинение в незаконном хранении «огнестрельного оружия», хотя общеизвестно, что револьвер вышеназванной марки таковым не является.
Несмотря на явную абсурдность и правовую ничтожность обвинения, уголовное дело, заведенное на Иванова, пять месяцев «мурыжили» следователи и дознаватели, пока оно не было передано на рассмотрение судьи 1-го районного суда г. Вильнюса Эвелины Петрайтене.
Как упоминалось в предыдущей статье, предварительное заседание этого суда по делу Иванова состоялось 16 мая 2019 г. На нем прокурор – государственный обвинитель нагло и безосновательно попытался представить В. Иванова как четырежды осужденного опасного рецидивиста.
Тогда же был оглашен график заседаний участкового суда. Крайне странно, что по столь сомнительному обвинению он был составлен до сентября 2019 г., что предполагало не менее четырех судебных заседаний. Сегодня этот график продлен уже до ноября 2019 г. Эту изначально запланированную длительность рассмотрения уголовного дела В. Иванова можно понимать двояко.
Возможно, литовское «правосудие» пытается продемонстрировать, что любое, даже кажущее очевидным, уголовное дело, будет тщательно исследовано судом. Но не менее вероятно другое объяснение. Литовские судьи страдают от безделья и при рассмотрении простейших уголовных дел, как говорилось в советский период, занимаются ИБД (Имитирование бурной деятельности), то есть имитируют «обстоятельное» судебное следствие по мелочному уголовному делу.
Этот вывод подтверждает ход и содержание второго заседания 1-го районного суда г. Вильнюса по делу В. Иванова, состоявшееся 25 июня этого года. О нем следует рассказать.
ИБД литовского правосудия
Согласно сообщению, опубликованному на сайте информационного агентства «Eurasia Daily», на втором судебном заседании сенсационно прозвучали показания сотрудницы Бюро криминальной полиции Ренаты Гульбинавичене, выступавшей на суде в качестве свидетеля. В декабре 2018 г. именно она вела опись и упаковывала изымаемые в квартире В. Иванова так называемые вещдоки, в том числе и злополучный пистолет, который она сразу квалифицировала, как огнестрельное оружие.
Давая под присягой показания суду, Р. Гульбинавичене сообщила о подробностях произведенного в квартире В. Иванова обыска. Она вспомнила, что: «До последнего момента, т.е. раннего утра 18 декабря 2018 года вся следственная бригада из четырёх человек не знала, где и у кого будут проводить обыск. И только получив команду руководства вскрыть пакет, на основе находившегося там постановления об обыске от 3 декабря 2018 года в связи с подозрением на „шпионаж“ в отношении гражданина России В.В. Иванова, выехала по адресу и приступила к исполнению названного постановления».
Из вышеприведенного пояснения Гульбинавичене можно сделать вывод. Мифические вездесущие «русские шпионы» так «закошмарили» доблестную литовскую полицию, что там даже в отношении своих сотрудников соблюдается строгая секретность.
Видимо, Валерий Иванов расценивается в Литве, как известный советский разведчик-нелегал Рудольф Абель, почти 10 лет успешно действовавший под прикрытием в США, поставляя в СССР ценнейшую информацию.
Любопытно, что Абель (Вильям Фишер) легализовался в Штатах в 1948 г., благодаря документам Эндрю Кайотиса, гражданина США литовского происхождения, умершего в том же году в Литовской ССР. Руководству криминальной полиции Литвы, видимо, померещилось, что, возможно, Иванов является новой ипостасью Абеля...
В ходе дачи показаний Р. Гульбинавичене В. Иванов задал ей вопрос: на каком основании она утверждает суду о том, что найденный в платяном шкафу сломанный стартовый револьвер, фактически металлолом, является огнестрельным оружием?.
Этот вопрос сильно смутил свидетельницу, и она не смогла аргументированно на него ответить. При этом даже не попыталась сослаться на какой-либо официальный документ, который якобы позволил ей квалифицировать найденный у В. Иванова неисправный стартовый револьвер как огнестрельное оружие. Тем самым можно сделать предположение, что Гульбинавичене изначально получила от руководства задание любым путем обнаружить у Иванова нечто запрещенное.
Иванов, услышав на суде подтверждение от Р. Гульбинавичене, что обыск у него проводился на основании подозрения его в шпионской деятельности, задал ей естественный вопрос по существу подозрения его в шпионаже. Он спросил, были ли в его квартире в ходе обыска обнаружены какие-либо секретные документы Литовской Республики или их копии, шифротетради, кодовые книжки или радиопередатчик, которые могли бы свидетельствовать о его противозаконной деятельности против литовского государства? Гульбинавичене без колебаний ответила на этот вопрос отрицательно.
Тут, видя, что судебное заседание приобретает нежелательный оттенок разоблачения шпионской аферы, инспирированной литовскими спецслужбами, вмешался гособвинитель, прокурор Мариус Зубкаускас. Он прервал Гульбинавичене на полуслове и обратился к судье с просьбой отклонить вопрос Иванова, поскольку тот якобы не относится по существу к данному судебному разбирательству.
Вот такое оно литовское правосудие! Ошельмовать человека, приписать ему такое тяжкое преступления, как шпионаж – пожалуйста, но вот разобраться по существу обвинения – ни в коем случае, особенно в проигрышной ситуации. Естественно, что судья Э. Петрайтене удовлетворила просьбу прокурора.
На этом второе судебное заседание, продолжавшееся всего 55 мин, было завершено. Судья сообщила, что следующее заседание суда по делу В. Иванова состоится 10 июля в 9:30 утра. На него будут вызваны в качестве свидетелей эксперты по оружию. Возникает вопрос, а разве на минувшее июньское заседание нельзя было пригласить этих экспертов? Не вызывает сомнений, что экспертам было бы достаточно нескольких минут, чтобы пояснить суду, является ли стартовый шумовой револьвер, обнаруженный у Иванова, огнестрельным оружием или нет!
Но в этом случае рушится весь сценарий судебного преследования В. Иванова. Ведь он обвинен по крайне серьезной статье 253 ч. 1 УК Литовской Республики (незаконное владение огнестрельным оружием). Одно дело, если суд будет исследовать это обвинение В. Иванова месяц, другое, если судебное решение будет вынесено на основании более чем полугодового судебного разбирательства.
В этой связи приведу оглашенный судьей Э. Петрайтене на втором заседании новый график судебных заседаний по делу В. Иванова. Судебные заседания по делу состоятся 10 сентября 2019 г. в 9:30, затем 8 октября – 9:30 и 22 октября - 13:30.
После такого «солидного» и длительного судебного разбирательства суд может поставить вопрос об «опасности рецидивиста» Иванова. В этом случае можно ожидать судебное решение о его депортации из республики, так как он давно является крайне «неудобным» общественным деятелем для литовских властей.
Палецкиса намереваются «прессовать»
Также сообщу крайне тревожную информацию. Известно, что вильнюсская тюрьма «Лукишки» в июле 2019 г. будет окончательно закрыта. В этой тюрьме вот уже восьмой месяц содержится Альгирдас Палецкис, бывший литовский дипломат, кавалер французского ордена Почётного легиона, бывший кавалер литовского ордена «За заслуги перед Литвой», бывший вице-мэр Вильнюса и бывший председатель Социалистического Фронта Литвы.
Он подозревается в организации мифической шпионской сети в Литве, якобы действующей в интересах России. Несмотря на то, что Генпрокуратура Литвы, находящаяся в Вильнюсе, ведет досудебное следствие по уголовному делу Палецкиса, того, после закрытия тюрьмы «Лукишки», намереваются перевести в печально известный СИЗО г. Шауляй. Не секрет, что в этом учреждении практикуются силовые методы «убеждения и воспитания» подследственных, которые не желают признаваться в приписываемых им преступлениях.
Известно, что В. Иванов в марте 1992 г. был направлен из «Лукишек» в шауляйское СИЗО для так называемого «перевоспитания». Там он подвергался зверским избиениям тамошних надзирателей. После официальных заявлений Иванова об этих избиениях представителю Генпрокуратуры Литвы, администрация шауляйского СИЗО попыталась организовать его убийство другим подследственным, специально подсаженным в камеру к Иванову для этой цели. И лишь благодаря выдержке Иванова инцидент завершился достаточно мирно, и его предпочли вернуть в «Лукишки».
Этот эпизод В. Иванов описал в своей книге «Литовская тюрьма. Дневник политзаключенного» (М., Палея, 1996, с. 30-35). Я уверен, что А. Палецкиса не случайно переводят в СИЗО г. Шауляй. Там он будет надежно изолирован от связи с внешним миром и от общественного контроля за его положением. Я также уверен, что нравы работы тамошней администрации СИЗО с непокорными подследственными мало изменились по сравнению с 1992 г.
Несомненно, в шауляйском СИЗО сделают всё для того, чтобы сломить волю А. Палецкиса и получить от него признательные показания. Моральное положение Палецкиса усугубляет то обстоятельство, что его фактически предала семья. Отец и родственники считают борьбу Альгирдаса за торжество социальной справедливости в Литве преступной...
Полагаю, что российская общественность должна обеспокоиться ситуацией с В. Ивановым и А. Палецкисом и обратить внимание международных правозащитных организаций на возмутительные факты противоправной расправы над ними, творимые так называемым литовским «правосудием». Я же желаю этим борцам за социальную справедливость стойкости и выдержки.
P.S. Товарищи В. Иванов и А. Палецкис, помните призыв «No pasaran»! Ложь не пройдет! Рано или поздно, но правда в Литве победит. Ведь даже большинство бывших советских диссидентов, прошедших советские тюрьмы и лагеря во имя независимой Литвы, считают режим, господствующий сегодня в Литве, антинародным! Просьба ко всем прочитавшим эту статью, распространить ее в интернете.
При желании можно довести своё мнение о литовском правосудии до Генеральной прокуратуры ЛР. Её электронный адрес: generaline.prokuratura@prokuraturos.lt. И хотя ответы заявителям даются в автоматическом режиме, полагаю, что кое-что из присланного читается.
Я же данную статью, как и предыдущую, направлю в Литву и в Следственный Комитет РФ для приобщения к материалам уголовного дела, возбужденного против должностных лиц Литвы, незаконно преследующих в уголовном плане граждан России.
Материалы по теме: