Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
8 октября 2024
Мадуро – это вам не Янукович…

Мадуро – это вам не Янукович…

Как в Венесуэле апробируются новые технологии цветных революций
Святослав Князев
19.07.2017
Мадуро – это вам не Янукович…

В Венесуэле прошел так называемый «народный референдум», высказавшийся против объявленных президентом страны Николасом Мадуро выборов в Конституционную ассамблею. Местная оппозиция апробировала новую технологию из арсенала цветных революций.

Политическое противостояние, накрывшее Венесуэлу вскоре после смерти ее президента и одного из самых ярких лидеров в мире – Уго Чавеса – резко обострилось в последние несколько месяцев. Воспользовавшись тем, что популярного политика, национализировавшего ключевые предприятия страны (в первую очередь, относящиеся к нефтедобывающей отрасли) и выдворившего из республики американские корпорации, не стало, местные политические силы, ориентированные на Вашингтон, попытались взять реванш. Изначально это у них не вышло. Несмотря на агрессивную пиар-кампанию, направленную против чавистского наследия, на выборах президента Венесуэлы победил соратник умершего лидера – Николас Мадуро. Однако вскоре после вступления Мадуро на должность главы государства страну накрыл экономический кризис, обусловленный падением цен на нефть, составляющую основную статью экспортных доходов республики. На этом фоне стоящая на проамериканских позициях и представляющая интересы местных олигархов правая оппозиция (коалиция «Круглый стол демократического единства») смогла взять реванш на парламентских выборах 2015 года, набрав 56% голосов избирателей. Однако в правовом плане это дало венесуэльским «западникам» немного. Дело в том, что Венесуэла, согласно конституции, - президентская республика с широчайшими полномочиями первого лица государства, и власть парламента в ней весьма ограничена.

Правые депутаты попытались «с наскока» организовать импичмент президента, но сделать этого не смогли, так как данная процедура толком не прописана в республиканском законодательстве, а сам Мадуро не делает ничего криминального.

Таким образом, нравится это парламентариям или нет, а глава государства должен отработать до конца своего срока, когда оценку его деятельности даст народ на всеобщих выборах... Правых депутатов такое положение вещей категорически не устраивало, так как цена на нефть – дело труднопредсказуемое. Стоимость барреля до новых президентских выборов может резко возрасти, и тогда правым не видать успеха, как своих ушей. Нечто похожее, кстати, происходило в 2013 – 2014 годах на Украине, где прозападная оппозиция четко понимала, что успей Виктор Янукович получить в полном объеме российскую экономическую помощь – и новый президентский срок был бы у него в кармане, поэтому, собственно, пришлось срочно организовать Майдан. Однако Мадуро оказался совсем не Януковичем. В отличие от украинского лидера, побоявшегося защитить законные права своих избирателей силой, наследник Чавеса дал понять, что в стране все будет происходить строго по закону. Арбитром в конфликте, как это и должно быть, выступил Верховный Суд, подтвердивший правоту президента. Парламентарии, осознающие, что законных рычагов влияния на ситуацию у них нет, попытались реализовать классический сценарий «цветной революции». Их оружием стали массовые манифестации, боевые отряды радикалов, соцсети и соцопросы, результаты которых разительно отличались от «официальных». Ну и, конечно же, позиция элит западных и прозападных стран, начиная с США и заканчивая соседней Колумбией, заявившей недавно о своем намерении вступить в блок НАТО.

Но Мадуро этим всем пронять не удалось. Он неоднократно давал понять, что не имеет ничего против демократических процессов, но инспирированных из-за рубежа радикальных действий терпеть не будет. Любые попытки перевести политической процесс в плоскость насильственной смены власти, стали жестко купироваться силовиками – полицией и нацгвардией. Оппозиция стала открыто взывать к армии, требуя от нее перейти на сторону бунтующего парламента, но руководство вооруженных сил недвусмысленно дало понять, что поддерживает законную власть. К чести Мадуро и руководства минобороны, следует отметить, что армейские части против манифестантов, даже прибегающих к насилию, никто применять не стал.

В то же время лидеры оппозиции прекрасно осознают, что стоит им применить организованные незаконные вооруженные формирования или попросить о помощи соседей, вроде той же Колумбии, и ответ от национальных вооруженных сил будет жестким и весьма болезненным.

Дело в том, что сухопутные и военно-воздушные силы Венесуэлы – одни из сильнейших в регионе. На вооружении у них – современные российские танки и самолеты. США прямо вмешиваться в венесуэльские дела тоже не заинтересованы: во-первых, направленную против официального Каракаса резолюцию никогда не пропустят в Совбезе ООН Россия и Китая, а, во-вторых, помимо кадровых частей, еще при Чавесе в Венесуэле были подготовлены сотни тысяч партизан, готовых сражаться с захватчиками в горах и джунглях. Насколько «приятно» воевать с таким противником – американцы хорошо помнят по Вьетнаму.

Дабы получить большую свободу действий, Мадуро решился на хитрый ход – созыв Конституционной ассамблеи, часть которой будет избрана «секторами общества» (крестьянами, рыбаками, рабочими, студентами, пенсионерами и т.д.). У данного органа, согласно законам Венесуэлы, есть право корректировать систему государственного управления и вносить изменения в основные нормативные акты. С точки зрения права к инициированной Мадуро процедуре придраться невозможно. И поэтому оппозиции пришлось полагаться на PR.

Лидеры правых прозападных сил инициировали процесс, который они назвали «народным референдумом», являющийся на практике обычным опросом своих же сторонников. Главный вопрос, вынесенный на «референдум» оппозицией, звучал так: «Вы отвергаете и не признаете созыв предложенной [президентом] Николасом Мадуро Конституционной ассамблеи без предварительного одобрения венесуэльского народа?».

Сам Мадуро на инициативу оппозиции отреагировал более чем спокойно: «Пожалуйста, проводите свой внутренний референдум правых партий, очень хорошо, но призываю венесуэльцев, чтобы в это воскресенье они приняли участие в запланированных политических событиях мирно, с уважением к идеям и миру».

Как и следовало ожидать, по результатам опроса более 98% его участников президентскую инициативу осудили. Вот только – незадача: несмотря на просто сумасшедшую рекламно-мобилизационную кампанию, даже согласно подсчетам самих оппозиционеров (естественно, небеспристрастных и бесконтрольных) в «референдуме» приняли участие всего 7 миллионов человек. СМИ США и Европы уже вовсю трубят о сказочном успехе правых, но в Венесуэле-то живет почти 31 миллион. Даже если мы будем считать только совершеннолетних жителей страны, обладающих правом голоса, то увидим, что правые, несмотря на все свои усилия, не смогли притащить на «участки» даже треть венесуэльцев, имеющих право голоса. На этом фоне разговоры прозападных сил о том, что их якобы активно поддерживают от 60 до 80% жителей страны, выглядят абсолютным блефом.

Однако сама методика массовых псевдореферендумов может стать новым словом в технологии организации цветных революций.

С таким же успехом «референдум» могут провести несколько сот прозападных радикалов в городах России, Белоруссии или, например, Молдовы, где ориентированные на Европу и Америку силы сегодня близки к полному краху. Понятно, что отображать позиции населения страны он будет. Не будет он иметь и никакой законной силы. Но повод пошуметь на CNN и BBC – даст. Поэтому реагирование на подобные провокации властям и правоохранительным органам стоит продумывать заранее.

Что же касается Венесуэлы, то официальный Каракас из всего происходящего должен вынести серьезный урок.

Участие США в венесуэльском кризисе – очевидно (как и в кризисах, охватывающих другие государства). Падение цен на нефть – проблема для многих стран. Однако это не оправдывает на 100% венесуэльское руководство, которые во времена относительного благополучия не потрудилось в достаточной мере над развитием перерабатывающей промышленности и созданием валютных резервов.

Впрочем, никого лучшего у венесуэльского народа все равно нет. Те, кто поддерживают правую оппозицию, действуют абсолютно нелогично. Ведь именно правление тех же правых привело страну в свое время к чудовищному кризису, из которого ее с большим трудом выводил Уго Чавес. Если кто-то думает, что повторная передача венесуэльских нефтяных месторождений и других стратегических объектов экономики в руки американским корпорациям сделает лучше жизнь местного населения, то он очень сильно ошибается. Свои «откупные» получат олигархи, которые заведут американцев обратно в страну, а с обычного народа снимут последнюю рубаху. Поэтому, хоть экономические сложности и раздражают объективно многих венесуэльцев, прежде чем «рубить с плеча», нужно охладить разум и спокойно обдумать сложившуюся ситуацию. Возможно, созыв Конституционный ассамблеи с тактической точки зрения действительно будет лучшим ответом на вызовы, стоящие сегодня перед венесуэльским народом?


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
07.10.2024
Андрей Офицеров
Более 10 тысяч граждан РФ из мигрантов были направлены в зону СВО
Фоторепортаж
07.10.2024
Подготовила Мария Максимова
К 150-летию со дня рождения выдающегося медика Н.А. Семашко



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.