Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
31 июля 2021
Лачинский и Мегринский коридоры как ключи к миру

Лачинский и Мегринский коридоры как ключи к миру

В чём разница между интересами трёх участников группы посредников по Карабаху
Дмитрий Минин
27.11.2020
Лачинский и Мегринский коридоры как ключи к миру

Установившийся на Кавказе при посредничестве России мир между Арменией и Азербайджаном оценивается многими экспертами в основном с точки зрения того, кто какие выгоды от него получил и насколько он прочен. Ключевым элементом соглашения по традиции в мире видят Лачинский коридор между Арменией и Нагорным Карабахом, контроль за которым будут осуществлять российские миротворцы.

И если вокруг неясного статуса бывшей азербайджанской Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) споры могут вестись долгие, но в основном за переговорным столом, то проблемы с функционированием Лачинского коридора в состоянии вновь перевести конфликт в горячую фазу. Армяне, например, считают, что данный маршрут должен быть всегда открыт, в том числе для возможных военных перебросок в интересах Сил самообороны Арцаха (Карабаха). Азербайджанцы полагают, что суверенитет над коридором принадлежит им и при определенных обстоятельствах они вправе требовать от миротворцев его перекрытия.

При этом гораздо меньше внимания уделяется 9-му пункту трёхстороннего заявления, в котором говорится о другом, Мегринском, коридоре, который должен быть открыт через южноармянскую область Сюник (Зангезур) для экономического сообщения между основной территорией Азербайджана и ее эксклавом – Нахичеванской автономной республикой (НАР).

Между тем именно этот пункт является тем эффективным контрбалансом, который придаёт устойчивость всей структуре мирного урегулирования и делает её выгодной как для участников конфликта, так и для всех региональных сторон.

Внерегиональные же державы, в первую очередь США и Франция, явно недовольны тем, что остались за рамками соглашения, и уже проявляют первые признаки его торпедирования, что представляет ощутимую опасность для всего мирного процесса.

Идея взаимоувязки двух упомянутых коридоров как ключа к устранению территориальных споров между Баку и Ереваном возникла давно, в начале 1990-х гг. Тогда же стало очевидным, что простого территориального обмена одного на другой не получится, поскольку, приобретая Лачинский участок (6 км), Армения была бы вынуждена отдать несопоставимо больший Мегринский участок (56 км) и утратить выход на границу с Ираном. То есть полностью, по её мнению, оказаться в стратегическом враждебном окружении. Ещё тогда Россия предложила иной выход: обе территории остаются там, где есть, но используются для беспрепятственного транзита под наблюдением российских миротворцев. Вариант с международными наблюдателями не был бы столь надёжен. «Пояс безопасности» из 7 районов передавался бы Азербайджану. Статус НКАО оставался бы предметом дальнейших переговоров, но переставал бы генерировать беспрерывную конфликтность. Участники переговоров прекрасно помнят, что обе стороны были весьма близки к тому, чтобы принять данную схему. И тогда не было бы впустую потраченных почти 30 лет с огромными жертвами и гигантскими израсходованными ресурсами. Но тогда в ход событий вмешалась третья сила – США. В Вашингтоне посчитали, что подобное урегулирование даёт слишком большие рычаги влияния на Кавказе в руки России и затрудняет интеграцию региона в евроатлантические структуры.

Сначала американцы вновь вбросили в переговоры уже признанную другими участниками негодной идею обмена территориями, а потом попросту скомкали всю их повестку, сделав невозможным достижение любого компромиссного решения. Особенно запомнились выдвинутые ими планы «Гобл-1» и «Гобл-2». В данный момент их автор вновь заявляет о себе с неким планом «Гобл-3».

Пол А. Гобл (Paul A. Goble), 1949 года рождения, – американский аналитик-кремленолог, ведущий сотрудник ЦРУ, спецсоветник госсекретаря США. Не просто боец, а полководец фронтов психологической войны на Радио «Свобода» и «Голосе Америки». Изрядно поколесил по постсоветскому миру, успел поработать директором научных исследований Азербайджанской дипломатической академии.

Прославился авторством широко известных карт переустройства евразийского пространства. Ни одна из его идей не сбылась, но борьбу за них американская государственная машина с упорством, достойным лучшего применения, продолжает вести при всех администрациях. Гобл награждён высшими орденами Латвии, Литвы и Эстонии.

В первом плане, выдвинутом в 1992 г., Гобл просто повторил идею обмена Мегринским и Лачинским коридорами между Арменией и Азербайджаном. В результате намечавшийся компромисс был сорван, но из самой идеи так ничего и не родилось. В 1996 г. Вашингтон вновь вторгся в переговоры с планом «Гобл-2», по которому, помимо указанного обмена, в пользу Армении должен бы быть отрезан кусок на севере Нахичевани для сохранения выхода Еревана на Иран. Однако поскольку в этом случае Азербайджан терял бы прямой выход из НАР на Турцию, то предлагалось отрезать ещё кусок от северной Армении и т. д. Нелепость этого плана, который и в Баку, и в Ереване все эксперты и поныне называют безумным, была очевидна сразу.

Однако, по-видимому, в Вашингтоне никто и не планировал этот план осуществлять, поскольку на ситуацию там смотрели не столько под углом зрения разрешения конфликта, сколько в расчёте на вытеснение из числа посредников России. Есть опасения, что и сейчас Вашингтон вместо поддержки мирного решения займется его разрушением.

Гобл по-прежнему активен. В интервью различным агентствам он выдвигает в последнее время «третий план». Смысл его в том, чтобы оба обозначенных коридора «постепенно обретали свой суверенитет». А стороны конфликта вступили бы в своего рода «двухэтажные» переговоры: «...один публичный – только с участием Баку и Еревана, второй – непубличный, в ходе которых каждая из сторон сможет провести консультации со Степанакертом». Нетрудно заметить, что эти идеи не содержат ничего нового и сводятся главным образом лишь к одному – вытеснению России из процесса. Не зря Пол Гобл пророчит, что «Армения будет искать замену России», а состав миротворцев с помощью США и Франции «может измениться». Он утверждает, что, когда к власти придёт новая администрация США, Вашингтон вновь начнёт играть более важную роль и будет противодействовать введению Москвой миротворцев в зону конфликта.

Следует признать, что определённые основания для таких расчётов дают некоторые голоса, звучащие в Ереване, безнадежно пытающиеся пересмотреть итоги войны. Однако совершенно очевидно, что в случае попыток ревизии достигнутых соглашений Армения рискует потерять даже то, что осталось. В Ереване должны понимать, что главное для Вашингтона то, чтобы «там не было русских», а «где при этом окажутся армяне» американским политикам совершенно безразлично.

В Баку пока тоже, кажется, понимают, что при попытках «дожать» Ереван рискуют вновь погрузить регион в хаос. Теоретически Азербайджан, возможно, и смог бы установить единоличный контроль над Лачинским коридором, но тогда он уже не смог бы претендовать на Мегринский коридор.

Что касается интереса России, то он вполне очевиден. Дело не в иллюзорном и затратном военном присутствии где-то, а в том, что Россия единственная из трёх участников международной группы посредников по Карабаху, жизненно заинтересована в открытии всех путей сообщения в регионе. Для Франции эти пути чистая абстракция, для США – конкуренция.

Так получилось, что обмен коридорами при любом раскладе вообще не выход для Армении и Азербайджана. Они всегда будут подозревать, что другая страна может использовать данный маршрут для собственного военного усиления. И только контроль над коридорами со стороны третьей силы, причем такой, которая сама заинтересована в мирном характере протекающего здесь трафика, может гарантировать транспортную безопасность в регионе. Исторически сложилось так, что подобной силой является именно Россия. Подход прост и справедлив. По отношению к Еревану: «Хотите пользоваться Лачинским коридором, не препятствуйте функционированию Мегринского коридора, иначе блокируется первый». По отношению к азербайджанцам в обратном порядке: «Хотите пользоваться Мегринским коридором, не стремитесь к полному обладанию Лачинским коридором из-за опасности потерять нужный вам проход через Армению». При этом, естественно, суверенитет Азербайджана и Армении над этими территориями, равно как и их выход на границу с соседними Ираном и Турцией, должны быть полностью сохранены. Технически это вполне достижимо.

«Мегринско-Лачинская стратагема» как ключ к миру в регионе ещё войдет во все учебники по геополитике.




Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

юрий - георгий
06.12.2020 21:04
что наши миротворци в карабахе это понятно. а вот что мы им востанавливаем жилье это странно у них в республике своих строителей нет. давай те им сопли вытерать, а как все уляжиться они дудут вести себя какпреднестровье , украина, белорусия..... тогда работайте сэтими республиками что бы они смотрели снами по всем вопросам в одну сторону, а не туда куда им выгодно. а то туда уже столько помощи отправили ожиреют скоро и будут смотреть нам в рот. при ссср мы уже помогали всем республикам и что в итоги получили ??????????
Александр Мясникян- Светлане
04.12.2020 10:46
И еще Света....если раньше времени открыть магистрали между турками и азербайджанцами, то произойдет полный отрыв Армении от России по грузинскому сценарию мягкой турецкой силы осуществляемой с помощью команды подонка пашиняна..... Читай:
https://www.golosarmenii.am/article/102761/armenii-grozit-gruzinskij-scenarij-oturechivaniya-strany
Александр Мясникян - Светлане
03.12.2020 16:15
Приветствую, Света! Согласен с сутью Вашего послания, я тут не адвокат и не пророк призывающий таскать каштаны из огня русскими руками. Каждый народ получает от истории и Провидения воздаяние за собственные заблуждения и армянский народ не исключение. Я всего лишь констатирую факт: если для России необходимо обеспечить свое присутствие на южном Кавказе (думаю оно необходимо) , ну а армянам необходимо выживание на данной территории, то вывод напрашивается один- блокирование с Россией в единое государство. Азербайджан без Турции не добился бы военной победы (даже при идиоте пашиняне), но противостоять 90 млн. двух тюркских государств Армения с ее 2.5 млн. не смогла, да и не могла по определению. Те 44 дня сопротивления, что продержались наши войска случились благодаря мужеству наших солдат срочников 18-20 лет, 90- 95 % которых погибли смертью храбрых в окопах (прим. 3000 бойцов этой возрастной группы). Турки же планировали выйти к Степанакерту за 4-5 дней...Но не будь России Степанакерт пал бы и после 44 дней. Поэтому исконному русскому народу и ВВП большое человеческое спасибо за это. Как и извинения за слепоту и самих армян как народа (о властях не говорю, так как там клиника...) армянские олигархи за небольшим исключением в отличие от олигархов иных не смогут противится этому движению, например в НКР почти 100% желание войти в состав РФ, сегодня например в Карабахе армянское местное законодательное собрание приняло постановление о провозглашении на всей территории НКР русского языка 2-ым государственным языком. Думаю скоро мы услышим о референдуме по вхождению НКР в состав РФ. Да и Армения последует этому примеру. Вопрос времени.
Питерский - Мясникяну
03.12.2020 13:26
/"А почему радуется автор открытию коридора Нахиджеван - Азербайджан, мне лично непонятно"/.
И мне непонятно, где Вы увидели радость в словах Автора? Это Ваши личные придумки, милейший...
/" ...и вот вы уже насупили брови на мой армянский национализм переживая за азери?"/. Я, знаете ли, переживаю за русских на Донбассе, в Приднестровье, и т.д. Такой краткий ответ, без дальнейших излишних подробностей, надеюсь, Вас устроит?
/"вопрос решать надо политического присутствия России через вхождение и Армении и НКР в состав РФ, нареки союзным договором или еще как"/.
Вы, голубчик, прямо таки сейчас хотите таки решить этот вопрос? Вернее, как видно, хотите, чтобы Россия его как-то там решила, за армян. Т.е., силовым путём, говоря без обиняков. А не кажется ли Вам, что, как минимум, инициатива должна исходить от армянского руководства и народ Армении это должен поддерживать подавляющим большинством? Сейчас таковое возможно? Явно, нет. А проблему коридоров надо решать сейчас же. И что Вы предлагаете с этим делать? После, извините, поражения армянской стороны в недавнем конфликте? Пусть армяне, под защитой России вовсю пользуются Лачинским коридором, а азери пусть получат фигу, вместо Мегринского коридора? И пусть это будет являться первым шагом по установлению "политического присутствия России через вхождение и Армении и НКР в состав РФ", так, что ли? А ещё пусть Россия отберет "Нахиджеван" у азери, в качестве второго шага. И впрямь - а зачем он айзерам, если у них коридора-то нет? Ну, а дальше - пусть Россия воюет с Азербайджаном и Турцией, и, так и быть, Армения, м.б., согласится рассмотреть вопрос о вхождении "и Армении и НКР в состав РФ". Поправьте меня, если я что-то пропустил. Хотя, да, конечно , пропустил - а, может, вначале Армения признает НКР, а затем включит её в состав Армении, по образцу Крыма? Или научится защищать "отжатое", как это делает Израиль? Или и дальше будете решать все вопросы "по армянски"?...
Светлана*
03.12.2020 2:33
Александр Мясникян
02.12.2020 13:42
Здравствуйте, Александр! Благодаря действиям Путина (но и он не всемогущ), мы все вместе находимся в зоне неуверенного, но все ж равновесия, очень шаткого... И у него тоже свои, как у Пашиняна, Алиева олигархи, сконцентрировавшие богатства стран в своих руках и не желающие расставаться с ними, вы понимаете, что это значит.... Все национальные республики, кроме Беларуси, которая не так сильно воспитывала все 30 лет свой народ в ненависти к русскому народу, предали русский народ, продавшись западу, давайте скажем об этом честно, надо сказать всем спасибо нашим олигархическим СМИ, которые скрывают по сей день от русского народа правду о том, как повели себя "братья" у себя по отношению к русским, после коварного предательства Горбачевым прежде всего самого русского народа, при этом, именно русский народ защищал в первую очередь своими живыми Душами эти народы, а в ответ всё забыли. Есть уже данные, что для того , чтоб украинцев вернуть в адекватное состояние, добрососедское, требуется 50 лет, т.е. Украина нам 100% уже на нашем веку противник((, даже общие могилы предков не помогут ... "А дальше что будет, русский авось?" Так вот, наш Великий Русский Авось (Аз ведающий Ось) нас спасёт и поможет, и это не юмор. Это сила, терпение, выдержка, смекалка, жертвенность, стойкость, великая Доброта и всепрощение. Ваш народ, как и другие "забыли" русских и получили РЕЗУЛЬТАТ. Пишете "вопрос решать надо политического присутствия России через вхождение и Армении и НКР в состав РФ, нареки союзным договором или еще как", а хотят ли этого те олигархи, что находятся за спинами президентов в тени и кому это принадлежит теперь, но от них-то всё и зависит, Украина давно была бы с нами, не было бы этой тягомотины с Донбассом, не дали денег олигархи, у них же везде бизнес, у них нет границ, только интересы. Сейчас идет передел мира, Сталин об этом предупреждал, помните, еще в 1943 границы определялись, СССР предали, остается ждать.
Александр Мясникян
02.12.2020 13:42
Питерскому
на 30.11.2020 12:27
Мнение автора благое, но оно НЕ будет работать при нынешнем раскладе.
Россия один раз ушла из Закавказья в 1917 году куда до 1917 года в начале 19 века она вошла именно гарантом спасения народов (я отвечаю за армян). Уход России в 1917 году обернулся обвалом Кавказского фронта и быстрым продвижением турок. И если бы 3 года спустя Россия не пришла бы под эгидой уже империи красной, то южный кавказ был бы оккупирован Турцией, армяне вырезаны. Сейчас ситуация очень похожа на 1920 год, почти 1 в 1. Россия пришла в Нагорный Карабах и встала явственной миротворческой силой в регионе. Но в регионе УЖЕ уйма турок и уйма игиловцев-оба вооружены до зубов, включая натовские самолеты в Азербайджане. В этих условиях НЕРЕШЕННОГО статуса политического присутствия России (мандат всего на 5 лет, причем если любая из сторон отказывается продлевать, то Россия как в 1917 возвращается домой...) автор почему то радуется преждевременному открытию коридоров...с армянами положим ясно-никуда без России не денутся лачинский коридор поскольку армянский постольку и российский, нужен России хотя бы для своей воинской группировки в нкр. А почему радуется автор открытию коридора Нахиджеван - Азербайджан, мне лично непонятно. Так справедливо будет, скажете, и вот вы уже насупили брови на мой армянский национализм переживая за азери? Тогда я вынужден напомнить вам историю и планы англии и турции в плане использования пантуранизма как тарана сокрушающего Россию с юга. Открывайте коридор под 5 летний гарант России. Повторяю: только 5 летний. А дальше что будет, русский авось? Поэтому друг мой из Петербурга вопрос решать надо политического присутствия России через вхождение и Армении и НКР в состав РФ, нареки союзным договором или еще как. Поэтому мнение автора на открытие коридора В ЭТОТ период я не разделяю-турки вас снова обманут как обманывали всегда, а Великобритания им поможет выдворить Россию не имеющую политического статуса из ю. кавказа. Туран на проводе..
Питерский
30.11.2020 12:27
Александр Мясникян (28.11.2020 8:39): /"Это очень и очень спорное мнение...при всем уважении к автору"/.
Мнение Автора здесь сформулировано достаточно четко: "...только контроль над коридорами со стороны третьей силы, причем такой, которая сама заинтересована в мирном характере протекающего здесь трафика, может гарантировать транспортную безопасность в регионе. Исторически сложилось так, что подобной силой является именно Россия. Подход прост и справедлив"/. И Автор аргументирует свою точку зрения.
Потому, и от тех, кто берётся это мнение оспаривать, хочется услышать такие же чёткие и аргументированные формулировки - почему мнение Автора неверное, и как надобно поступать России на самом деле. Последннее желательно по пунктам: делай раз, делай два... и так далее...
Игорь Владимирович
29.11.2020 13:22
Не согласен с автором. То, что он предлагает - это поражение России как государства.
Вова
28.11.2020 17:07
Не в интересах России такой расклад, какой сейчас. И категорически не в интересах России любое присутствие Турции!
Александр Мясникян
28.11.2020 8:39
Это очень и очень спорное мнение....при всем уважении к автору.

Эксклюзив
16.07.2021
Валерий Панов
По материалам экспертного круглого стола ФИП и Российского исторического общества.
Фоторепортаж
12.07.2021
Подготовила Мария Максимова
К 200-летию великого русского поэта.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.