Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 июля 2021
Краеведение на германский лад

Краеведение на германский лад

Как в Калининграде под видом истории западной России преподают историю Восточной Пруссии
Протоиерей Георгий Бирюков
23.11.2017
Краеведение на германский лад

В Калининграде – скандал. Даже федеральное ТВ откликнулось сюжетом. Если коротко: местное СМИ опубликовало открытое письмо студента Балтийского федерального университета им. Канта. Молодой человек обвиняет преподавателей БФУ в том, что они используют университетскую кафедру для пропаганды сепаратизма, приводит обсуждаемые на занятиях вопросы: «Нужна ли калининградцам опека Москвы?», «Не стоит ли выйти из состава РФ?..»

Последние десять лет школьники Калининграда изучают краеведение по учебнику «История западной России». В значительной степени именно этот курс формирует мировоззрение, гражданскую позицию юных калининградцев 6–11-х классов.

Учебник возник ещё во времена губернатора Бооса, запомнившегося шумными дорогостоящими начинаниями, многие из которых провалились, как, например, переселение в Калининградскую область пяти миллионов соотечественников или создание завода по строительству дирижаблей. Патронировала проект введения учебного курса «История западной России» тогдашний министр образования региона Наталья Шерри. В памяти калининградцев осталась её новаторская идея учредить почётное звание – школа «Супершик». На «оптимизацию» тратились большие средства: в области закрывали школы, создавали крупные образовательные центры, закупали школьные автобусы. Не менее масштабным по затратам и, несомненно, абсолютно вредным делом стал новый учебник, сочинённый в БФУ.

Вообще-то предложение ввести патриотически ориентированный курс исходило из Администрации президента. Целью курса изначально было воспитание у молодёжи нашей области чувства тесной связи с историей России. Однако эффект от созданного учебника оказался противоположным.

Многие эксперты отмечают, что, по сути, вместо российской истории, в том числе дореволюционного и советского периодов, дети получают германскую историю, причём на основе ограниченного круга источников.

Обращает на себя внимание распределение учебного времени. В 6-м классе «История России» преподаётся в объёме 30 часов, а «Всемирная история» и «История Восточной Пруссии» (под видом «Истории западной России»), соответственно, 75 и 34 часа. Вдумайтесь, на историю Запада предусмотрено в три с лишним раза больше времени, чем на историю Отечества! И это для детей дерзновенного отроческого возраста, когда сердце и сознание особенно восприимчивы.

Теперь о главном разработчике – профессоре БФУ Геннадии Кретинине. Вот его «говорящее» изречение: «Отечественные духовно-исторические ценности, лежащие в основе нравственного патриотическо-воспитательного процесса, подвергаются и будут подвергаться эрозии со стороны мощного событийного пласта предшествующей истории».

Что это, как не сдача национальных позиций под предлогом «неизбежности» процесса «западнизации» самосознания юношества? А ещё профессор считает, будто послевоенный период истории края не так богат событиями, и делает вывод: «Изучая, по сути, историю другого государства, будет исключительно сложно воспитать патриота России».

Таким образом, разработчики курса сразу же настраивают аудиторию на признание недостижимости целей патриотического воспитания. Под прикрытием «объективных сложностей» они и популяризируют историю другого государства.

Ученикам 10–11-х классов предлагаются следующие документы для самостоятельного изучения: послевоенный приказ временного коменданта гарнизона, различные постановления и директивы о работе зоопарка, о разборке Королевского замка, о строительстве Дома Советов, о сохранении Кафедрального собора, то есть какие-то необязательные, хотя и любопытные материалы.

Однако умалчивается о важнейшем – отсутствуют документы и свидетельства о принадлежности этой территории России. Нет материалов Тегеранской и Потсдамской конференций. Таким образом, подспудно внушается мысль о несправедливости присоединения региона к СССР.

Сегодня мы пожинаем плоды десятилетнего обучения школьников по этим учебникам. Конечный результат «воспитания» – в деле бывшего студента философского отделения истфака БФУ Александра Оршулевича, который публично призывал переименовать наш город в Кёнигсберг, был обвинён в экстремистской деятельности, осквернении советских памятников. Другой впечатляющий пример – учитель Нивенской школы Павел Коршунов (тоже выпускник БФУ), который создал клуб реконструкторов «Меркурий» (по названию операции гитлеровцев на Крите). Он с удовольствием надевает форму нацистского бойца, бравирует в ней и, видимо, «воспитывает» в соответствующем духе своих учащихся.

Вообще процесс денационализации истории – серьёзный вопрос. У нас он воспринимается особенно остро. В области, например, реализуется программа восстановления памятников немцам, погибшим в Первую и Вторую мировых войнах, но в то же время у нас вопиёт проблема памятников русским воинам, погибшим в Первую мировую. В нашей области таковых почти нет. И на этом фоне очередная акция – в Выштынецком парке немцы установили множество памятных знаков, славящих германского императора Вильгельма II, где он на охоте убил одного, другого, третьего оленя... А ещё в посёлке Калинино восстановлены памятники трудовому лагерю, где воспитывали молодых нацистов. Плюсуем к списку целых два памятника любимому лесничему Геринга лейтенанту Баркхаузену, погибшему при штурме Варшавы в сентябре 1939 года.

Конечно, у Калининградской области противоречивая история, она переплетена с прошлым соседних государств. Разумеется, создать учебник истории нашего края – сложная творческая задача. Но решать её должны профессионалы, которые руководствуются задачей воспитать патриотов России.

Нынешний учебник эту идею дискредитирует. Полагаю, что Министерство образования должно, наконец, назначить экспертизу курса «История западной России» и лишить его статуса рекомендованного для использования в образовательном процессе.

Протоиерей Георгий Бирюков – краевед, капитан-лейтенант запаса, военный священник Русской православной церкви, помощник командира в/ч 54229 по работе с верующими военно­служащими.

На фото: памятный камень любимому лесничему Геринга.



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Сергей2008
30.11.2017 16:10
Проблема России в продажности интеллигенции.
Александр из Од.
30.11.2017 9:41
Вековая проблема России - кадры, которые решают все и часто не в нашу пользу. В СССР для социального лифта была система фильтров в виде парткомов, райкомов и обкомов. И то не помогло - пролезли к вершинам власти "перестройщики" Горбачев и Ко.
Для кардинального решения кадрового вопроса необходима строгая и правильная система фильтров. Руководить в России должны люди православные и никак не атеисты или иноверцы. Тогда выстоим.
Лесник
27.11.2017 12:43
Особому мнению. Ну не совсем централизовано и не совсем свыше, расщепление тенденций на самом верху есть; и олигарх жаждет усиления своей власти, а потеря территории, всё-таки, кого-то ослабляет. Защищать своё Отечество никогда не поздно. Даже в партизанском отряде.
Особое мнение
26.11.2017 5:21
Лесник. Много что должно быть не так. Но когда это делается целеноправленно и сверху то говорить что должно быть повисает в воздухе . Поздно говорить о деталях.
Андрей
25.11.2017 9:54
Лесник правильно высказался.деятельность этого БФУ должны проверить СК,ФСБ и МИНОБР.Надоело попустительство к подобным событиям в стране.Наши деды и прадеды остановили чуму-фашизма,ценой огромной,вечная им слава!Но вот этим прихлебателям запада не место в стране понесшей огромные человеческие потери от фашистов,стране победите фашизма.И куда смотрят власти данного региона на этих псевдо-патриотов?Таким не место в образовательной системе и тем более в руководстве региона.Эти, уничижают страдания нашего народа от фашистов,умаляют подвиг наших дедов и прадедов положивших жизни на алтарь победы над фашизмом.
Серж
25.11.2017 6:05
В России меняют  учебники и трактовки по истории  даже под давлением росс. автономий ! И проводят ся  многословные конференции (с закрытыми фуршетами...) о воспитании патриотизма. Театр абсурда -закрываем глаза, имитируем движение. Германия давно и искусно проникает в Калининград при "толерантном" попустительстве Москвы и Калининграда (об этом был важный материал в СТОЛЕТИИ неск.лет назад). Отсюда и  всё остальное. ИБО ВСЁ подчинено конъюнктуре. А вот Франция, Англия,Голландия, Испания, Дания, Бельгия, Португалия,Италия, США не меняют своих трактовок истории их бывших регионов (колоний) или экс-союзников - даже под давлением  теперь независимых экс-колоний и их аналогов...
Сергей
25.11.2017 3:01
В тему:
Бестолковость или предательство?
https://versia.ru/kyonigsberizaciya-kaliningrada-gran-mezhdu-vxozhdeniem-v-evropu-i-separatizmom
Анклав почти не виден
https://versia.ru/anklav-pochti-ne-viden
Лесник
24.11.2017 18:03
         Каждый учебник любого региона должен быть лицензирован Министерством Образования. Если этого нет, то это вина и министерства, и руководства правительства.
        Ну а сейчас ситуация характеризуется как покушение на территориальную целостность и разжигание национальной розни. Работа для СК, СБ и ФСБ.
        Ждём действий.
Николай
24.11.2017 9:39
Это ещё раз подтверждает что нужен человек типа Сталина,жёсткий ,без компромиссный, который бы жёсткой метлой причесал всех этих "либералов",без оглядки  на Запад.  Нужен ну хотя бы лет на пять чтоб загнал их в норы или выгнал к их хозяевам ,на Запад,  по другому увы, ну никак не получится.
Сергей
24.11.2017 9:33
Чего же тут удивительного? Это очень старая история. В начале 18-го века Петр I привез из Пруссии Радзивилловскую летопись, и с тех пор мы учим по ней историю всей России.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
16.07.2021
Валерий Панов
По материалам экспертного круглого стола ФИП и Российского исторического общества.
Фоторепортаж
12.07.2021
Подготовила Мария Максимова
К 200-летию великого русского поэта.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.