Казахстан проголосовал за стабильность
Состоявшиеся в минувшее воскресенье выборы президента Казахстана завершились, как и ожидалось, победой Н. Назарбаева. Никто из наблюдателей и аналитиков в этом, в общем-то, и не сомневался.
Несмотря на то, что Н. Назарбаев руководит Казахстаном с 1989 г. и выбирается президентом в пятый раз, его популярности может позавидовать любой политик. По данным казахстанского ЦИКа, явка на выборах превысила 95%, а доля голосов, отданных за Н. Назарбаева, составила 97,75%. Результаты голосования свидетельствуют, что реальных соперников у действующего президента нет. Помимо Н. Назарбаева, в выборах участвовали секретарь ЦК Коммунистической народной партии Тургун Сыздыков (1,61%) и председатель федерации профсоюзов Абельгази Кусаинов (0,64%). В условиях инкорпорированности партийных и общественных структур в политическую систему республики никакой конкуренции Н. Назарбаеву составить они не могли.
Практически никакой критики со стороны других государств и международных организаций выборы в Казахстане не вызвали.
По мнению главы миссии наблюдателей СНГ, председателя исполкома содружества Сергея Лебедева неоспоримое лидерство Н. Назарбаева не является поводом для критики. Позитивную оценку выборам дала делегация Шанхайской организации сотрудничества. «Выборы были предельно демократические, открытые, – заявил глава миссии наблюдателей ШОС Дмитрий Мезенцев, – Те люди, которые обеспечивали выборы, сделали все возможное, чтобы они прошли организовано». Кандидатам, по его словам, были обеспечены равные условия, а нарушений законодательства о выборах не зафиксировано. Не выявила нарушений и член комиссии Парламентской ассамблеи ОДКБ по политическим вопросам, сенатор от Крыма Ольга Ковитиди, объяснившая высокую явку избирателей тем, что народ Казахстана выбирает свое будущее и будущее своих детей.
Более критичную позицию, как и следовало ожидать, заняла ОБСЕ. Глава миссии БДИПЧ/ОБСЕ Корнелия Йонкер отметила, что выборы прошли организованно, но были зафиксированы существенные недочеты по всей стране, включая подсчет и составление протоколов. Кроме того, были отмечены случаи вброса бюллетеней. Большинство сотрудников избирательных комиссий нижнего уровня и почти все председатели являлись членами правящей партии «Нур Отан» («Свет Отечества»), что, по мнению ОБСЕ, ставит под сомнение их беспристрастность. В заявлении миссии говорится и о случаях давления на избирателей, принуждавшихся к голосованию за действующего президента. Главным же недостатком ОБСЕ считает отсутствие у избирателей реального выбора. «Доминирующая позиция действующего президента и недостаток реальной оппозиции ограничили выбор избирателей», — заявила К. Йонкер, добавив, что ограничение работы СМИ не позволило провести реальные дебаты.
Впрочем, критика ОБСЕ является скорее данью традиции, побуждающей ее пристально следить за всеми нарушениями принципов демократии. Никакого реального влияния на позицию Запада отмеченные ею недочеты не окажут, а вал поздравлений говорит о том, что выборы в Казахстане признаны всеми ключевыми игроками. Н. Назарбаев, сумевший выстроить отношения с Россией, Китаем, США и ЕС, на сегодняшний день устраивает всех, поэтому особой критики по поводу выборов, аналогичной той, которая последовала после переизбрания в 2012 г. В. Путина, ожидать и не следовало.
России в условиях конфликта с Западом важно сохранить отношения с ключевым союзником, обеспечивающим стабильность на самой длинной в мире сухопутной границе (около 7 тыс. километров), а США и ЕС необходим лидер, который сохранял бы независимость от РФ, но в критической ситуации мог бы служить посредником в переговорах с Москвой, отношения с которой резко испортились.
Теперь о том, зачем понадобилось проводить президентские выборы в условиях, когда по плану они должны были состояться лишь в следующем году. Главной причиной, как ни странно, является геополитический кризис, в который мир погрузился после Майдана, завершившегося присоединением Крыма к России, гражданской войной на Украине и самым острым за последние полвека противостоянием России и коллективного Запада во главе с США. Казахстан, который вместе с Россией, Украиной и Белоруссией, а с января этого года – и Арменией, входит в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), эти события не затронуть не могли. Влияние украинского кризиса сказывается практически во всех сферах жизни: международных отношениях, внутренней политике, экономике, идеологии и культуре. Причем со временем его влияние становится все более отчетливым и ощутимым.
Наиболее явственными оказались экономические последствия кризиса. Введение антироссийских санкций и резкое падение курса рубля по отношению к доллару и евро в конце прошлого года породили в ЕАЭС внутренние противоречия, связанные с тем, что российские товары оказались гораздо дешевле казахстанских и белорусских. Пока ситуация была противоположной, это всех устраивало. Но падение рубля резко повысило спрос на российские товары. С конца прошло года жители Казахстана начали массово скупать резко подешевевшую российскую продукцию, начиная с автомобилей, электроники и бытовой техники, и заканчивая продовольствием и бензином. Поскольку таможенных границ между странами ЕАЭС нет, деньги потекли в Россию, а казахстанский бизнес начал испытывать проблемы со сбытом. Сократился и экспорт из Казахстана в РФ, где за те же товары в валюте стали платить в разы меньше.
Чтобы защитить свой внутренний рынок, в конце ноября Казахстан ввел ограничения на продажу некоторых марок российской алкогольной продукции, а в начале марта был временно запрещен ввоз резко подешевевшего российского бензина и дизельного топлива, наплыв которых угрожал остановкой местных нефтеперерабатывающих заводов. На предложение России ввести единую валюту, которая позволила бы избежать ценовых диспропорций, и Астана, и Минск ответили отказом, поскольку такой шаг, на их взгляд, представляет угрозу национальному суверенитету. В итоге участники ЕАЭС столкнулись с самым острым с момента создания союза кризисом, который ставит под вопрос его главное достижение – отсутствие таможенных границ, обеспечивающее свободное перемещение товаров и услуг.
Не может Астана пойти и на девальвацию национальной валюты. В феврале, после мягкой девальвации рубля, Национальный банк Казахстана уже опустил курс тенге на четверть, что сразу породило недовольство населения. Еще одна девальвация обернется резким падением уровня жизни и неизбежно скажется на популярности власти. В результате Астана вынуждена лавировать, объясняя населению, что экономические трудности надо пережить.
Не случайно на пресс-конференции в воскресенье Н. Назарбаев заявил, что Казахстану предстоит реализовать «тяжелую болезненную реформу», отметив при этом, что внутреннюю и внешнюю политику страны менять не нужно.
Не выглядит случайными и его заявление о том, что после резкого падения курса рубля казахстанцы купили в России 64 тысячи подешевевших машин. В преддверии экономических трудностей Ак Орда (официальная резиденция президента Казахстана) готовит население к тому, что значительно выросший за последние годы уровень жизни в скором времени может заметно снизиться.
Украинский кризис породил в Казахстане и внутриполитические проблемы. На фоне присоединения Крыма к России у части казахского населения и бюрократического аппарата возникли опасения по поводу повторения подобного сценария в северных регионах страны, значительную часть населения которых до сих пор составляют русские. Особенно сильными эти опасения были летом прошлого года, когда в республике даже была принята программа переселения казахов на территорию северных областей. С другой стороны, высокая доля славян и других европейских этносов, до сих пор составляющих около четверти жителей республики, а также доступность российских СМИ порождает у значительной части казахстанцев симпатии к России и ее политическому курсу. Фактически между двумя этими группами населения в Казахстане все годы после распада СССР тлеет глухой конфликт, предотвращать который удавалось лишь благодаря гибкой национальной политике Н. Назарбаева.
Характерный пример – разное отношение к ополченцам, воюющим на стороне восставших против Киева Донецкой и Луганской народных республик. В глазах большинства граждан России они являются национальными героями, которые борются против возрождающегося на Украине фашизма. Никаких претензий со стороны правоохранительных органов к ним нет, хотя 359-я статья Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за наемничество в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. В Казахстане же за участие в украинском конфликте дают реальные сроки. 27 апреля казахстанский ресурс Tengrinews.kz сообщил, что русский по национальности житель Атырауской области, воевавший на Донбассе с июля 2014 г., был приговорен областным судом к трем годам лишения свободы. В декабре прошлого года 5 лет заключения за участие в украинском конфликте на стороне Луганской народной республики получил житель Астаны Евгений Вдовенко.
Камнем преткновения в отношениях между русско- и казахскоговорящим населением республики является и языковой вопрос. Казахские национал-патриоты настойчиво требуют от власти более активного продвижения государственного языка, вплоть до запрета занимать официальные должности тем, кто им не владеет. Постоянно раздаются предложения переименовать сохранившие русские названия города – Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск и Уральск. У русского и части казахского русскоязычного населения эти предложения никакого энтузиазма, как нетрудно догадаться, не вызывают. Н. Назарбаеву до сих пор удавалось сдерживать этот конфликт.
Более того, он выступал против активного участия казахстанцев в российской программе переселения соотечественников, опасаясь, что страна может лишиться массы квалифицированных специалистов. Однако сам по себе внутренний конфликт в Казахстане никуда не делся, продолжая существовать в скрытой форме.
Именно компромиссность фигуры Н. Назарбаева, устраивающего сегодня и русскую, и казахскую часть населения республики, во многом определяет его высокую популярность и феноменальный результат последних выборов.
Население опасается изменений в случае его ухода и предпочитает голосовать за стабильность и преемственность политического и экономического курса. Проблема заключается в том, что в июле этого года Н. Назарбаеву исполнится 75 лет, и с необходимостью определения будущего Казахстан в обозримой перспективе все равно столкнется.