Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Как Франция у Италии Монблан украла

Как Франция у Италии Монблан украла

Даже в самом центре Европы сегодня ожесточенно спорят о границах
Владимир Малышев
27.10.2020
Как Франция у Италии Монблан украла

«Франция у Италии украла Монблан» – под таким заголовком итальянское издание Affaritaliani.it опубликовало статью, в которой обвиняет французов в «незаконной аннексии» вершины знаменитой горы, расположенной на границе двух государств. Об этом заговорили после того, как депутат Франческо Лоллобриджида внес в парламенте запрос, требуя от правительства объяснить, как оно намерено отреагировать «на узурпацию Францией части итальянской территории».

Гора Монблан, как известно, находится на границе Франции и Италии. После французской революции состоялись бурные дебаты о ее принадлежности. Ранее вся гора рассматривалась, как часть герцогства Савойского, а с 1723 – Королевства Сардинии, одного из унитарных итальянских государств. После побед Наполеона в Италии Герцогство Пьемонт было вынуждено уступить Савойю и Ниццу Франции. Сорок пять лет спустя, после Второй итальянской войны за независимость, в 1860 году в Турине был подписан акт, произведена демаркация границы в регионе, в результате чего юго-восточный хребет Монблан-де-Курмайёр остался полностью под контролем Италии. Де-факто гора была разделена между итальянским городом-курортом Курмайёр и французским городом Сент-Жерве-ле-Бен, хотя большая часть находится в коммуне последнего.

Сейчас спор идет о крохотном горном убежище Торино на вершине Монблана, которое отошло к Италии по договору 1860 года. Однако в прошлом году французские трансальпийские муниципалитеты Шамони и Сен-Жерве неожиданно и в одностороннем порядке изменили свои границы, в результате чего убежище Торино снова отошло к территории Франции.

Как утверждают итальянцы, этот клочок земли имеет на самом деле «стратегическое значение», поскольку его переход под юрисдикцию другого государства затрудняет доступ к знаменитому курорту Курмайёр, к которому проходит канатная дорога. Теперь, возмущается газета Giornale, трансальпийские власти запретили посадку на парапланах на всей этой территории, и французы собирают все доходы от подъемников и горнолыжных курортов в этом районе.

Хотя вспыхнувший итало-французский спор о крохотном убежище для постороннего наблюдателя носит несколько анекдотический характер, однако итальянцы отнеслись к действиям Франции вполне серьезно, расценив ее действия, как «узурпацию своей национальной территории». Так после запроса депутата Лоллобриджиды лидер парламентской партии «Братья Италии» Карло Фиданца обратился лидерам Европы с призывом вмешаться в спор о границах Монблана.


Европа, помоги?

«Столкнувшись с односторонним актом французских властей, которые на своих картах присоединили вершину Монблана и некоторые прилегающие районы к Франции, говорится в его письме, мы просим лидеров Европейского союза вмешаться. Вопрос, поднятый в Палате депутатов Франческо Лоллобриджидой, правильно потребовавший правительство Джузеппе Конте принять меры для защиты суверенитета итальянской территории, не может оставить лидеров Совета Европы и Европейской комиссии бездействующими». 

Карло Фиданца также напомнил, что «уважение территориального суверенитета государств-членов, приграничное сотрудничество и добрососедские отношения лежат в основе Союза и не могут быть нарушены в одностороннем порядке государством-членом ЕС». Фракция «Братьев Италии» в Европарламенте направила письмо главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен и президенту Евросовета Шарлю Мишелю. 

В результате пограничный спор перешел уже на дипломатический уровень. Заместитель государственного секретаря в Министерстве иностранных дел и международного сотрудничества Иван Скальфаротто в ответ на депутатские запросы сообщил, что правительство через итальянское посольство в Париже немедленно направило французским властям «официальное и твердое представление – такова традиционная итальянская позиция в отношении границ». 


Другие территориальные споры

Полемика вокруг государственной принадлежности клочка земли на вершине Монблана далеко не единственный территориальный спор в Европе.

Так, Англия и Испания давно спорят о принадлежности Гибралтара. Швейцария, Австрия и Германия никак не могут поделить Боденское озеро. Словения и Хорватия – залив Пиран, являющийся частью Адриатического моря.

Португалоговорящий муниципалитет Оливенса, входящий в провинцию Бадахос, с 1802 года является частью Испании. Однако Португалия считает территорию Оливенсы аннексированной, хотя официально власти страны свои претензии не озвучивали. Главный инициатор присоединения оспариваемого муниципалитета к Португалии – Ирредентистская группа Оливенсы, которая с каждым годом оказывает все большее давление на правительство страны.

Ирландия и Великобритания с 1922 года спорят по поводу залива Лох-Фойл. Этот спор может поставить под угрозу доступ в графство Лондондерри, так как судоходный канал проходит по спорой акватории. В 2009 году вопрос о судьбе залива Лох-Фойл был поднят на заседании комитета Ассамблеи Северной Ирландии по предпринимательству. В частности, от его решения зависела реализация проекта оптоволоконных телекоммуникаций между Британскими островами и Северной Америкой.

Долларт Бей – это бухта Ваттового моря, расположенная на границе Нидерландов и Германии. Спор между двумя странами вызывает западная часть бухты, о точной границе разделения которой Германия и Нидерланды пока не договорились. Территориальный спор долгое время не поднимался, пока у немецких властей не возникли планы по строительству ветряной фермы на острове Боркум.


Споры, чреватые войнами

При этом в Европе есть территории, споры вокруг которых уже чреваты военными конфликтами. Так, Греция и Турция ожесточенно спорят из-за принадлежности островов в Эгейском море, в результате чего они уже несколько раз оказывались на грани войны.

До сих пор никем, кроме Турции, не признана т.н. Республика Северного Кипра захваченная турецкой армией в 1974 году часть острова, заселенная турко-киприотами. Недавно в этой «республике», прошли выборы. Новым президентом был избран ставленник Анкары, что ставит под угрозу давно идущие переговоры и все попытки объединения острова, создания там федерации, идею которую поддерживает Греция.

А самая горячая точка на карте Европы – Северное Косово, где по-прежнему кипят страсти, и от новой войны удерживает лишь введенный туда миротворческий контингент. Не говоря уже о Приднестровье, назревающих спорах о территориях между Украиной, Венгрией, Польшей и Белоруссией. Даже Эстония, после развала СССР, пытается предъявлять территориальные претензии к России.

Но пока, к счастью, все эти споры в Европе о границах решаются или пытаются решить дипломатическим путем.

Печальное исключение – нынешняя война на Донбассе, которая, с точки зрения России, является Гражданской на Украине, вызванной попыткой захватившей в Киеве власть бандеровской хунты силой навязать местному населению неприемлемые для него порядки.

Особый случай – нынешняя война между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – находящегося на территории Азербайджана, но заселенного армянами. С точки зрения географии, Азербайджан расположен в азиатской части Евразийского континента. Однако даже сами его жители нередко задаются вопросом, куда отнести свою страну? Ведь она в то же время является членом Совета Европы и проводит у себя конкурс «Евровидение». Тем не менее нынешняя кровопролитная война из-за Нагорного Карабаха – яркое свидетельство того, к чему могут привести нерешенные проблемы с демаркацией государственных границ и исторические споры вокруг пограничных территорий.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..