Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2025
Италия: дрейф к фашизму?

Италия: дрейф к фашизму?

Итальянского премьера хвалят за то, что она «с гордостью вернулась к своим корням»
Владимир Малышев
03.12.2025
Италия: дрейф к фашизму?

Фашизм в Европе теперь другой. Это уже не только черные рубашки, римский салют и истошные вопли на площадях: «Эввива, дуче!» ностальгирующих по режиму диктатора. Он теперь вообще не называет себя фашизмом, хотя та политика, которую сегодня проводят в Риме и в некоторых других европейских странах, фактически ничем от политики фашистов времен Муссолини не отличается.

 

Это – диктатура правящей элиты, затыкание ртов всем несогласным, гонка вооружений и активная поддержка неонацистов Киева. И все это — под прикрытием прежней риторики о якобы демократии и свободе.

Об этом свидетельствует, например, только что вышедшая из печати в Италии книга Алессандро Йовино «Джорджия, почитающая корни, думающая о завтрашнем дне», опубликованная издательством Saggi di Bonfirraro и посвященная нынешнему премьер-министру этой страны Джорджии Мелони.

«Премьер-министр поборола порок правых: она перестала извиняться за то, кем она была, и с гордостью вернулась к своим корням», — пишет в предисловии к ней, расхваливая Мелони, редакционный директор газеты Giornale Витторио Фельтри. — Джорджия Мелони — феномен, выходящий за рамки личных симпатий и антипатий. Я был свидетелем десятилетий итальянской политики, её взлётов и падений, театра абсурда, в который часто превращалась наша общественная жизнь. Но редко мне доводилось видеть столь ясную и последовательную в своей решимости траекторию, как та, что привела молодую женщину от руководства «Ационе Джовани» к палаццо Киджи».

Для незнакомых с итальянскими реалиями поясним, что палаццо Киджи — это резиденция правительства Италии, а Azione Giovane** — молодежная организация неофашистской партии «Итальянское социальное движение- национальные правые силы»**, лидером которой была в юности Джорджия Мелони. Так что «возвращение к корням» нынешнего итальянского премьера — это, в переводе на русский, возвращение к тем временам, когда она отстаивала идеалы итальянских неофашистов. Именно за это ее сегодня, как видно, и хвалят, хотя само слово «фашизм» в этих похвалах и не звучит. Но из текста панегирика Фельтри это и так понятно.

«Неважно, — пишет он, — любите ли вы её или ненавидите — а в нашей стране предостаточно и того, и другого, важно признать, что перед нами первоклассный политический пример, личность, которая успешно интерпретировала и использовала глубокие тревоги нации, уставшей от правления тех, кто, казалось, постоянно искал оправдания собственной несостоятельности. Итальянская политика страдает от хронической болезни: неспособности выбирать. Много лет мы были свидетелями технократических правительств, правительств широкой коалиции, правительств, рождённых мёртвыми, потому что они основывались на компромиссах, а не на воле и способности к настоящему управлению. Мелони сломала этот шаблон с беспрецедентной простотой; она говорила то, что думала, в основном сдерживала свои обещания и, безусловно, управляла так, как обещала».

Словом, надо «ломать шаблоны» европейской политкорректности. Проявить «волю» и перейти к «настоящему управлению». Но ведь, если вернуться к середине прошлого века, то почти точно такими же словами восхваляли итальянские интеллектуалы Муссолини, когда он пришел к власти в Италии: за его «волю», за способность к «настоящему управлению».

Ведь и в самом деле, придя к власти, дуче сумел решить многие застарелые проблемы  Италии: осушил Понтийские болота под Римом, начал строить дороги, покончил с хаосом в политической жизни, запретив все оппозиционные партии и профсоюзы, нанес удар по мафии, разом арестовав всех ее боссов и выселив их на острова и т.п. И за это ему поначалу пели дифирамбы, хотя потом и повесили вверх ногами на бензоколонке в Милане.

Но поначалу даже русский писатель-эмигрант Мережковский, не раз номинированный в Европе на Нобелевскую премию по литературе, после встречи с дуче с восторгом написал: «Первое: он прост, кaк все первоздaнное, — земля, водa, воздух, огонь, кaк жизнь и смерть. Второе удивление, большее: он добр и хочет сделaть добро всем, кто в этом нуждaется, a тому, кто с ним сейчaс — больше всех. Он для меня близкий и родной, кaк нa дaлекой чужбине, после долгой рaзлуки, нечaянно встреченный и узнaнный, — брaт».

А вот, что писал об итальянском фашизме великий русский философ Иван Ильин: «Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма — это было явлением здоровым, необходимым». И еще:  «Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру»

Понятно, что Ильин, и Мережковский с таким пиететом отзывались о фашизме Муссолини еще до того, как итальянцы приняли участие в походе Гитлера против СССР, и потом в нем разочаровались. Ведь история показала, чем в итоге оборачивается «здоровое национально-патриотическое чувство» в исполнении европейских фашистов. А обернулось оно концлагерями, истреблением несогласных, кровавыми захватническими войнами. Не к этому ли сегодня идет не только современная Италия под водительством Джорджии Мелони, как известно, провозгласившей, что «Муссолини сделал для Италии немало хорошего», но и другие государства Европы, ослепленные русофобией? Горькие уроки истории не пошли им впрок.

При Муссолини всех несогласных жестоко преследовали. А в современной, якобы «демократической» Италии недавно профессору Паоло Нори запретили выступать в университете «Бикокка» в Милане с лекцией о Достоевском. На том только основании, что он — русский писатель. А в ноябре отменили концерт всемирно знаменитого певца Ильдара Абдразакова, солиста Мариинского театра, который должен был выступить в постановке оперы «Дон Жуан» в Вероне. А до этого был отменен и концерт прославленного  российского дирижёра Валерия Гергиева в Казерте. Основание запрета те же — они из России.  Что это, как не самое махровое проявления расизма и попрание самых элементарных свобод? А именно с такого начал и Муссолини, а потом стал сажать несогласных за решетку и высылать  их в лагеря на безлюдные острова.

Сегодня Италия во главе с Мелони поставляет оружие неонацистскому режиму Киева. А Муссолини начал с того, что отправил испанскому диктатору Франко оружие и направил в Испанию итальянский пехотный «Корпус добровольческих сил». И после этого отправился вместе с Гитлером в поход на СССР.

Еще в 2018 году, до прихода Мелони и ее партии «Братья Италии» к власти  итальянская газета Foglio* предупреждала о признаках возможного скатывания страны к фашистскому режиму, указывая на тревожные исторические аналогии. «После окончания Первой мировой войны и большевистской революции Европу, — писала газета, —  наводнили беженцы из Восточной Европы, многие из них были евреями. В период с 1918 по 1922 года в Германию прибыли полтора миллиона беженцев. Ощущение, что государство перестало контролировать свои границы, запустило реакцию против иммигрантов, что во многом напоминает происходящее сегодня в Италии».

Схожа и экономическая ситуация. «Великая депрессия конца 1920-х годов усугубила экономические трудности среднего класса в сельской местности и подтолкнуло его в сторону антикапиталистических и этатистских настроений, излагавшихся в программе нацистов. Аналогичным образом в Италии длительная рецессия усилила экономический разрыв между наиболее динамично развивающимися регионами страны и остальной ее частью, подпитав возвращение к этатизму», — указывала Foglio. Ну, а сегодня к этому можно добавить еще и усиленную милитаризацию Италии, и ее помощь неонацистам Киева.

В России с тревогой следят за опасной эволюцией политического курса Италии, к которой в нашей стране всегда относились с симпатией. Недавно российский посол в Риме Алексей Парамонов выступил с резкой критикой в адрес итальянских властей и политической элиты, обвинив их в двойных стандартах и недружественной позиции по отношению к России.

В интервью агентству Agi Парамонов заявил, что «на смену эпидемии Ковида в итальянскую элиту проникли два новых вируса: русофобия и украинофилия», которые, по его словам, приобрели «особо агрессивные формы» и негативно сказываются как на внутренней политике Италии, так и на её международном имидже. 
Парамонов подчеркнул, что даже те итальянцы, которые не подвержены «русофобии», предпочитают дистанцироваться, чтобы «не заразиться» и сохранить свои убеждения. По его мнению, мнимая умеренность Италии по сравнению с другими странами Запада не должна вводить в заблуждение: Очень часто на протяжении многих лет страны коллективного Запада, включая Италию, пытались представить свою позицию и свои действия в лучшем и более дружественном свете, чем это было на самом деле. Поэтому нашим официальным итальянским собеседникам сейчас ни в коем случае нельзя доверять.

Мелони похвалили за то, что она «перестала извиняться» за свое фашистское прошлое и «вернулась к своим корням». И похвалил ее за это глава одной из крупнейших газет Италии. Так что таких взглядов придерживаются сегодня не какие-то маргиналы, ностальгирующие по режиму дуче и бьющие витрины на улицах, а видные европейские интеллектуалы.

Но ведь это же на самом деле — гнилые корни фашизма, который вместе с германским нацизмом потерпел в годы Второй мировой войны сокрушительное поражение. Италия наступает на те же исторические грабли?

Однако заткнуть всем рот власти в Италии пока не в состоянии. Резко критикует ее политику информационный портал Antidiplomatico, выражая настроение в стране тех, кто выступает против войны и гонки вооружений.

 «Украинская армия, похоже, близка  к краху, — пишет издание, —  малочисленная, с десятками тысяч дезертиров  и уклонистов от службы, с целыми  подразделениями, полуокружёнными и без прикрытия и снабжения, отправленными в бой Зеленским, которого всё больше ослабляют внутренние коррупционные скандалы и который страдает от снижения поддержки. Зеленский и его когорта нацистско-фашистских ультранационалистов всё больше напоминают Гитлера времен Сталинграда или того, как он отсиживался в своём бункере, отдавая приказы фантомным дивизиям, уже уничтоженным Красной Армией. Чем дольше затягивается война, тем больше Украина рискует понести разрушения и территориальные потери; но европейцы, мечтающие о перевооружении и восстановлении международного значения после многочисленных неудач и унижений, не заинтересованы в этом, или, возможно, их лидеры слишком глупы, чтобы это понять».

Задача итальянских пацифистов и антиимпериалистов, которые не могут напрямую вмешиваться в военные действия на Ближнем Востоке или в Украине, указывает Antidiplomatico, состоит в лоббировании путем борьбы за изменения во внешней политике правительства, полного прекращения перевооружения и поддержки Израиля, защиты заработной платы и прав итальянских рабочих, а также использования всех имеющихся ресурсов для возрождения государства всеобщего благосостояния, финансирования здравоохранения и образования, борьбы с несправедливостью в области заработной платы и налогообложения, а также борьбы с широко распространенной бедностью.

 

Фото Дзен 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


К Дню Победы (1941-1945)
25.11.2025
Андрей Марчуков
Размышления об исторической достоверности в кино, навеянные фильмом «В бой идут одни старики»
Фоторепортаж
24.11.2025
Искусство карикатуры беспощадно




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.