Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
«Империя, над которой зашло солнце»

«Империя, над которой зашло солнце»

Смерть королевы Елизаветы II сулит начало новой эры для всего мира
Михаил Тюркин
09.09.2022
 «Империя, над которой зашло солнце»


Уход из жизни британской монархини означает скорые радикальные перемены не только для Туманного Альбиона, но и для всего человечества. Какую же историческую роль сыграла Елизавета II? И почему Британия и весь мир больше не будут прежними?


Империя «мягкой силы»

Елизавета II вступила на престол в 1952 году, чтобы не только вдохнуть новую жизнь в традиционный, как лондонский туман, институт английской монархии, но и сохранить свою страну в высшей геополитической лиге. И молодая, статная, полная аристократического достоинства королева справилась со своей ролью поистине блестяще. Хотя такой результат в начале 1950-х годов был не предрешён – тогда многим казалось, что дни некогда могущественной империи сочтены.

Вообще, именно Великобритания определила облик Нового времени больше, чем какая-либо другая страна. Англичане «изобрели» парламентаризм, первыми встали под знамёна Просвещения и либеральной идеологии, внедрили на своей территории капитализм и успешно провели первую промышленную революцию. Азарт опытного геополитического игрока, потрясающая самодисциплина, коварство королевской семьи и аристократии превратили небольшое островное государство в «империю, над которой не заходит солнце». Удобное географическое положение позволяло Англии успешно захватывать колонии, воздерживаться от реального участия в европейских конфликтах и стравливать континентальные державы по классической римской схеме «разделяй и властвуй».

Однако в ХХ веке мощь Британской империи, миновав свой зенит, начала постепенно клониться к закату. К этому времени подросла её своенравная дочка – Америка, которая, чураясь аристократизма матери, сполна унаследовала её живой, практичный ум. Несмотря на принадлежность к антигитлеровской коалиции, Британия фактически проиграла Вторую мировую войну Соединенным Штатам, уступив им роль гегемона в западном мире. Неслучайно карточная система в 1950-е годы сохранялась на Британских островах дольше, чем в поверженной Западной Германии.

Впрочем, Англия смогла сберечь свою аристократическую индивидуальность и важную роль в глобальной игре, умело лавируя во время холодной войны между США и континентальной Европой. Эта тонкая, блестящая игра, в значительной степени, связана с фигурой Елизаветы II.

Несмотря на чувствительное поражение во Второй мировой войне и потерю экономической гегемонии, она смогла сохранить колоссальное британское влияние на мировую политику благодаря таким чисто английским козырям, как финансовое оружие, прекрасная разведка и «мягкая сила».

Так, именно лондонский Сити остался сердцем глобальной финансовой системы, куда со своими капиталами устремляются «элитарии всех стран» (включая российских олигархов и коррумпированных чиновников). А британские спецслужбы – МИ-5 и МИ-6 –удержали лидерство в разработке и проведении тайных операций, умело налаживая агентурные сети и искусно вербуя целые социальные слои в разных странах мира. Удивляться тут нечему – сказался многолетний колониальный опыт.

Наконец, именно в эпоху Елизаветы II Англия стала одной из главных законодательниц мод в рок-музыке, дизайне, моде, кино и литературе – после победоносного шествия The Beatles и Джеймса Бонда британцы соблазнили весь мир своей массовой культурой и внедрили в сознание миллионов людей собственные «культурные коды». По сути, именно Туманный Альбион стал главным лидером и бенефициаром глобальной культурной революции 1960-х годов, обозначивших переход от эры модерна к эпохе постмодерна. Захватить пальму первенства Лондону во многом помогли передовые наработки в области социальной психологии – ещё во время Первой мировой войны британцы разработали технологии влияния на массовое сознание, а затем на базе Тавистокского института раньше других приступили к созданию мощного оружия, известного как «мягкая сила». И сегодня многие жители планеты смотрят на мир «английскими глазами» – кто-то танцует под британскую электронику, кто-то фанатеет от британских поп- и рок-звёзд, кто-то зачитывается Толкиеным и «Гарри Поттером», а кто-то скачивает британские сериалы.

Впрочем, главное достижение Лондона состоит в том, что даже после 1945 года он умудрился отчасти сохранить свою империю, переведя её в скрытую, сетевую форму – с помощью Британского Содружества наций. Причём ключевую роль в этой геополитической комбинации сыграла как раз-таки Елизавета II. Королева была главой государства в 16 из 53 стран Содружества, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию, которые во многом остаются английскими колониями.

Но неужели английский монарх играет такую уж серьёзную роль? Неужели этой, вроде бы декоративной фигуре стоит уделять такое уж большое внимание?


Относительно абсолютная монархия

Согласно официальной версии, Британия – это конституционная монархия, где «король царствует, но не правит». Массовое сознание рисует хозяев Букингемского дворца в роли национальных символов старой доброй Англии – наряду с красной телефонной будкой, двухэтажным автобусом и Биг-Беном. Но в реальности по объёму властных полномочий почившая королева Великобритании превосходила отнюдь не только своих августейших коллег вроде испанского монарха Филиппа VI или японского императора Нарухито.

Дело в том, что в Англии отсутствует писаная конституция (её просто нет!), а политическая жизнь регулируется традициями и обычаями. Они-то и позволяют монарху объявлять войну и заключать мир, распускать парламент, накладывать вето на любые решения депутатов, отправлять в отставку правительство и назначать премьером любого своего подданного, а не обязательно лидера победившей партии. Более того, в руках английских монархов сосредоточена не только светская, но и духовная власть. Хозяин Букингемского дворца является по совместительству главой Англиканской церкви. Согласитесь, такие полномочия не снились даже иранскому аятолле или «любимому руководителю» Северной Кореи!

Впрочем, в Британии короли давно не позволяют себе старомодных абсолютистских замашек. Они предпочитают действовать из-за «парламентской ширмы», используя основные партии – консерваторов и лейбористов – как две изящные перчатки на своих руках.

В самом деле, зачем принимать огонь на себя, когда легче выпустить на сцену специально обученных шоуменов вроде Бориса Джонсона или Дэвида Кэмерона?

Вот только на протяжении всего своего правления Елизавета II старалась не отходить от дел – она тихо и ненавязчиво контролировала деятельность британских премьеров, коих с момента её коронации в 1952 году сменилось уже пятнадцать, начиная с легендарного Уинстона Черчилля и заканчивая Лиз Трасс.

На протяжении почти семидесяти лет каждый вторник британский премьер приезжал в Букингемский дворец на личную встречу с королевой, которую журналисты прозвали «еженедельной терапией». Они запирались вдвоём, подальше от чужих ушей, и обсуждали важнейшие политические вопросы. По словам отставных премьер-министров, обычно королева просто задаёт вопросы. И если ответ её не удовлетворяет, то она задаёт новые – пока глава кабинета не поймёт, что она чем-то недовольна и что политический курс необходимо подкорректировать.

Показательно, как в начале 1990-х королева лишила Маргарет Тэтчер доступа к информации, поступающей от разведслужб, то есть «ослепила» и «оглушила» её как политика. Оно и понятно – «железная леди» провалила «партийное задание», допустив объединение Германии и образование «четвёртого рейха» (Евросоюза) вокруг Берлина. В итоге миссис Тэтчер ничего другого не оставалось, кроме как «добровольно» уйти в отставку. Так что знаменитая формула «царствует, но не правит» при ближайшем рассмотрении приобретает совсем другой смысл. По сути, королева занимается стратегическим планированием, а вся управленческая текучка (и ответственность за провалы) достаётся премьеру.

Разумеется, хозяйка Букингемского дворца правит Британией и Содружеством не единолично. С незапамятных времён монархи опираются на родовую аристократию – поэтому в парламенте её представителям выделена целая палата лордов. Именно английские аристократы создавали могущественную империю – покоряли туземные народы, управляли колониями, искусно курировали дипломатию и разведку. Формирование британского истеблишмента всегда происходило по одной и той же схеме. Отпрыски знатных фамилий учатся в специальных частных школах, элитных колледжах типа Итона и престижных университетах вроде Оксфорда и Кембриджа. Живя в спартанских условиях, они получают особые управленческие знания и вступают в закрытые элитные клубы, где происходит отбор наиболее ценных кадров.

Английский истеблишмент всегда высоко ценил свои старомодные обычаи. И если страны-соперницы Англия ослабляла с помощью разных «прогрессивных» идей и революционных движений, то у себя дома она бережно подстригала свой «аристократический газон».

Обратите внимание: именно Британия приложила руку к крушению российской, германской, австро-венгерской и турецкой монархий во время Первой мировой войны. Но разве сама она пошла по пути «прогресса»? Не тут-то было! Английская родовая элита всегда понимала истинную цену традициям, дающим конкурентные преимущества любому государству.

Впрочем, считать Елизавету II абсолютным монархом тоже было бы преувеличением. Показательно, что въехать в Лондонский сити она может лишь с согласия его лорда-мэра, которое она, впрочем, всегда получает. О чём свидетельствует эта отнюдь не декоративная традиция? С появлением капитализма английские монархи и аристократические фамилии вынуждены делить свою власть с финансовыми элитами, создавшими ещё на заре Нового времени Ост-индскую компанию, а затем – конгломерат банков, корпораций и инвестиционных фондов.

Но за счёт чего монархам так долго удавалось оставаться на плаву? Почему даже в эпоху «восстания масс» большинство британцев соглашались считать себя подданными королей?


«Боже, храни королеву!»

Изначально монархия как форма правления опиралась на сакрально-магический тип легитимности: власть короля – от Бога. Народ считает августейших особ священными фигурами, ведь они поставлены на трон волею Всевышнего. Национальная аристократия видит свой долг в служении Богу и престолу. Что же касается королевских отпрысков, то они с самого детства воспитываются с сознанием собственной миссии.

В такой ментальной парадигме Британия и другие монархические государства жили столетиями. Однако в наш век постмодерна и потребительской психологии ситуация изменилась радикально. Обосновать божественное происхождение власти в глазах подданных уже невозможно – ввиду повального атеизма и религиозного равнодушия. Для нынешних аристократов тяга к красивой жизни давно затмила готовность к служению короне – желающих нести «бремя белого человека», как во времена Киплинга, теперь днём с огнём не сыщешь.

Что же делать?

Шагая в ногу со временем, обитатели Букингемского дворца пришли к выводу, что есть один великолепный способ «оставаться в тренде» – нужно превратиться из помазанников Божьих в зажигательных звёзд шоу-бизнеса. То есть на смену сакрально-магической легитимности должна прийти легитимность «гламурная».

А почему бы и нет? Британия с её «мягкой силой» уже в 1960-е годы стала на волне инициированной ею глобальной культурной революции «гламурным Альбионом», поэтому запустить реалити-шоу «Королевский дом-2» казалось очевидным решением. И вот, принца Уильяма и Кейт Миддлтон в 2011 году транслировали в прямом эфире все ведущие мировые каналы, а наряд невесты обсуждали глянцевые журналы. Во время же родов наследника престола о каждом вздохе рожениц СМИ сообщали с такой оперативностью, будто речь шла о биржевых котировках или сводках с фронтов.

Однако ставка на «гламурную легитимность» при всех своих сиюминутных плюсах всегда оборачивается против монархии. Примитивная массовая культура, проникая во дворец, меняет сознание его обитателей. Так, принцы и принцессы становятся изнеженными, самовлюблёнными бонвиванами, лишёнными сознания своей высокой миссии. Приглядитесь к родственникам Елизаветы II – и вы увидите картины вырождения некогда великой династии! Так, принц Чарльз (ныне король Карл III) разошёлся со своей женой (огромный грех для обладателя голубой крови), женился на своей разведённой подруге и запятнал себя неуплатой налогов со своего огромного имущества. Принцесса Диана скорее напоминала селебрити, чем потенциальную августейшую особу, а принцесса Маргарет закатывала вечеринке похлеще Мика Джаггера и других рок-звёзд.

Наиболее же ярким проявлением этой болезни стали скандалы с участием принца Гарри и Меган Маркл, которые в интервью американской телеведущей Опре Уинфри выставили обитателей Букингемского дворца скопищем «токсичных расистов». Рыжеволосый любитель марихуаны и стриптизёрш женился на разведённой, сексуально раскрепощённой актрисе, которую приняли во дворец в надежде создать вокруг Виндзоров ореол продвинутой и толерантной династии. И что в итоге? Сладкая парочка, желая взять от жизни всё, наотрез отказалась служить короне, поссорилась со всеми родственниками, бежала в Америку и, наконец, подложила «медийную свинью» Её Величеству.

Конечно, Елизавета II, как человек старой закалки, до последнего момента сопротивлялась всем этим модным тенденциям и старался сохранить в своём лице остатки сакральной легитимности.

Все последние годы она наотрез отказывалась отречься от престола в пользу молодёжи, как это сделали её коллеги в Испании, Бельгии и Нидерландах. «Британцам случалось отправлять своих монархов на эшафот, но на пенсию – никогда!» – заявила она в 2012-м в ответ на многочисленные уговоры. А несколько лет назад Елизавета повздорила с депутатами-лейбористами, которые предложили вычеркнуть слово «империя» в названии одной из важнейших английских наград. «Если в этом есть необходимость, то вы можете это сделать после моего ухода», – отрезала королева.

По сути, эпоха Елизаветы II, троне побившая рекорд легендарной королевы Виктории по сроку пребывания на троне, войдёт в историю как один из величайших политиков в английской и мировой истории. Но если в викторианскую эру Британская империя находилась в зените своего могущества, то в елизаветинскую эпоху происходил её закат. Так, в рамках Западной цивилизации Лондон по-прежнему остаётся младшим партнёром Вашингтона, в континентальной Европе вокруг Германии вырос мощный конкурент в лице ЕС, что стало одной из причин «брексита», страны Содружества заявляют о своём выходе из этой организации, а «парад суверенитетов» докатился до самих Британских островов – сторонники независимости Шотландии вот-вот проведут новый референдум. Наконец, Британию охватил самый мощный экономический кризис со времён Второй мировой войны, а качество элит, судя по поступкам и заявлениям нового премьер-министра Лиз Трасс, оставляет желать много лучшего.

Елизавета II смогла замедлить закат английской монархии и Британской империи и сделать его поистине блистательным, но не сумела его полностью остановить. Что ж, рано или поздно любой бумеранг возвращается к тому, кто его выпустил.

Великобритания и её королевская семья сделали очень много для продвижения глобализации, ослабления национальных государств и строительства «дивного нового мира». Но теперь пришла пора платить по счетам – и Англию сама путается в сетях, которые она цинично расставляла для своих конкурентов.

То есть у нас появился повод мстительно потирать руки? Едва ли. Ведь английская монархия остаётся одним из немногих уцелевших столпов привычной нам геополитической и культурной реальности. Стоит только обрушить эту подпорку, как посыплется вся конструкция, а на её обломках появится новое здание, в котором уютные квартиры достанутся лишь горстке избранных.

Впрочем, при новом короле Карле III Британия продолжит большую геополитическую игру и попробует приспособиться к стремительно меняющемуся миру.



Михаил Тюркин – журналист-международник, историк. 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.