Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024

Ход G7-G8...

Если Россия живёт в «этом доме», то должна участвовать в решении его проблем
12.07.2006

Критики участия России в G8 утверждают, что сотрудничество российской стороны с "семеркой" и тем более формирование "группы восьми", были во многом преждевременными, лишенными объективной основы.

Так, американский исследователь Том Берри объясняет принятие в "восьмерку" России с ее "слабой экономикой и непрочной приверженностью к демократическим принципам" щедростью Запада. Другой исследователь, Кертон, трактует принятие России в "клуб" по аналогии с допуском посленаполеоновской Франции в "европейский концерт" как средство предотвращения попыток реванша со стороны побежденной державы.

Подобные объяснения носят предвзятый характер уже потому, что их авторы пытаются представить Россию неким "побежденным Советским Союзом". Кроме того, такая предпосылка "программирует" и подход к членству России в "клубе" как к средству контроля со стороны Запада за "потенциально опасным" поведением бывшего оппонента, взятого "на перевоспитание".

#comm#Путь России из "гостей" "группы семи" к председательскому креслу в "восьмерке" был непростым и в полной мере отразил как сложный ход наших внутренних реформ в 1990-е годы, так и перипетии двусторонних отношений с ведущими членами "клуба", прежде всего с США.#/comm#

Однако при всех противоречиях Москва и ее партнеры последовательно вели линию на взаимное сближение в рамках "клуба". При этом заинтересованность была обоюдной; ни о какой благотворительности в отношении России не было и речи. Обе стороны с самого начала рассматривали встречное движение как закономерное следствие демократических преобразований в нашей стране. Этот фактор, несмотря на возникающие временами разногласия и даже конфликты, остается глубинным, долговременным мотивом сотрудничества. Кроме того, каждая из сторон руководствовалась и конкретными интересами.

Для российского руководства главными являлись следующие:

- интеграция России в доселе чисто западную структуру повышала роль страны в международной системе в качестве равноправного партнера ведущих демократических государств, участника процесса принятия коллективных решений глобального характера;

- диалог с "семеркой" в начале 1990-х годов облегчал получение кредитной помощи и реструктуризацию внешнего долга СССР, что было остро необходимо в условиях тяжелого старта российских реформ;

- контакты с "клубом" должны были ускорить демонтаж дискриминационных торгово-экономических барьеров холодной войны.

Западные лидеры, в свою очередь, исходили из того, что подключение к работе "семерки" России – крупнейшей страны планеты, ключевого "игрока" на послесоветском пространстве, имеющего давние и глубокие связи с большим числом партнеров в "третьем мире", способно серьезно укрепить легитимность "клуба" в глазах всех остальных государств. Кроме того, в условиях новой стратегической ситуации – осложнения обстановки в ряде стран и регионов в результате распада биполярного мира – налаживание партнерства с Россией стало объективной необходимостью для самой "семерки". Её интерес в том, что новые отношения могут и будут содействовать более эффективному управлению мировыми политическими процессами. В более конкретном плане члены G7 рассматривали развитие сотрудничества с Россией как средство укрепления собственной безопасности.

#comm#Имелось в виду предотвращение неуправляемого распада военного потенциала ядерной державы, предотвращение вооруженных конфликтов по югославскому образцу. Был и расчет использовать диалог с Россией по линии "семерки" для решения ряда проблем Центральной и Восточной Европы и Балкан.#/comm#

Глубокие изменения международной ситуации сделали достоянием прошлого целый ряд этих мотивов, но долгосрочные интересы сохранились. В то же время возникли новые или обострились старые проблемы, в решении которых заинтересованы и Россия, и все другие государства G8. К ним, в частности, относятся:

- укрепление основ стратегической стабильности, в том числе предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ);

- обеспечение стабильного и безопасного энергоснабжения мировой экономики; реформирование ООН;

- урегулирование региональных конфликтов;

- борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью; противодействие опасным эпидемиям глобального характера и ряд других.

Интеграция России в "клуб" ведущих индустриальных держав мира стала уникальным процессом в современной политической истории. Недавний противник, который во многом и вызвал к жизни "семерку", сам стал на путь присоединения к этому механизму, ускорив его глубокую трансформацию.

Формирование "восьмерки" прошло ряд этапов:

1992-1993 годы: проведение диалогов G7 с российским лидером после саммитов "клуба" (гостевой статус). Президент России информировал партнеров о положении в нашей стране, а участники "семерки" высказывали свои соображения по этому поводу и сообщали гостю о своих решениях по поддержке российской экономики. Общих документов на таких встречах не принималось.

1994-1996 годы: формирование политической "восьмерки" – подключение российской стороны на равноправной основе к обсуждению и принятию решений по все более широкому кругу международно-политических проблем (после саммитов G7). Начиная со встречи в Неаполе (1994 год) по итогам дискуссий стали приниматься специальные заявления председателя саммита.

С 1997 год: "восьмерка" становится полноформатной, охватывает сферы экономики, глобальных и социальных проблем, мировой политики. Ряд механизмов G7 при этом продолжает существование, однако в пределах резко сократившейся компетенции (валютно-финансовые вопросы и часть экономических вопросов), не дублируя "группу восьми". Все документы саммитов принимаются "восьмеркой" лидеров.

Наконец, с 2006 года Россия включается в ротационный цикл председательства в "клубе".



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.