Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
10 августа 2022
«Голодомор» и в Казахстане?

«Голодомор» и в Казахстане?

Националисты вновь пытаются использовать трагедию народов СССР в своих целях
Дмитрий Верхотуров
08.08.2016
«Голодомор» и в Казахстане?

В Казахстане национал-патриоты отмечают 100-летие восстания 1916 года. В связи с этим событием доктор исторических наук Азимбай Гали (на фото) выдвинул в своей статье на сайте Abai.kz требования к России о финансовой компенсации за гибель участников восстания. Он также потребовал обязать Россию признать геноцид казахов в 1930-1932 годах. Статья была опубликована на казахском языке, но на сайте 7news.kz есть ее перевод на русский. Вот только она цитата, которая, полагаю, дает полное представление о тональности публикации.

«В этом году исполняется сто лет со дня национально-освободительного восстания в Казахстане. Я, как сын казахского народа, требую финансово компенсировать гибель предков, погибших в ходе восстания, – пишет А. Гали. – Я считаю, что подавление восстания 1916 года явилось началом геноцида казахов, который продолжился в 1930-32 годах, когда в результате искусственно созданного голода умерли 2 миллиона казахов. По окончании Второй мировой войны на нашей земле проводились ядерные испытания. Разве это не продолжение геноцида? Казахов не допускали в города – лично я смог получить городскую прописку только после обретения Казахстаном независимости... Следует обязать Россию признать геноцид против казахов, принять специальный закон, как это сделали евреи и армяне, построить мемориал в память о жертвах геноцида».

Итак, наблюдаем здесь новый поворот избитого сюжета о «голодоморе», а восстание 1916 года, думается, только повод для выступления в СМИ.

В республике после серии митингов по земельному вопросу происходит тихое брожение, которому нацпаты стараются придать политизированную форму. Старание в этом деле такое настойчивое, что Азимбай Гали даже не замечает того, что ломится в уже давно открытую дверь. В частности, памятник жертвам голода открыт в Астане в 2012 году, недалеко от городского акимата.

Собственно, по этой дорожке уже не один раз ходили на Украине. Там до и после обоих Майданов тоже усиленно муссировали тему «голодомора». Теперь, по прошествии двух лет после госпереворота в Киеве, можно сказать, что муссирование этой конфликтной темы служило не только подготовке Майданов, но и, главным образом, развороту общественного мнения против России, с требованиями «покаяния» от России и компенсаций. В Казахстане тоже делаются попытки реализовать похожий вариант смены власти и политического курса республики. По этой причине к подобным нападкам стоит относиться серьезно. Если и в Казахстане будет реализован «майданный» сценарий, то это будет иметь для России далеко идущие политические и военные последствия, среди которых даже возможна приостановка евразийской интеграции и, соответственно, ослабление ОДКБ.

В случае с украинским «голодомором» борьба за историческую правду, которую вели ряд российских историков, оказалась неэффективной, прежде всего, потому, что оппонентов эта самая правда совершенно не интересовала.

Таким же образом, надо полагать, будет складываться (если будет) ситуация и в Казахстане, но аргументы здесь нужны другие.

Люди, слабо знакомые с казахстанскими реалиями, и не подозревают, что «наезд» Азимбая Гали на Россию сделан, так сказать, с особым цинизмом. Дело в том, что значительная часть политической и культурной т.н. элиты современного Казахстана является потомками «бельсенды», то есть тех активистов, которые проводили политику коллективизации на местах, отбирали скот и заставляли кочевников переходить на «точки оседания», где те в основной своей массе и погибли от голода. Сами «бельсенды», их сыновья и внуки сделали потом неплохую карьеру в Казахской ССР. Именно эти потомки сельских активистов всеми силами препятствовали изучению проблем голода, поскольку хорошо знали, в чем участвовали их предки и что любое объективное рассмотрение темы сразу вскроет их участие в этой катастрофе и, естественно, их вину. Потом они нашли удобного «козла отпущения» в лице Филиппа Голощекина, обвиненного во всех бедах, а теперь пытаются свалить все на Россию.

Конечно, Филипп Исаевич виноват. Он отдавал распоряжения по реализации плана коллективизации и оседания кочевников, который был явно не по силам тогда Казахской АССР, видимо, не особо задумываясь о последствиях. За что и был расстрелян в 1941 году, обвиненный, в том числе, и во вредительстве во время коллективизации.

Но, согласитесь, отнять у казахов более чем 20 млн голов скота по всей республике один Голощекин не мог.

Вообще, он довольно редко покидал Алма-Ату и его поездки по аулам были крайне редки. Выполнение его распоряжений лежало всецело на местных активистах, основная масса которых была представлена казахами. Рвение они проявили недюжинное, неведомо куда девалось около 17 млн голов скота.

В своей книге «Ашаршылык. История Великого голода», которую в Казахстане отказались опубликовать, я писал, что, скорее всего, этот скот пал или был забит от бескормицы. В материалах попадались глухие указания, что некоторая часть этого скота была присвоена и забита на еду этими самыми «бельсенды», правда, без прямых доказательств. Но то, что бельсенды свирепствовали, есть самые прямые указания. Например, великий фальсификатор истории колхозного крестьянства Казахстана А.Б. Турсунбаев сумел упомянуть об этом факте в публикации 1957 года, в книге «Победа колхозного строя в Казахстане». Цитирую: «Секретарь Тургайского райкома партии дал установку местным организациям – завершить скорейшую коллективизацию скотоводческих хозяйств обобществлением скота в течение… одних суток. Один из членов бюро райкома собрал скот административных аулов 14 и 15 в одном месте и распределил его на части: на заготовки, на ферму, на обобществленное стадо колхоза. В результате в Тургайском районе, где имели место извращения линии партии в коллективизации, произошло резкое сокращение поголовья скота, и на этом кочевому населению пришлось испытать большие продовольственные затруднения».

Вот так: секретарь райкома дал указание, член бюро райкома отнял и перераспределил скот, кочевники остались без скота и померли с голоду (Тургай был известен тем, что там многие аулы вымерли до последнего человека), а нас тут Азимбай Гали уверяет, что в голоде виновата Россия.

Думается, что в стараниях Азимбая Гали есть и доля личных причин. Сейчас он рассказывает, что будто был чуть ли не «потомственно пострадавшим» от Советской власти, мол, дедов его расстреляли, отец сидел как сын «врага народа» и так далее. Да вот только его карьера в советские времена не подтверждает этих рассказов. Азимбай Галиев (он казахизировал свою фамилию уже при независимости) сделал в Казахской ССР весьма впечатляющую карьеру, как следует из его же биографии. Хотя родился он в ауле в Талды-Курганской области, тем не менее, в 1973 году, в возрасте 21 года, окончил Казахский педагогический университет им. Абая в Алма-Ате.

Поработав год учителем средней школы, молодой Гали оказался на работе в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, в котором он в 1980 году защитил кандидатскую диссертацию «Население Казахстана в конце восстановительного периода (по материалам переписи населения 1926 года)». После этого перешел на преподавательскую работу, на которой дорос до заведующего кафедрой общеобразовательных дисциплин АИНХ, где и работал до 1992 года. А что такое АИНХ? Это — Алма-Атинский институт народного хозяйства, крупный вуз. Когда в 1981 году туда пришел Азимбай Гали, там обучалось 10,2 тыс. студентов. Позднее, уже в независимом Казахстане, институт был переименован в Казахскую государственную академию управления — кузницу кадров для госслужбы. Выпускник АИНХ, к примеру, премьер-министр Казахстана Карим Масимов.

Из этой весьма занятной советской биографии Азимбая Гали можно сделать несколько выводов. Во-первых, чтобы сделать такую впечатляющую для выходца из аула карьеру, надо было состоять во всех, так сказать, «положенных» организациях, включая, конечно, ВЛКСМ и КПСС. Вполне очевидно, что Галиев в советские времена был безупречным коммунистом, раз ему доверили возглавлять кафедру в таком институте.

Во-вторых, чтобы в возрасте 29 лет стать преподавателем этого вуза, надо быть не только «пламенным коммунистом», но и иметь хорошую поддержку, а также предков с заслугами перед Советской властью.

Можно также предположить, что кто-то из предков Азимбая Галиева мог быть «бельсенды» и приложить руку к коллективизации.

В-третьих, про свою городскую прописку Галиев явно сказал неправду. В советской практике нельзя было получить работу в городе без прописки. Если его взяли на работу сначала в институт Академии наук КазССР, а потом в АИНХ, то это неопровержимо доказывает, что алма-атинская прописка у него точно была. К тому же, как аспирант в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, Азимбай Галиев, согласно постановлению Совета Министров СССР о некоторых правилах прописки граждан от 28 августа 1974 года, бесспорно, имел право на прописку в Алма-Ате на время учебы.

Интересная получается картина. Бывший член КПСС, «кузнец» народно-хозяйственных кадров, прописанный в Алма-Ате еще при Леониде Ильиче, теперь утверждает, что в голоде в Казахстане виновата Россия, да еще при этом клевещет на Советскую власть, которая из сельского парня сделала известного историка и преподавателя.

Понятно, что от бывшего «товарища», пустившегося в столь грубое перевирание собственной биографии, объективности ожидать не приходится.

Думается, что стоит ответить на требования Азимбая Галиева (Гали) так: насчет признания геноцида — всегда, пожалуйста, но только после тщательного расследования всех обстоятельств дела и установления лиц, к этому причастных. Может быть, что-то узнаем и про предков самого Азимбая Гали?

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.
Татьяна
22.11.2018 13:04
Комментарий не по персоне Галиева и его высказываниях. ВО время голода 30х у меня погибливсе родственники бабушки со стороны матери. Они проживали в Акан-Бурлуке Кокчетавской области, где многие погибли во время голода. КАЗАХАМИ они не были, это была казачья станица Восточно-Сибирского казачьего войска. И вокруг были другие казачьи станицы, где люди также гибли от голода. Население Северного Казахстана состояло также из ссыльных из областей нынешней РФ. А почему-то ни в одном материале про Казахский голодомор нет ни слова о них. Исключительно национальный аспект. Казахи жили, казахи умирали, казахи уходили. Мы родились на казахстанской земле, мы выросли на ней, это тоже наша Родина. И ни одного упоминания, ни в одном официальном и неофициальном материале из казахских источников. Это очень опасный взгляд на голод 30х годов. В этом автор прав. И в том что ярых сторонников партии большевиков и проводимой коллективизации хватало тоже.
Николай
12.09.2016 14:14
Вождь пролетариата подобные труды называл игрой в фактики. Доиграется рано или поздно...
ort-Владимир Иванович
05.09.2016 13:42
Владимир Иванович
03.09.2016 13:15Коммунисты не правили нигде в мире?! Окститесь, дорогой/////
-------------------------

Осторожней, как бы Господь вам не "врезал" за систематическую ложь в постах.  

По-моему есть разница между словами:

1. "Коммунисты не правили нигде в мире", и

2. "Коммунистическая идеология миром никогда не правила. Так же как и христианская, которая тоже "не от мира сего"(ort-29.08.2016 17:20).
Владимир Иванович
03.09.2016 13:15
ort- Владимир Иванович
29.08.2016 17:20""

Коммунисты не правили нигде в мире?! Окститесь, дорогой.
Да уж, нам русским и православным коммунисты так "врезали", что костями невинных засеяны миллионы гектаров Русской, Российской земли.
ВЕРА
02.09.2016 18:08
" Российская Империя насчитывает более ста народностей самого разнообразного этнического свойства. Некоторые из них имеют многовековую культуру, свою историю и религию, которая является основой их быта. До революции всех их объединял авторитет «Белого Царя», как прозвали инородцы наших Государей. Только эта высшая власть могла обеспечить им свободное и мирное существование, гарантированное законами Российской Империи.

Наша либеральная печать старательно замалчивала государственную политику в отношении к инородцам, но теперь, когда в эмиграции мы хорошо ознакомились с методами колонизации тех стран, которые принято было считать почему-то для нас образцовыми – Имперцы убедились как мудро и справедливо наши Императоры обращались с инородцами.

Эта мудрость заключалась в самом отсутствии колонизационной политики. В противовес англичанам, французам, португальцам и прочим колонизаторам, стремившимся всегда прежде всего извлекать из своих колоний максимальную экономическую выгоду – Россия начала с того, чего именно боялись вышеупомянутые колонизаторы, т. е. с культурного их развития. Итак на всем протяжении свеже завоеванного Кавказа появились школы и высшие учебные заведения, где закон Божий преподавался мулами и двери которых были широко открыты для всех. Десятки тысяч инородцев получили высшее образование, не только на равных правах с Русскими, но зачастую и в лучших условиях, т. е. за казенный счет. В России считалось вполне естественным, что ученики Пажеского Его Величества Корпуса, магометанского вероисповедания, посещали в положенные дни cвою мечеть, а по окончании курса наук выходили в лучшие полки Гвардии.

Татары, караимы, армяне, грузины, туркмены и др. могли достичь и достигали самых высших военных и гражданских должностей. Наши Императоры не устраивали – как англичане с Ганди – «конференций круглого стола» с инородцами, так как это было бы совершенно лишним: русские законы были одинаковы для всех.

Заботливое отношение правительства к правам инородцев вызывало даже иногда зависть. Всем известно, что в некоторые периоды нашей истории, балтийцы не только допускались в правительственный аппарат, но даже завоевывали там первенство, что и побудило героя Отечественной войны генерала Ермолова шутя просить Государя «произвести его в немцы». Ничего подобного мы не видели ни в одном другом государстве.

Не по расовому или кастовому признаку принимала Российская Империя в свою семью инородцев, и не благодаря привилегиям поднимались они по службе, а своими способностями и рвением оправдать доверие Царя." - Н.Воейков
ort- Владимир Иванович
29.08.2016 17:20
Владимир Иванович
23.08.2016 19:03
Хреново быть жертвой коммунистической идеологии... Она непонятливость хорошо развивает. |||||||

--------------------------------------------------------------------------------
Не извольте беспокоиться.
"Коммунистическая идеология" миром никогда не правила. Так же как и христианская, которая тоже "не от мира сего". Но быть её "жертвой"- не хреново.

Миром правит ваша идеология золотого тельца и посему "понятливых" кретинов ныне много, как никогда. По-моему хреново как раз ЭТО, следовательно- сочувствую.

P.S. А ВСЁ ЖЕ ЗДОРОВО эта самая "коммунистическая" и вам и гитлеровцам в своё ремя врезала!!!  Ась ?
ortodox- Сергею: А кто советские законы "сотворил" ? Дядя Вася ?
29.08.2016 13:39
Сергей
12.08.2016 15:37 Сотворили  карательную систему, где власть преобладала над законами/////
-----------------------------
Г-н хороший, это вы сотворили в своей голове нечто химерическое, как и многие - многие соотеч-ники.

ПОТОМУ ЧТО- государственная власть ЭТО И ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ.

Политическая партия (любая и в любой стране!) только и может, что "сотворить" законы. А уж остальное творит само общество благословенное.  

И чем его психология причудливей, тем больше дистанция между законами, принятыми в государстве и практическим результатом.

Например в племени "мумба- юмба" при любых законах ничего, кроме людоедства не получится. Так-то !

У нас в России племя иное- и как оно живёт ПРИ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ, это мы видим-с.
А им-но: оно постепенно замещается теми народами, которые работают больше, а законы ( И Божьи и государственные)нарушают- меньше.  Каков будет финиш- не трудно догадаться.
Владимир Иванович
25.08.2016 13:51
Петр Петрович - Владимир Иванович
24.08.2016 18:06""

Что я не жертва подобно Вам?!
Петр Петрович - Владимир Иванович
24.08.2016 18:06
\\ Хреново быть жертвой коммунистической идеологии... Она непонятливость хорошо развивает. \\

Я вам сочувствую.
Владимир Иванович
23.08.2016 19:03
Петр Петрович - Владимир Иванович
22.08.2016 1:00""

Хреново быть жертвой коммунистической идеологии... Она непонятливость хорошо развивает.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 63 найденных.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.