Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Цели тысячелетия

Цели тысячелетия

На 63-й Генеральной Ассамблее ООН
Дмитрий Косырев, Нью-Йорк
30.09.2008
Цели тысячелетия

Смесь оказалась весьма взрывчатой: глобальный форум по экономическому развитию лоб в лоб столкнулся в Нью-Йорке с глобальным финансовым кризисом. 72 миллиарда долларов, которые ООН в последние годы с боями собирала по миру для развития десятков самых отсталых стран, неловким образом сопоставились с 700 миллиардами долларов, которые как-то довольно быстро нашла Америка, чтобы выкупить нескольких финансистов с Уолл-стрит и спасти этим мировую экономику.

Такого драматического эффекта, конечно, не планировал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который большую часть своих организационных усилий посвятил встрече высокого уровня по Целям развития тысячелетия.  

В Нью-Йорк прибыли почти 100 высших лидеров государств - например, премьер Китая Вэнь Цзябао, или деятелей типа главы Еврокомиссии Хозе Мануэля Баррозу. А улицы, ведущие вниз, к реке, на берегу которой стоит изумрудный плоский небоскреб ООН, стали местом сбора невиданного множества членов неправительственных организаций со всего мира. Пан Ги Мун, как теперь видно, довольно быстро освоился в своем кресле и хорошо понял, что за организацию он возглавил.

Ключевые события на нынешней сессии - это не кризис вокруг Ирана, или Грузии, или Судана - в мире таких кризисов множество, и в ООН к ним относятся как к привычному делу. Это в 1945-м, когда ООН только создавалась, многим казалось, что Объединенные Нации – инструмент по поддержанию безопасности, и только. А после «революции 60-х», когда оказалось, что в мире появилось множество новых государств (на сегодня – 192), главным в ООН стало создание нового мирового экономического порядка, а попросту – организованная борьба с бедностью в большинстве стран мира.  

Самое удивительное в том, что как раз сейчас эта работа у ООН начала получаться.

Она шла и раньше, но по большей части разрозненными усилиями, и, в общем, безуспешно. Правительства «третьего мира» просили у правительств «первого» и «второго» мира денег, сопровождая это множеством воплей о том, что если бы развитые страны отдавали бы бедным хотя бы один процент своих расходов на вооружения… Если бы они сняли с развивающегося мира хотя бы проценты по полученным ими кредитам, которые уже давно превысили первоначальные суммы… С деньгами, однако, продолжали происходить неприятности.  

Вся эта схема постепенно начала выходить из моды как раз в начале нашего века. А вместо них в ООН заработала концепция Целей развития тысячелетия, названная так потому, что она была принята в 2000-м. Это – партнерство крупных корпораций, неправительственных организаций и правительств, которое координируется в ООН. У программы этой есть и лимит времени – 2015-й.  

Говоря о корпорациях, было интересно наблюдать за предварявшим нынешнюю встречу деловым форумом. Миллиардеры Уоррен Баффет и Билл Гейтс, первый из которых параллельно спасал нью-йоркскую биржу, улыбались на этом форуме собравшимся. Которые понимали, что крупнейшая заслуга той самой программы «целей тысячелетия» в том, что участвовать в развитии, например, Африки – это престижно и полезно для бизнеса.  

Неправительственные организации тоже далеко не все сосредотачивают усилия на «цветных революциях», «освобождении Тибета» и прочих политических акциях.

Многие накопили отличный опыт и ноу-хау по развитию здравоохранения или систем образования, и делятся им друг с другом. ООН для них – чуть ли не дом родной.  

Многие из них рапортовали в ООН об успехах. Малярия, например, это болезнь, от которой умирает сегодня по одному ребенку в 30 секунд. Однако к 2015-му, похоже, смертность от этой болезни может вообще свестись к нулю.  

Успех всей работы в целом, конечно, относительный. С одной стороны, по оценкам Всемирного банка, число людей, живущих в крайней нищете, с 1990-го по 2005-й сократилось с 1.8 миллиарда человек до 1.4. С другой - произошло это, в основном, благодаря развитию Китая, а вот в Африке к югу от Сахары число бедных выросло за это время на 100 миллионов человек.  

Но тут пришел продовольственный кризис, когда цена риса выросла чуть не втрое. И теперь считается, что в той же части Африки число бедных вырастет еще на 100 миллионов, и в целом половина населения мира будет отброшена в ряды бедных и голодных. И не будем забывать про общую ситуацию: к 2030-му глобальное производство продуктов питания должно вырасти на 50 процентов, чтобы прокормить население, которое вырастет на 1.6 миллиарда человек. А в 2050-м в мире может оказаться 9 миллиардов жителей. И тут есть проблема энергии, как и чистой воды.  

Все это вместе – не та ситуация, когда развитый мир может чувствовать себя в безопасности. Это – нечто вроде мировой революции.

Действительно, если есть богатые Америка и Европа, то у них можно было просить денег. Если же они, оказывается, погружены в кризис, то что делать тогда? Расширять, как уже это становится очевидно, «восьмерку» до 14 членов и делать ее эпицентром помощи? Все это – активно обсуждаемые вопросы.  

А пока что ООН, с ее Целями развития тысячелетия, выработала довольно интересную методику работы по восьми направлениям, среди которых – устранение экстремальной бедности, достижение повсеместного начального образования, уменьшение детской смертности, борьба с несколькими наиболее опасными болезнями, поддержание устойчивого экологического баланса, и – укрепление того самого глобального партнерства развития, куда входят бизнес, НПО и власти.  

Собственно, это и есть те самые «цели тысячелетия», которых ООН хочет достигнуть вопреки трем глобальным кризисам: финансовому, продовольственному и энергетическому.  

 

Дмитрий Косырев - политический обозреватель «РИА Новости» 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..