Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
11 октября 2024
Политика России на южном рубеже

Политика России на южном рубеже

«Северный Кавказ: факторы стабилизации и дестабилизации» - тема круглого стола, прошедшего в Фонде исторической перспективы
Александр Музафаров
08.12.2009
 Политика России на южном рубеже

События августа 2008 года привели к значительным изменениям ситуации в регионе. И дело не только в том, что Абхазия и Южная Осетия получили новый официальный статус, но и в том, что неожиданная для многих решительная и твердая политика России привела к повышенному интересу к этому региону других стран.

Кавказ можно назвать традиционной «горячей точкой» на карте России. Все сошлось здесь – специфические стереотипы поведения разноплеменного населения, стык цивилизаций, конфессий, геополитических и геоэкономических пространств. Россия пришла на эти земли во второй половине XVI века, когда русские войска уничтожили Астраханское ханство и вышли к предгорьям Кавказа. Тогда же вожди адыгов принесли присягу на верность царю Московскому….

Если до августа 2008 года ситуацию на Кавказе можно было, по выражению президента Фонда исторической перспективы, доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой описать как «дележ российского наследства», то после пятидневной войны выяснилось, что мы отнюдь не собираемся отказываться от своих прав и интересов.

Текущую ситуацию в регионе подробно осветил в своем докладе ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН д.и.н. А.Б. Крылов. По его мнению, хотя Россия и предприняла решительные действия для защиты своих интересов, но ее политика так и не смогла избавиться от главных пороков – непоследовательности, неспособности действовать на опережение, половинчатости. Одержав победу на поле боя, Россия не смогла защитить ее дипломатическими средствами, сделать свою точку зрения понятной западному экспертному сообществу. Да, российская дипломатия нащупала разницу интересов ведущих западных государств и сыграла на этих противоречиях, а вот найти союзников среди западных интеллектуалов ей не удалось. Западное экспертное сообщество, как европейское, так и американское, по-прежнему осуждает действия России, упрекая ее либо в агрессии, либо в «неадекватном применении силы». Такой настрой западного общественного мнения не может не влиять на политику западных правительств.

Активизация политики России на Кавказе вызвала ответную реакцию и активизацию террористической деятельности против нашей страны.

Об этом говорил в своем выступлении Игорь Прокопьевич Добаев, заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. По его словам, терроризм, уровень угрозы которого постепенно снижался после окончания второй чеченской войны, снова становится актуальной угрозой для Кавказского региона и России в целом. Сложным социально-экономическим положением кавказских субъектов Российской Федерации пользуются силы, которые не гнушаются использовать любые методы против нашей страны.

Террористические ячейки организованы по принципу революционного подполья, когда каждый террорист знает очень ограниченное число сообщников, а потому выйти на источник цепочки – очень непростая задача для спецслужб.

Принявшие участие в работе круглого стола представители Абхазии и Южной Осетии рассказали о ситуации в новых государствах за минувший после пятидневной войны год. Единственным общим моментом была уверенность, что сам факт официального признания Россией их независимости, безусловно, способствовал повышению уровня стабильности и безопасности.

Однако, если представители Абхазии были полны оптимизма, с энтузиазмом рассуждали о перспективах развития своей страны, экономического сотрудничества с Россией, то представители Южной Осетии больше говорили о проблемах.

В отличие от Абхазии, которая привыкла существовать в условиях автономии, Южная Осетия не является экономически самостоятельным регионом. Для ее восстановления и развития необходима тесная интеграция с регионами России, в первую очередь – с Северной Осетией. Однако, этот процесс по целому ряду причин идет с трудностями. В результате далеко не все средства, предоставленные Правительством России для ликвидации последствий войны, использованы по назначению.

Важнейшей проблемой для политики России в регионе является постепенный исход русского населения с Кавказа. Данные демографической статистики таковы, что на язык просится определение – «бегство». В чем причины этого явления? Первоначально русское население здесь состояло в основном их казаков, имевших развитые традиции местного самоуправления, оружие и навыки его применения. Казачество было не только важным фактором проведения российской политики в регионе, но и способствовало установлению культурных, этнических и экономических связей между русскими и народами Кавказа. И в XVIII, и в XIX веках проходили процессы обмена и взаимодействия. Казаки в горских черкесках и папахах, и всадники «кавказской туземной конной дивизии», проливавшие кровь за Россию на фронтах Первой мировой войны – это разные грани одного явления.

Советская политика расказачивания и миграции привела к тому, что в своем современном состоянии русское население оказывается беззащитным перед сплоченными этническими общинами, поддержанными национальными элитами.

К тому же экономическая ситуация на российском Кавказе остается сложной – почти все республики этого региона являются дотационными. Попытки федеральных властей создать в регионе новые рабочие места, активизировать хозяйственную и экономическую деятельность буквально тонут в коррупции местных элит, для которых дотации из федерального бюджета - один из важнейших источников дохода.

В целом эксперты были единодушны – ситуация на Кавказе носит крайне острый характер и если Россия не предпримет решительных мер, не пересмотрит кардинально свою политику в регионе, она рискует его потерять.

Участники круглого стола указали на ряд первоочередных мер, которые должна предпринять Россия.

Прежде всего -

1. Необходимо создание крупного исследовательского центра, изучающего проблемы Кавказа. Разговоры о нем ведутся довольно давно, но воз и ныне там. Без подробного изучения проблем, анализа информации из региона, политическим деятелям приходится действовать вслепую, что может привести к негативным последствиям. Тем более, что подобные центры уже давно созданы и успешно функционируют за рубежом, обслуживая интересы участников «дележки российского наследства».

2. Необходимо изменить информационную ситуацию в регионе и вокруг него. Эксперты отмечают, что Россия может порой предпринимать эффективные шаги в политике, но почти всегда не умеет четко и доступно провести свою линию в информационном пространстве. Так было в ходе войны 2008 года, так продолжается и по сию пору. Наши СМИ «стесняются» называть подлинных заказчиков террористов, охотно подхватывая рассказы о фантомных организациях разного рода джамаматов и эмиратов.

3. Политика России должна быть единой во всех сферах. Недопустимой представляется ситуация, когда российские компании эффективно и с прибылью для себя работают в Грузии в тот момент, когда власти этой страны проводят откровенно антироссийскую политику. Положение выглядит абсурдным – российские официальные СМИ объявляют режим Саакашвили «преступным и недемократическим», а российские компании своей деятельностью укрепляют экономический базис этого режима.

4. На Кавказе есть здоровые силы (пока еще есть), на которые Россия сможет опереться при проведении своей политики в регионе. Поиск и консолидация таких сил – это одна из главных задач сегодня.

События августа прошлого года наглядно показали всему миру, что делить российское наследство на Кавказе еще рано.

Но они же заново поставили перед нашей страной целый ряд важнейших проблем, без решения которых мы рискуем получить серьезную геополитическую катастрофу на южных рубежах. Хочется надеяться, что прошедший в Фонде исторической перспективы круглый стол станет вкладом в формирование новой политики России в кавказском регионе.

Полностью материалы круглого стола будут опубликованы в очередном выпуске экспертного издания Фонда исторической перспективы «Звенья».

Лучшие публикации:

Кухаркины дети и социальная справедливость

Холодная война: «русские уши» плана Даллеса

Войны России: правда о Второй Отечественной

Специально для Столетия


Эксклюзив
11.10.2024
Андрей Офицеров
ВСУ более 400 раз применили отравляющие вещества против армии России и населения
Фоторепортаж
07.10.2024
Подготовила Мария Максимова
К 150-летию со дня рождения выдающегося медика Н.А. Семашко



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.