Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
За реформу платит бедный

За реформу платит бедный

Как мы оказались в зоне коммунального беспредела
Иван Полетаев
22.12.2009
За реформу платит бедный

В этом году, когда стоимость услуг ЖКХ выросла на 20 процентов, коммунальные проблемы обнажились с ещё большей остротой. Что же ждать россиянам в 2010 году, когда за квартиру придётся платить ещё на 18 процентов больше? Или в 2011-м, когда тарифы повысят ещё на 20 процентов?

А пока замерзают регионы

Чиновники продолжают петь свою любимую песню: «22 процента от дохода семьи на услуги ЖКХ совсем немного». При этом они ссылаются на опыт европейских стран. Но неужели наши «слуги народа» не знают, что европейцы, давно обошедшие нас по уровню жизни, как это ни парадоксально, реально платят за квартиру не больше 7 процентов от общего бюджета семьи? И при этом не испытывают от своих коммунальщиков никаких неудобств.

Давайте все же и мы вспомним, что реформа ЖКХ - это, прежде всего, реструктуризация предприятий комплекса. Она должна не выкачивать из бедного населения последние гроши, а повышать эффективность и улучшить качество услуг.

…В Иркутске без тепла остались 128 высотных домов (14,5 тысячи жильцов), 5 детских садов, 3 школы и больница. В городе Кузнецке Пензенской области - 80 домов (а в них - 12 тысяч жителей). И ещё 90 жилых домов - в Новосибирске, Красноярске и Якутии.

В поселке Баранчинском в промерзших квартирах оказались одиннадцать тысяч человек, закрыты школы и детские сады. В Горноуральском округе под Нижним Тагилом - 42 тысячи горожан брошены на произвол судьбы. А в благополучной Свердловской области холода заставили ввести чрезвычайное положение.

Жители замерзающих городов устраивают акции протеста. Предлагают отдать энергетикам за долги здания местных администраций. Дело доходит до того, что в некоторых северных регионах готовы пойти на принудительную национализацию котельных.

Власти не скрывают, что реформа ЖКХ затевалась для того, чтобы сбросить с государства бремя по обслуживанию жилого фонда. Но почему преобразования должны вестись за счёт бедного населения, добрая половина которого не в состоянии полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги?

За реформу платит бедный

Нагрузка на семейные бюджеты будет ещё больше, когда в ЖКХ придёт бизнес. Ведь тогда ориентиром для тарифов станут не затраты, а спрос и предложение.

Такое сугубо «тарифное» понимание цели жилищно-коммунальной реформы приводит к росту затрат на содержание жилого фонда. Консервируется устаревшая и изношенная техническая база. И даже старое жилье становится всё более недоступным по цене для значительной части населения.

При этом министр регионального развития Виктор Басаргин заявляет, что в «коммунальный тариф» надо бы включить ещё и инвестиционную составляющую. Это значит, что по существу потребитель должен будет оплачивать строительство новых котельных, теплосетей, водопроводов.

Хорошо, если деньги квартиросъёмщиков пойдут по назначению. А то ведь, по признанию чиновников регионального ведомства, «процедура государственного контроля за изменением уровня оплаты населением услуг ЖКХ сильно затруднена». Издержки законодательства создают хорошую почву для всевозможных злоупотреблений и махинаций.

Ведь жилищно-коммунальное хозяйство – это не просто конторы с бухгалтером и сантехническим персоналом, а огромный сектор отечественной экономики. Его оборот в 2008 году составил более двух триллионов рублей. Соответственно, и доходы мошенников исчисляются огромными суммами. Например, только при злоупотреблении правом распоряжения бюджетными деньгами управленцы кладут себе в карман, по оценкам экспертов, до 65 миллиардов рублей.

За точный учет средств коммунальной сферы не могут поручиться ни Росстат, ни министерства, имеющие непосредственное отношение к квартплате. При этом они обычно ссылаются на сложности расчетов и задолженность недобросовестных квартиросъемщиков.

Но только ли население виновато во всех бедах жилищно-коммунальной сферы? Долги перед предприятиями ЖКХ за первый квартал 2009 года превысили 200 миллиардов рублей (на треть больше уровня прошлого года). А на 1 октября 2009 года уже перевалили за 333 миллиарда рублей. Но неплатежи жильцов в этой сумме не превышают 60 миллиардов. Остальное, надо полагать, долги муниципалитетов и предприятий перед поставщиками газа, электроэнергии, тепла. Почему более существенная часть долга никого у нас не волнует?

Из-за такой своеобразной коммунальной арифметики за 17 лет реформы мы никак не можем добиться хотя бы относительной точности расчетов квартплаты и грамотно обосновать расходы на строительство дорог и прокладку труб. А может не хотим? Жилищно-коммунальная сфера – слишком уж лакомый кусок, от которого не могут оторваться любители поживиться за чужой счет. Они придумывают свою бухгалтерию и множество схем увода бюджетных средств.

Бездонная бочка и пылесос

Не потому ли ЖКХ давно уже стало бездонной бочкой российского бюджета и пылесосом, опустошающим кошельки законопослушных граждан. Даже после того, как правительство взяло под свой контроль тарифы на услуги ЖКХ, порядка больше не стало. Коммунальные вольности выливаются во многие миллиарды рублей, которые вынуждены выкладывать бедные жильцы.

Почему же так наглеют те, кто оказался у коммунальной кормушки? Причин тому великое множество. И одна из них – устаревшие правила, по которым все жилконторы от мала до велика привыкли начислять квартплату.

Пока эти правила в силе, можно выставлять жильцам любые условия и ни за что не отвечать.

Расчёты за коммунальные услуги производятся у нас по так называемой «Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства». Как ни крути, но этот основополагающий для любой коммунальной конторы документ грешит недосказанностью и расплывчатостью многих формулировок. Это и даёт работникам жилищно-коммунальной сферы хорошую почву для финансовых фантазий, открывает множество лазеек, по которым можно сплавлять миллионы, оплаченных населением средств.

В самом определении «Себестоимость услуг жилищно - коммунального хозяйства» при перечислении природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов говорится о неких других затратах, в основном перечне не предусмотренных. Каких именно, определяет ЖЭК по своему, естественно, усмотрению.

Авторы методички сочли вполне допустимым «в фактическую себестоимость услуг, кроме основных затрат, включать потери от брака, в том числе и доводомерные утечки в сетях, проведение аварийно - восстановительных работ; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц...»

Иными словами, даже брак в работе организаций ЖКХ узаконен и должен оплачивается из нашего кармана.

В стоимость коммунальных услуг могут включаться и представительские расходы ЖЭКов и РЭУ, о которых жильцы и не догадываются. Это и оплата труда переводчиков, и проведение официального приема представителей других организаций (включая прибывших для переговоров с целью поддержания и установления взаимного сотрудничества), затраты на буфетное и прочее обслуживание; для иностранных представителей - культурно-зрелищные мероприятия. Расходы по проведению заседания совета директоров (правления) организации и ревизионной комиссии и т.д.

Кроме того, предусмотрены информационные услуги для пропаганды Жилищного кодекса. Их рекомендуют включать в статью «Общеэксплуатационные расходы». Чтобы местные газеты не писали про безобразия им тоже можно проплатить из коммунального общака. Предельная стоимость информационных, консультационных, представительских и прочих расходов на совести коммунальщиков и ничем по сути не ограничивается.

Как украсть миллион

В сфере ЖКХ существуют и немало других, ещё более заманчивых путей наживы, хорошо известных налоговикам. Одно перечисление их занимает сотни страниц. Приведем лишь некоторые из них. Ежегодно из бюджета выделяются огромные суммы на ремонт подъездов, дорог, замену труб. Так вот, на одном лифте можно заработать до 100 тыс. рублей. Достаточно лишь у местной власти выбить деньги на ремонт лифтового хозяйства, страдающего от вандалов.

Вдобавок к этому можно проявить инициативу и сагитировать жильцов на благоустройство дворов, а в отчетах указать, что работы, мол, проведены за счет государства. На одном дворе за день можно «намыть» до 50 тыс. рублей.

Дорожные службы научились делать деньги на реагентах для очистки дорог от снега. Они высыпают на асфальт то, что осталось с предыдущей зимы и давно списано. А полученные средства распределяют между своими. На них, конечно, могут купить и новые реагенты и потом с успехом перепродать соседям втридорога, а недостачу скрыть. Таким способом за сезон в одном городе можно «наварить» 3 - 5 млн. рублей.

Зачастую махинации проводятся так, что по документам к коммунальщикам и пасущим их чиновникам не подкопаешься. Но даже отработанные схемы дают сбои.

Ежегодно в стране заводятся сотни уголовных дел по фактам нецелевого использования государственных денег в ЖКХ. Одно интересней другого.

Главному бухгалтеру и директору муниципального унитарного предприятия «Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска» (ЕРКЦ) предъявлено обвинение сразу по трем статьям УК РФ - 160, 201, 327 (хищение чужого имущества, вверенного виновному; злоупотребление полномочиями; поддел-ка официальных документов). Не один год они дружно воровали, крутили миллионы рублей и строили дачи, покупали машины.

В ходе проверок в организациях ЖКХ Иловлинского района Волгоградской области установлены многочисленные нарушения налогового законодательства. Предприимчивые управленцы открывали счета в новых банках, чтобы перебросить денежные средства в обход расчетных банковских счетов, которые находились на картотеке.

Директор МУП ЖКХ г. Советский Ханты-Мансийского автономного округа попался на махинациях с деньгами, выделяемыми на ремонт жилых домов. Оперативники ФСБ задержали находившуюся в розыске директора компании «Волгоградские коммунальные сети» - одну из центральных фигур в деле о хищении миллионных бюджетных средств и платежей от населения.

Вал преступлений растет. Махинаторы научились хорошо прятать концы в воду. Но если очень постараться, то виновных всегда можно найти.

Генеральная прокуратура выявила факты расточительства бюджетных средств в Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что административно-хозяйственные расходы организации, в которой трудятся 97 человек, в 2008 году превысили 340 млн. рублей. Только на оплату труда её сотрудников, включая начисления, премии и материальную помощь, было потрачено 234,9 млн. рублей. Такая сумма сопоставима с расходами на содержание в 2008 г. центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых.

Проверка показала, что в 2009 г. расходы на собственные нужды, запланированные Фондом, выросли еще почти на 100 млн. рублей. Управленцы, привыкшие себе ни в чём не отказывать, хорошо погуляли на бюджетные деньги. Во время командировок снимали жильё повышенной комфортности, ездили на такси, сидели в барах, сдавали вещи в химчистку. Покупали билеты бизнес – класса и СВ. «Только на приобретение авиабилетов за 2008 г. было потрачено более 3 млн. рублей. Свыше 200 тыс. рублей. Фонд выплатил за услуги ВИП-залов», - говорится в заключении Генпрокуратуры.

И что в итоге? Управленцев не разогнали. А работу фонда продлили до 1 января 2013 года.

Нельзя сказать, что все «коммунальные» деньги бессовестно расхищались. Как следует из отчёта этой организации, в 2008-2009 годах в России почти 224 миллиарда рублей было направлено на капитальный ремонт и расселение аварийного жилья. С участием средств Фонда ЖКХ отремонтированы десятки тысяч многоквартирных домов.

Но если бы к деньгам, потраченным на доброе дело, прибавились и растранжиренные миллионы, то эффект мог быть ещё большим.

Впрочем, растратчики не чувствуют себя виноватыми. О том, как тратить бюджетные деньги и за счёт чего проводить ремонтные работы, в Законе «О Фонде содействия реформирования ЖКХ» ничего не сказано.

У камня преткновения

Аналитики уверяют, что издержки «жилищно-коммунального производства» возникают оттого, что в процессе реформы были упущены очень важные моменты. И сегодня на повестке дня стоит крайне острый вопрос – необходимость введения правового регулятора в жилищно-коммунальном хозяйстве. Если мы в кратчайшие сроки не предпримем действительно радикальные меры, то завтра наряду с обманутыми дольщиками нам придется столкнуться с обманутыми потребителями услуг ЖКХ.

Ведь на сегодняшний день деятельность управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) законом практически не регулируется. На рынке коммунальных услуг всё держится на честном слове.

Как ни странно, но после долгих разговоров о реформе у нас так и не появились стандарты, по которым можно было бы призвать коммунальщиков к ответу. Из-за этого сплошь и рядом финансовые издержки и мошенничество. Множество управляющих компаний ЖКХ оказались близки к банкротству, им не хватает средств даже на отопительный сезон.

И мы тут не исключение из правил. С проблемами ЖКХ столкнулись и европейские страны. В свое время они пережили эпоху высоких цен на услуги коммунальщиков и засилье местных администраций в этой сфере. Но стоило навести элементарный порядок, как тарифы поползли вниз, и всё встало на свои места. Почему же мы до сих пор не можем на это решиться?

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.