Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Во власти червей…

Во власти червей…

Детские психологи предупреждают об опасности ОБЖ
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
21.11.2005

Один из новых предметов, вошедший в школьную программу, называется довольно неуклюже - "Основы безопасности жизнедеятельности". Чтобы не ломать язык, его быстро сократили до аббревиатуры ОБЖ.

- Что это за инновация? - спросили мы одного преподавателя, когда сей предмет только что появился.

- Да какая инновация! - презрительно скривился он. - Взяли и обозвали по-новому "гражданскую оборону". Помните нашу молодость? Носилки, противогазы, "калашников"...

На "гражданской обороне" обучали, как себя вести в конкретной и, что очень важно, маловероятной ситуации: "если завтра война, если завтра в поход". Вряд ли, конечно, но мало ли что... В учебниках по ОБЖ опасность не локализована. Она везде и повсюду. Вся жизнь – сплошная опасность. Учебник для первоклашек Гостюшина уже на 5-й странице предупреждает: "Опасность сгущается, как тучи на горизонте". А второклашкам, среди прочего, тот же автор сообщает: "Если не помыть руки перед общением с животными, можно заразиться паразитическими червями. Они бывают разные - глисты, эхинококки. Но все они вредны для человека, потому что живут у него внутри и, в общем-то, можно сказать, потихоньку его едят."

Да... неслабый образ... Черви, которые потихоньку едят семилетнего ребенка... Погладит кошку – и вот уже во власти червей. А если учесть, что в этом возрасте почти все дети много думают о смерти, и что особенный ужас вызывает у них мысль о червях, грызущих покойника, "безопасность жизнедеятельности" ребенка оказывается под большим вопросом. Во всяком случае, психическая безопасность вышеозначенной жизнедеятельности.

Не вселяет оптимизм и учебник Литвинова-Смирнова-Фролова. Перечислим всего несколько параграфов из учебника для десятилетних учеников 5 класса: "Город как источник опасности", "Ситуации аварийного характера в жилище", "Опасные ситуации в метро", "Чрезвычайные ситуации на железной дороге", "Опасные ситуации на водном транспорте"... Короче, деваться некуда.

Тексты вполне соответствуют названиям. Тут на какой странице ни откроешь – расслабиться не дадут. Открываем наугад. "23 мая 1994 года в поселке Привокзальный Свердловской области сгорело 148 домов... 25 февраля 1977 года в Московской многоэтажной гостинице "Россия" произошел сильный пожар. Погибли 42 человека... При отравлении снотворными средствами сон очень быстро переходит в бессознательное состояние с параличом дыхательного центра. Пострадавший бледнеет, дыхание становится редким, неритмичным, часто – клокочущим... Не стой возле выхода автобуса или троллейбуса, так как именно здесь тебя могут ограбить; в случае давки могут вытолкнуть на проезжую часть..." Эту тотально-катастрофическую ситуацию, пожалуй, точно характеризует известное восклицание из цыганского репертуара. Раскладывает гадалка карты и опереточно-скорбным тоном изрекает: "Ой, беда, касатик! Как ни кинь – смерть."

Впрочем, если "касатик", несмотря на малый возраст, супермен, у него есть шанс выжить. Вот полезные для него сведения: "Если автобус упал в реку, соблюдай хладнокровие и не стремись сразу покинуть салон, так как встречный поток воды не даст тебе этого сделать." "Если нет другого выбора, прыгай за борт (корабля), желательно с высоты не более 5 метров. При этом закрой нос и рот одной рукой, а другой держись за спасательный жилет." "Если ты провалишься в полынью и окажешься и окажешься в ледовой крошке (месиво из разломанного льда), не паникуй. Широко раскинь руки по поверхности льда и попытайся удержаться от погружения в воду с головой…"

Сочно написано. Особенно про ледовую крошку. А наши коллеги-психиатры недоумевают, откуда у детей депрессии... "Депрессии в детском возрасте! Это что-то небывалое! - говорят они. - Подростковые – да, но чтобы в 7-8 лет..."

А чему удивляться? Удивительно как раз другое: что не все дети еще разучились улыбаться, смеяться, играть в прятки. Им же теперь с пеленок внушают, что жизнь – это место, где жить нельзя: страна в хаосе и вот-вот развалится на куски, кругом беспредел, воровство, коррупция, СПИД, педофилы, террористы, наркоманы, наемные убийцы... милиция срослась с мафией, армия продает врагу оружие, а бабушка – внуков иностранцу "на органы".

- Но ребенка же надо как-то предупреждать об опасности! - воскликнет иной оппонент, и будет прав.

Надо, конечно, но не так. И не в таких лошадиных дозах.

…Немецкий мыслитель Вальтер Шубарт, написавший в конце 1930-х годов книгу "Европа и душа Востока", посвятил различиям русского и западноевропейского мироощущения целую главу, очень точно сформулировав суть этих различий уже в названии: "Изначальный страх и изначальное доверие". "Его (русского) поддерживает живое вселенское чувство всеобщности и успокаивающих взаимосвязей в мире, - писал Шубарт. - Его преобладающее ощущение – изначальное доверие."

Это не случайно, ибо русская культура в основе своей православная. Даже семьдесят с лишним лет официального безбожия не смогли вытравить из нее этот дух. А православный человек не может считать мир, созданный Богом, миром враждебным.

При системном обучении детей "безопасности" происходит то, что в среде психологов принято называть "нагнетанием катастрофического сознания", которое, в свою очередь, лишь обессиливает и обезоруживает. Есть и еще одна опасность. С большинством угроз, перечисленных в учебниках, дети никогда не столкнутся. Значит, угрозы эти чисто теоретические, потенциальные; и они невротизируют ребенка гораздо больше, чем реальные. Известный польский психиатр Кемпинский в книге "Психопатология неврозов" писал: "Соприкосновение с опасностью разряжает дремлющее в человеке беспокойство. Возможно, именно эти обстоятельством можно объяснить факт, что в трудные периоды жизни, когда смерть заглядывает в глаза, например, во время войны, в концлагерях, при стихийных бедствиях исчезают невротические симптомы. Некоторые нарочно ищут опасности, чтобы уменьшить невротическое беспокойство."

…Сегодня наблюдается доселе небывалое явление: дети не хотят взрослеть. Вспомните себя в детстве. Ведь ничего так не хотелось, как поскорее стать взрослыми. Сегодня же многим хочется застрять в детстве на всю жизнь. И чем больше им рассказывают о "суровой правде", тем меньше им хочется становиться активными гражданами. Демограф А.Антонов утверждает, что молодые люди не хотят продолжать род. Вопрос этот нам кажется спорным, поскольку само государство делает все, чтоб отбить у людей такую охоту, а значит, о свободном выборе говорить не приходится. В этой связи показательно, что в учебниках ОБЖ для 11 класса Литвинова-Смирнова-Фролова рождение ребенка причислено к разряду опасностей. Беременность и роды представлены как рискованная авантюра, с ней может сравниться только выход в открытый космос без скафандра.

А чего стоит совет "выявить в себе все страхи перед будущей беременностью и появлением ребенка в семье... для эмоциональной подготовки к зачатию!" "Эти страхи необходимо сформулировать, - внушают авторы учебника, - и обязательно записать отдельно каждому супругу, а затем поделиться друг с другом и попробовать преодолеть их совместно."

А если преодолеть не удастся? Если, напротив, страхи преумножатся и усилятся от такого педантичного муссирования и взаимной индукции? В общем, держись подальше от рождения детей, и будет тебе безопасность. Только не подумайте, что авторы – мракобесы, призывающие к воздержанию тех, кто еще не готов стать родителем. Кто же будет посягать на секс – основу подростковой жизнедеятельности?! В данном случае, основа безопасной жизнедеятельности, как вы уже, наверное, догадались, это контрацепция.

Разговоры о преступном государстве, которое не защищает детей от насилия, часто исходят от государственных чиновников. Слушаешь их и думаешь: Что это? Бесстыдство или шизофрения, одним из признаков которой является раздвоение личности? (Впрочем, бесстыдство - тоже один из признаков шизофрении.) И в ответ на эти скорбные завывания хочется, цитируя "Макбета", спросить: "Кто это сделал, лорды?" А потом ответить устами Порфирия Петровича, сказавшего Раскольникову: " Так вы же и убили, Родион Романович."

Но, скорее всего дело не в психопатологии, а в инструкции. Кто ее дает, вышестоящее начальство или заморские спонсоры, не так уж и важно. Главное, что достигается цель – постепенно убедить людей в незыблемости нового порядка вещей. В том, что у государства теперь только одно дело – собирать налоги. А обязанность защищать граждан возложена на них самих.

А потому ответ на вопрос "что делать?" нужно начать с напоминания об основной роли государства, которая как раз и заключается в защите народа от внешней агрессии и внутреннего произвола. А основная задача взрослых людей состоит в том, чтобы не расписываться в собственном бессилии, перекладывая ответственность на детей, а найти способы заставить власть действовать в интересах общества.

Великий кукольник Образцов, который хорошо знал детскую психологию, считал, что детям до пяти лет нельзя даже "Красную шапочку" в театре показывать, поскольку образ волка, пожирающего (хоть и временно) бабушку, может спровоцировать запредельные страхи. И не стоит обольщаться присутствием в названии школьного предмета слова "безопасность", в котором даже в названии главы "Кодекс выживания городского пешехода" звучит похоронный марш.

Посильные навыки защиты нужно давать как бы между делом, дозированно и по мере реального приближения опасности. Идет класс в поход – расскажите про лесные пожары и про то, как не потеряться. Но все равно смотрите в оба. Дело не в знании-незнании, тут работают совсем иные механизмы: тяга к риску, желание противоречить взрослому, самоутверждение, наконец.

Что же касается старших классов, то, не загружая учеников излишними теориями, можно выделить час в неделю на практические занятия: борьбой, стрельбой – тем, что принято называть военно-физкультурной подготовкой. Полезно научить оказывать первую помощь пострадавшим. Короче говоря, вернуть в школы "гражданскую оборону", сделав упор на практические навыки. Ну, а если хочется потеоретизировать, то лучше бы рассказать не о защите от беременности, а о том, что такое демографическая война, как ее ведет "планирование семьи", и какое информационное оружие направлено на молодежь в виде рекламы, непристойных журналов и пропаганды якобы безопасного секса. Правда, вряд ли такой учебник получит "одобрямс" от Министерства образования. Ведь за это, чего доброго, и нагоняй получишь от спонсоров. Разве можно допустить, чтобы в то время, как весь мир под мудрым руководством "старшего брата" стремится к глобальной безопасности, мальчики в России изучали автомат Калашникова?!

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.