Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
У стен поруганного храма

У стен поруганного храма

Почему в центре Москвы верующих не пускают в церковь
Александр Музафаров
07.12.2012
У стен поруганного храма

6 декабря у стен храма Святого Благоверного князя Александра Невского, что в Благовещенском переулке состоялся молебен, в котором приняло участие более сотни человек.

Хмурый декабрьский день. Низкое серое небо, промозглая сырость в сочетании с легким морозцем заставляют прохожих кутаться в шарфы и воротники. Грязные по самую крышу, ползут по улицам автомобили с включенными фарами. Обычная будничная суета российской столицы.

В небольшом переулке неподалеку от Садового кольца на тротуаре у стен храма собрались те, кто помнит, что сегодня не будний день, а праздник - 6 декабря Русская Православная Церковь отмечает день памяти Святого Благоверного Великого князя Александра Невского (в иночестве Алексия). Нельзя сказать, что Александр Невский относится к малоизвестным деятелям отечественной истории. Больше того, не будет ошибкой предположить, что его имя известно каждому русскому человеку, недаром именно оно было названо в качестве победителя национального проекта «Имя России».

Но тогда почему день памяти национального героя России остается незамеченным? Ни словом не упомянули об этом теленовости, ни строчки не написали газеты.

Лишь в православных храмах накануне вечером на вечерней службе прозвучали слова – «Святый Благоверный княже Александре, моли Бога о нас»…. Прозвучала эта молитва и здесь, в Благовещенском переулке. Под стенами построенного в позапрошлом веке храма, посвященного святому Александру Невскому.

Но почему под стенами, а не в самом храме? Потому что в сам храм не пустили ни священника, ни молящихся. Потому, что сам храм вопреки закону и здравому смыслу до сих пор не возвращен Церкви и закрыт для богослужения. И собравшиеся в переулке не только молитвенно чтили память одного из великих людей России, но и просили святого князя о помощи – спасти храм от уничтожения и вернуть его Церкви.

О юридической стороне вопроса и сложной новейшей истории храма Александра Невского в Благовещенском переулке «Столетие» уже писало (Валерий Панов «Их Бог – это деньги»). Напомним, что главная проблема заключается не в юридических трудностях, а в неконструктивной и бескомпромиссной позиции нынешнего владельца здания, который даже отказывается признать храм храмом, по его мнению, это лишь «здание, внешне похожее на церковь». В чем причина такого упорства? Только ли в алчности?

И вот здесь стоит задуматься над таким вопросом: почему, если Александр Невский является национальным героем России и одним из почитаемых русских святых, в российской столице есть всего один (!!!) храм, освященный в его честь? (Точности ради укажем, что есть еще 4 часовни). Важно отметить, что этот единственный храм в Кожухово построен в 2005 – 2007 годах.

А что же раньше? Неужели в дореволюционной Москве, среди ее сорока сороков церквей не было Александровских храмов? Были, и все были уничтожены в советское время.

06122012932.jpgДело в том, что многие храмы, освященные в честь Александра Невского, были памятниками другому историческому деятелю – императору Александру II, освободившему русских крестьян от крепостной неволи. В последней четверти XIX – начале ХХ века в Российской империи было построено более 500 Александро-Невских храмов и часовен. Их строили в селах и деревнях на пожертвования крестьян (такая часовня стояла и в подмосковном Строгино), в городах, в дальних военных гарнизонах и т.д. Так русский народ чтил память убитого террористами царя-освободителя. И именно поэтому Александро-Невские храмы были приоритетной мишенью воинствующих безбожников. Их уничтожали без всякой пощады, несмотря на древность, художественную ценность, историческую значимость.

И училище, при котором был построен храм в Благовещенском переулке, недаром называлось Комиссаровским. Оно было названо в честь того самого костромского крестьянина Осипа Ивановича Комиссарова, который 4 апреля 1866 года помешал террористу Каракозову убить императора Александра II. Поэтому и храм при училище был освящен в честь Александра Невского, его святого покровителя.

Таким образом, храм в Благовещенском переулке – не просто церковь, не просто «объект недвижимости» в центре Москвы, но и часть нашей истории, соединяющий в себе память о двух великих деятелях России.

Молящиеся у стен храма люди хотят вернуть не только освященный храм Церкви, но не допустить того кощунства, которое происходит здесь каждый день. Ведь помещение храма сдается в аренду. Здесь проводятся вечеринки, дискотеки, новомодные ныне шоу. А это именно кощунство. И не только для православных верующих с их религиозными чувствами, но и для всякого русского, кому дорога история его страны.

Президент Фонда исторической перспективы Наталия Алексеевна Нарочницкая отметила, что нынешние владельцы храма выступают продолжателями тех, кто громил и уничтожал нашу историю в советское время, тех, кто взрывал храмы и памятники истории, тех, для кого история России – пустой звук.

…В то же время имя Александра Невского не было забыто и в советское время. Более того, он оказался в числе тех немногих героев русской истории, которых советские идеологи сочли возможным использовать для воспитания патриотизма. Но насколько изменился образ святого князя в советское время. Он упростился, свелся к подвигам на поле брани, а едва ли не основным событием его жизни стала победа над тевтонскими рыцарями на Чудском озере.

Да, конечно, победа была важной, но немецких рыцарей били и до, и после Александра Невского. И не только за победы на поле брани называли его современники «солнцем Земли Русской», а по смерти – прославили как святого. В проповеди после молебна настоятель закрытого храма протоиерей Владимир Антонов отметил, что вся жизнь князя Александра Невского была проникнута христианским духом. В страшную эпоху, наступившую на Руси после батыева погрома, князь Александр сделал большее, чем просто отбил внешнего врага, он дал людям надежду и заложил те основы русской государственности, которые позволили его потомкам возродить разгромленную державу и превратить ее в новый цивилизационный центр христианского мира.

И эти основы не только в мудрой политике отношений с Ордой и Западом (князь не только воевал с немцами и шведами, но и мирился с ними, заключал договора, устанавливал границы и т.д.), но, прежде всего, в сохранении верности Православной вере. Не пустой декларации этой верности, а в подчинении всех сторон жизни заповедям Христа.

Время жизни Александра Невского – это темные годы русской истории, когда многие утратили надежду и веру, когда опускались руки, и уныние охватывало русские души.

Он был не просто правителем разгромленных княжеств, он был человеком, не оставившим надежды и давшим ее другим. Его надежда заключалась в уповании на Бога, который не оставит Русскую землю.

В этом же заключается и надежда той малой горстки людей, что собрались 6 декабря у стен запертого храма. «Господь поругаем не бывает» - сказал о. Владимир, - и если мы будем верить и молиться, то по вере нашей случиться самое невозможное.

Храм снова станет храмом, и процесс разрушения нашей истории будет остановлен.

Фото автора 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.