Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Сергей Михеев: «У нашей оппозиции от слова "патриотизм" начинается изжога»

Сергей Михеев: «У нашей оппозиции от слова "патриотизм" начинается изжога»

18.09.2012
Сергей Михеев: «У нашей оппозиции от слова "патриотизм" начинается изжога»

Беседа с известным публицистом, генеральным директором Центра политической конъюнктуры.

- Президент недавно сказал, что мы двадцать лет не занимались воспитанием патриотизма. И сформулировал задачи, в частности, речь шла об отечественном кинематографе, создании Военно-исторического общества, культурных проектах. Правда, многие из единомышленников» Владимира Путина после его выступления в Краснодаре огорчились тем, что не было принято конкретных решений. Это в нас сказываются «советские пережитки», когда на каждом высоком совещании ставили цели и назначали ответственного?

- Не уверен в том, что президенту следовало давать в прямом эфире некие директивы «срочно создать» и «немедленно организовать». Вряд ли это можно было бы считать правильным с технологической точки зрения, скажи он нечто подобное – мгновенно поднялся бы страшный вой о том, что глава государства дает разнарядки. Но при этом не на публике решения по изменению ситуации приниматься должны. Благие пожелания вроде «Вы там давайте, развивайте патриотизм кто как может» позицией быть не могут. Кто и как это будет делать? Когда речь идет о кинематографе в частности и культуре вообще, надо понимать: здесь доминирует рыночный подход, и деньги вкладывают в то, что должно приносить прибыль. Не продается товар – его производство признается бессмысленным и прекращается. Так что здесь без участия государства никак обойтись не удастся. Думаю, по сути Владимир Путин прав, без программ по воспитанию патриотизма у нас ничего не выйдет.

Только вот есть на этом пути глубинная проблема, которую технологическими приемами не решить. Я неоднократно об этом говорил, и все-таки еще раз скажу: мы совершенно сознательно отказались от самих себя. На протяжении многих лет повторяем, убеждая друг друга, что мы какие-то недоделанные, несовершенные и убогие. Да к тому же история нашей страны «не такая», поэтому все время следует смотреть на Запад и во всем учиться у него.

Эта установка глубоко антипатриотична сама по себе. От нее идут производные, и, если мы попытаемся развивать патриотизм, одновременно продолжая убеждать всех нас в своей «сирости», у нас ничего не выйдет. Мы по собственной инициативе признаем, что, как говорят, «с печки упали», и тут же заявляем о необходимости воспитания патриотизма. Вопрос: на каком фундаменте строить патриотическое воспитание, если мы расписываемся в собственной вторичности?

Одна из главных задач – отказаться от апелляции к этим комплексам неполноценности. Мы готовы перенимать все позитивное – не только на Западе, но и на Востоке, а также на Севере и на Юге. Но при этом надо обязательно понять: мы абсолютно самодостаточная цивилизация. Не должны мы каждый день просыпаться и озадачиваться вопросом, на кого нам следует быть похожими сегодня. Вот тогда и можно говорить о развитии патриотизма. Пока же мы двадцать раз на дню повторяем: «Ах, у нас все не так, а вот там – все великолепно!». Собственно, именно на этом сделал акцент президент, заявив, что поливать свое Отечество дерьмом в России считается достоинством.

- Наверняка вы согласитесь: будет крайне трудно выстроить систему патриотического воспитания в школах. Так, как это было в СССР с октябрятами, пионерами и комсомольцами. И так, как организовано в Соединенных Штатах, где в семь лет мальчики уже хотят стать каб-скаутами, а затем переходят в категорию скаутов, гордясь всевозможными нашивками и значками, полученными за умение разжигать костер или поставить палатку. Поэтому очень верно отметил президент, сказав, что работа будет очень трудной. И заниматься ей должны умные люди. Как объяснить молодежи суть патриотизма?

- Вначале это следует объяснить взрослым – и лишь затем молодым. У детей чистые души, и они будут впитывать все, что им говорят. Так что главная наша проблема – не с учениками, а с учителями. Я знаком с ситуацией в высшем образовании, особенно гуманитарном: там практически все преподаватели воспитаны «перестроечной» позднесоветской парадигмой конца восьмидесятых - девяностых годов. Они продолжают говорить одно и то же, поливая Россию и восхваляя Запад, где торжествуют демократия и либерализм. Именно такие педагоги формируют мировоззрение студентов.

Взрослые – начиная с нашей элиты и заканчивая самыми широкими слоями гуманитарной интеллигенции – воспитанные в девяностые годы, убеждены в нашей глубочайшей ущербности. И представьте себе, что этих людей обяжут совершать некие «патриотические ритуалы»? Получим мы поколение молодых патриотов? Нет, не выйдет. Прежде всего, взрослым надо дать понять: все их грезы по поводу того, что можно прекрасно устроиться и великолепно жить, разрушив все в своей стране, есть глубочайшее заблуждение.

- Есть очень простые проявления патриотизма, о которых напомнил наш читатель, ознакомившись с материалом о выступлении президента в Краснодаре. Он считает, что трудно говорить о патриотизме, когда власти с презрением относятся к отечественному производству и ездят на иномарках, когда их дети с пренебрежением относятся к своим университетам - гордясь получением образования за рубежом, а молодежь по окончанию вуза не может найти работу. Ладно, появились новости о разработке нашей новой правительственной машины для руководителей государства, это вопрос решаемый. А вот что делать с поиском достойно оплачиваемой работы – проблема остается. Поэтому талантливые молодые – да и «возрастные» - сограждане ищут счастья в других странах. Когда же мы будем гордиться российским паспортом и предлагать нам завидовать?

- Для того, чтобы гордиться гражданством России сейчас, требуется определенная сила воли. К сожалению, большинству людей необходимы прямые стимулы, они живут на другом уровне восприятия. Для того чтобы любить свою Родину – вне зависимости, голодно тебе живется или сытно – нужно иметь определенный уровень духовности. Увы, дано это далеко не всем, да и не все к этому стремятся. На самом деле, когда мы говорим о патриотизме, то нам, прежде всего, необходимо развивать духовную составляющую нашей культуры. Я уверен, что важнейшее достижение русской и российской культуры – именно ее духовность. Глубоко убежден: ничего подобного тому, что существует в рамках культуры Русского православия, в культуре, которая произрастает на этой почве, в мире нет. В Православии есть корни и для бескорыстной любви к Родине, и для терпения и самопожертвования – которые, в итоге, принесут и материальные плоды.

Мы же все это отложили в самый долгий ящик. А ведь именно развитие духовной составляющей может поставить все на свои места в головах многих сограждан. Нет, людьми не будут манипулировать: они сами поймут, что в мире есть еще и другие ценности, кроме шмоток, машин и коттеджей. При этом одно не исключает другого.

Но как мы будем воспитывать патриотизм, если люди, входящие в правящий класс, на самом деле живут совершенно другой жизнью? Они радостно уничтожили все, что мы имели, поделили все, что можно было продать, и живут себе, припеваючи. Так что начинать воспитание патриотизма надо с людей совершеннолетних. Научить их вкладывать деньги в собственную страну, развивать отечественное производство, беречь собственное население, а не бесконечно наполнять Россию голодранцами из других государств ради собственной прибыли.

- Что же такое патриотизм в понимании руководителей оппозиции? Многие считают, что это неистовое желание получить власть, прикрываясь лозунгами «соблюдения прав человека»…

- Да, эти люди готовы рассматривать патриотизм лишь как инструмент для реализации своих политических целей. При этом я крайне редко слышал от оппозиционеров слова о патриотизме, они продолжают оставаться при своих вторичных лозунгах о великой западной демократии, «безлимитной» свободе личности и повышении жизненных стандартов. Прочитав о «марше миллионов», который состоялся 15 сентября, не нашел ничего нового. Они перепевают старые песни про некие политические свободы и возвышенные демократические ценности. Какое это имеет отношение к патриотизму – понять трудно, да и повторю, у оппозиционеров это слово просто не в ходу. Более того, у либеральной части оппозиции оно вызывает сильнейшую изжогу. Хотя при случае они обязательно примутся втолковывать вам, что любить Родину – значит видеть недостатки в обществе и стремиться всеми способами их исправить. Это мы все слышали в перестроечные времена. Лидеры оппозиции примитивно борются за власть - вот и все. Как раз главная их беда – в том, что они не могут нарисовать нам четкой картины будущего, того, которое они предлагают построить. Мы уже знаем из девяностых годов лозунг «до основанья». Ну, тогда что же затем? У оппозиции нет ни единого мнения, ни внятного видения, лишь слова о том, что «все будет хорошо». Как? Кому? Что? Понять ничего невозможно.

Фактически они пытаются внушить нам такую мысль: надо существующую власть убрать, провести некие «абсолютно свободные выборы», и тогда руководящие посты в стране займут исключительно достойные люди, которые сделают всем хорошо. Это младенческий лепет – не более того. На самом деле, никакие выборы ничего не значат, мы проводили их в девяностые годы – и что получили? Все, что мы сегодня имеем, и есть результат свободных выборов, которые проводились в тот период.

- Прошу извинить за длинное отступление. До того, как оппозиционеры тронулись в путь на проспект Сахарова, я пару часов провел среди них на Пушкинской площади, откуда они стартовали. Пытался понять, чего они хотят, только вот не получилось. Каждый хотел именно своего - кто парламентскую республику, кто монархию, встретил человека, державшего белое знамя с некими странными значками. Оказалось, он изобрел графические символы свободы, равенства и демократии. Как откровенно объясняли мне деятели самых разных политических организаций, они не согласны с теми, кто пойдет рядом с ними в колоннах. Но, уверяли они, сегодня главное – «вместе дружить против власти». А «потом», как они считают, разберутся. Попытался спросить, кого же из нынешних оппозиционных политиков они готовы избрать главой государства. И вот здесь дважды натыкался на упрек в том, что я есть не кто иной как «прокремлевский агент». Так и ушел, ничего не поняв...

- Думаю, искренне они верят только в себя. Как в людей, способных наиболее адекватно оценивать ситуацию в стране. Судя по всему, там было много тех, кто собственное недовольство личными проблемами возвел в ранг культа. Да и вообще, среди них много таких, кто живет самолюбованием. Есть и «люди толпы», которые, как у Эдгара По, должны быть в «гуще» себе подобных. Тогда они чувствуют себя хорошим, честными борцами за справедливость. Все остальные, понятно – да и многие оппозиционеры так нас и называют – быдло. Конечно, я не имею права стричь всех под одну гребенку, наверняка в «марше» принимало участие немало и просто не очень далеких людей, искренне убежденных, что они делают правое дело. Наверно, они и составляют основную массу. Или – молодые, у которых мозги набекрень, им надо в чем-то непременно поучаствовать. Меня больше всего волнует, что никакого конструктива у оппозиции нет, они требуют только разрушения.

- Но на этом «марше» они уже пытались декларировать социальные лозунги, в частности, насчет недопустимости повышения тарифов ЖКХ… …

- Конечно, наконец-то поняли, что все их идеи и лозунги – ни к селу, ни к городу, что людей не сильно трогают речи насчет «России без Путина» и «партии жуликов и воров». Поэтому судорожно выхватили тему тарифов – так, наугад, что сверху лежало. Давайте быстро посмотрим, что там пишут в интернете – и потребуем! Наверно, какие-то очки они на этом и заработают, хотя прошедший митинг показал, что никакого заявленного ажиотажа «миллионов» там и близко не стояло. Собственно, я раньше и прогнозировал в «Столетии», что на высшей точке эти оппозиционные «гулянья» поддерживать не удастся. Это просто статистическая закономерность: политическая активность в современном мире чаще всего достигает пика в период общенациональных выборов, а затем неизбежно идет на спад в межвыборный период. Как мы видим, даже довольно громкий скандал вокруг Гудкова не смог радикально подогреть ситуацию.

- Есть и другие новшества: поскольку требующим свободы сексуальным меньшинствам запрещают пропагандировать свой «патриотизм» на собственных «маршах», то теперь они примкнули к колоннам оппозиционеров.

- Я – только «за». Пусть ползают с либералами, эта та самая «черная метка», которой те заслуживают. Когда свободы для «невинных девочек» из «Пусси райот» массово потребовали на Западе, я очень этому обрадовался. Причем – искренне, ведь все стало на свои места, сразу отпала масса вопросов. Так что пусть наши представители «меньшинств» активнее участвуют в акциях оппозиции. Кто за улучшение жизни в нашей стране? Гомосексуалисты. Кто за истинную любовь к стране? Они же. Вот он вам, цвет нации, вот оно, высшее проявление патриотизма! В этой ситуации мне особенно непонятно и даже обидно, как такое соседство выдерживают люди, называющие себя «русскими националистами»? При том, что среди русских националистов есть действительно неплохие люди, им надо оглянуться вокруг себя… Остановлюсь, приличия не позволяют продолжить.

- Кстати говоря, на днях «Пусси райот» присудили первое место в номинации «Арт-проект» премии «Сделано в России». Она учреждена в рамках журнала «Сноб», один из авторов проекта – владелец издания Михаил Прохоров. Как он сам сказал, задача заключается в том, чтобы «предложить обществу не абстрактную критику системы, а конкретные решения острых проблем». Кто теперь осмелится обвинить «девочек» в отсутствии патриотизма?

- Оппозиционеры заигрались. Они не понимают, чья гармонь и кто играет, не сознают, что только для очень и очень ограниченной части фрондирующей интеллигентствующей тусовки «девочки» являются героями. Для подавляющего большинства населения они или придурки, или сумасшедшие, или… Рамки приличия не позволяют употребить публично это слово. До оппозиционеров это никак не доходит. Что касается Михаила Прохорова, то какое отношение он имеет к тем, кого именуют «народ»?

- На самом деле, дальше без формулирования четких задач по воспитанию патриотизма страна идти не могла. То есть, конечно, могла – но известным путем западного варианта «толерантности», и конец тупика уже виден. Каким должен быть первый шаг в нужном направлении?

- Не стал бы долго мудрить и посмотрел бы на школьные и вузовские программы. Проанализировал состояние информационного поля, то есть положение дел в СМИ. Давайте честно признаем: у нас подавляющее большинство медийной тусовки откровенно ненавидит страну и все, что в ней происходит. При этом эти люди в фаворе, они «вхожи», они разглагольствуют, их мнения тиражируются. Не стану говорить о таких одиозных личностях, как Маша Гессен, которую зачем-то принимает президент. Или Николай Сванидзе, свой человек в истеблишменте, кому-то там дающий советы – а ведь человек занимает самые антипатриотические позиции. И, тем не менее, именно им подобные задают тон «наверху», будучи консультантами или помощниками «больших лиц», определяют политику многих средств массовой информации. Причем – государственных. Полагаю, вот с этого и надо начинать.

С другой стороны, есть первоочередная задача помасштабнее: выдвинуть программу, базирующуюся на солженицынском лозунге сбережения народа. Речь вовсе не о том, чтобы дать народу обожраться и упиться, а именно о духовной и профессиональной сфере. Я не самый большой почитатель Александра Исаевича, но эта его мысль мне кажется очень правильной. Сбережение народа – главное, а к этому прилагается все остальное. И поддержка нас – как самодостаточной в духовном плане цивилизации.

- Скажите, а много у нас в стране людей, которые мыслят так же, как и вы?

- Уверен, у нас очень много людей, которые мыслят гораздо лучше меня. Другое дело, что, быть может, они своих взглядов широко не афишируют. Людей таких достаточно, но механизм рекрутирования элиты, который в девяностые сформировал нынешний правящий класс, для этих людей был непроходимым ситом. При том, что такие люди особенно никуда и не стремились, их попросту отсекли. Вторым фильтром стал имущественный ценз, который де-факто установлен для любого, кто пытается заявить о себе в нашей жизни. Если у тебя нет установленного набора материальных ценностей – ты изгой, ты никто. Яркий пример – случай с Григорием Перельманом, отказавшимся от миллиона долларов премии Филдса, которую называют «математической Нобелевкой». Казалось бы, и национальность у него подходящая. Но вся тусовка пришла в ярость, назвав его законченным идиотом и ненормальным. В ее тусовочной системе ценностей такое невозможно, отказ от денег может быть только следствием психического расстройства. Такой человек, несмотря на всю его гениальность, не может состоять членом нынешней элиты. Для нее он – не больше, чем придурок. Даже несмотря на все те международные премии, которые ему присудили.

Так что людей, предлагающих верные рецепты для исправления нынешнего положения дел, много. Но они «не вхожи». Думаю, что, как минимум, надо менять состав людей, «делающих погоду». По крайней мере, в культурно-информационной среде - в соответствии с заявленными целями. Заявили, что жизненно необходимо развивать патриотический взгляд на жизнь? Тогда хотя бы сделайте так, чтобы люди с такими взглядами перестали быть маргиналами и имели право, по крайней мере, на сопоставимое с либералами представительство в информационном поле и в сфере формулирования культурно-информационной политики. Не надо даже никаких преференций, обеспечьте хотя бы относительно разумные пропорции.

Если, конечно, вы действительно верите в те цели, которые провозглашаете.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..