Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Припадая к святым местам

Припадая к святым местам

О паломнической книге автора «Столетия» писателя Станислава Минакова
Александр Пожарский
14.04.2023
Припадая к святым местам

Сегодня, в трагическую эпоху, в дни гонения Русского Православия на Украине, в свет вышла книга, рассказывающая о духовной жизни мирян канонической церкви в начале нынешнего века.

Оказывается, есть место жанру проскинитария и в наши дни. В увесистый том «Веселыми ногами: Книга духовных путешествий, XXI век» (2023), выпущенный питерским издательством «Пальмира», Станислав Минаков (член Союза писателей России и Русского ПЕНа, лауреат международных и всероссийских литературных и журналистских премий, автор-составитель энциклопедии «Храмы России» и альбомов «Храмы великой России» и «Святыни великой России») собрал свои записки о паломничестве по святым местам Православия (Оптина Пустынь, Дивеево, Владимирщина, Валаам, Псков, Крым, Почаев, Киев, Белгородчина или Святое Белогорье, Харьковщина), а также очерки о нескольких больших Крестных ходах.

Эти тексты на протяжении полутора десятилетий публиковались как в сборниках, альманахах, журналах и газетах разных стран, так и на сайтах Интернета, включая «Столетие», «Православие.ру», «Русская народная линия» (в том числе некоторые под псевдонимом Матвей Славко).

к минакову.png…Непрост путь души к Богу у нас, выросших в советской стране, в семьях коммунистов, у прошедших через пионерское детство и комсомольскую юность. Но как трава порой прорастает даже сквозь асфальт, по которому несколько раз проходила стальная пята многотонного катка, так и вера находит себе тропы в сердцах, взыскующих ее. Духовная ситуация, в которой мы оказались, может характеризоваться как новое начало. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16).

Автор книги признается: «Иногда я думаю, что немалая цена, которую мы все сегодня платим за духовную свободу, и невзгоды, что выпали на долю нашего народа в постсоветскую эпоху, в конце концов, при всем их трагизме, все-таки оправданны обретением многими из нас подлинной опоры — веры.

И более того, именно в том и явлена милость Божия, что сегодня нам дарована такая возможность — приближения в вере ко Господу. А ведь, страшно сказать, в каком духовном мраке мы все пребывали, и пребывали бы далее, и так и ушли бы с земли, как многие до нас и при нас — словно с непроницаемыми для Света повязками на глазах, и паче того, на душах! Но — "Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его"».

Припадание к святым местам желанно, нужно, важно, — считает С. Минаков. — Ибо именно эти, а не иные места — святы. Именно они могут помочь включиться, дадут недостающей силы, окажут требуемую помощь, поскольку вне этой благодатной силы, кем бы ни был, ты слаб и немощен.

Автор адресует свои записки тем, кто восприимчив к чужому опыту, тем, кому дорого и свято русское Православие, для кого слова «Святая Русь» не являются пустым звуком, кто ищет путь ко свету и спасению. Автор сполна делится радостью, что была дарована ему в этих путешествиях.

Богомолье или паломничество, как говорят старые справочники, — это хождение на поклонение православным святыням сверх обычно посещаемых святых мест. Обычай был широко распространен среди всех слоев русского общества, но особенно — среди крестьянства. Ходили на богомолье чаще всего по обету или просить благополучного разрешения важных дел. К ближним местам брали и детей. На богомолье ходили многие, группами по 10-15 человек, весной и осенью. Крестьяне Калужской губернии чаще всего посещали знаменитые монастыри своего края: Боровский Пафнутиев монастырь, где в соборной церкви под спудом находятся св. мощи основателя обители преп. Пафнутия; Оптину Введенскую Пустынь, особенно известную в XIX в. строгостью иноческой жизни и традициями старчества. Путешествие к святыням всегда считалось у русских людей делом богоугодным. Но для этого само путешествие должно было быть многотрудным. Летом двигались пешком, подъехать на лошадях допускалось лишь зимою. В дороге старались не вести пустых разговоров, не думать о домашних делах, не злословить, а держать себя в религиозном настроении. По возвращении рассказы богомольцев, в свою очередь, становились достоянием всей общины, служа одним из каналов информации о внешнем мире, средством духовного воспитания.

Автор книги «Веселыми ногами» тоже совершил ряд духовных путешествий по святым местам Русского Православия. В первых двух разделах книги представлены записки о двух достаточно пространных, своеобразных многотысячекилометровых путешествиях, осуществленных группой харьковских паломников в 2003 году: пасхальное — по Оптиной, Владимирщине и Дивееву, а также августовское — по Курской Коренной Пустыни, пушкинскому Святогорью, Пскову, Санкт-Петербургу, Валааму.

Название книге дал одноименный дневниковый очерк, коему отведен весь первый раздел. Духовно-поэтичное выражение «веселыми ногами» взято автором тома из тропаря пятой песни пасхального канона Св. Иоанна Дамаскина: «Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную…».

Красноречивы названия очерков, связанных с нашими общими святынями Русского Православия и охватывающими географию Крыма, Черниговщины, Луганщины, Псковщины: «Из красного в красное. Хожение на Кизилташ». «Близ Даневки, на Черниговщине», «Святого Феодосия дуги светозарныя», «Стопы Цельбоносной Почаевский свет…», «О чем поет Киселева балка. Пасха в лесном храме на Луганщине», «В Выбутах у княгини Ольги», «У Иоанна Предтечи на псковском Завеличье», «Дорога к Мирожскому Преображению» и др.

Как уроженец Харькова, чья биография неразрывно связана с этим городом и Белгородом, Минаков всей своей судьбой и творчеством словно старается соединить и удержать вместе два русских города-соседа, недоброй волей в новейшие времена разведенных.

Православным Харьковщине и Белгородчине автор отвел достойное место в новой книге. Здесь читатель найдет белгородские очерки путешествий и крестоходных движений последних лет по Святому Белогорью: «Дивны Холки в Диком Поле», «На столетие прославления святителя Иоасафа Белгородского», «Теплая Зимовенька на Пасху Христову», «В Устинку с Николой Ратным», «Белгородское Крестовоздвижение», «На Крещение Господне в селе Шопино» и харьковские: «Как Богородица “Песчанская” из Харькова в Белгород ходила», «Сентябрьские звезды Богородицы Озерянской», «Свеча Господня в Натальевке», «Три святителя на Заиковке», «Рождественская ночь в Борках» и другие.

Автор задается вопросами: зачем человеку хочется непременно побывать в святых местах? В чем смысл паломничества? Каким образом живой поклон и преклонение душою к дорогому, о чем грезил, чего чаял, от чего трепетал — возводят душу в иной, неизмеримо более высокий строй?

Знаково, что территории, которые словно бы случайно соединяются траекторией путешествующего, сплавляются в удивительную целостность, внутри которой мы можем находить взаимосвязи и общности исторические и духовные. И от этих микрооткрытий становится радостно, поскольку ничто так не радует, как «единое дуновение», придающее нам осмысленность, причастность к чему-то большему, чем он сам или окружающая его местность, ограниченная окоемом.

Дивен и сам жанр проскинитария – путешествия не только и не столько географического, но и духовного, внутреннего. Проскинитарий хорош своей «заданной свободой».

В очерковых путевых записках, словно нанизанных на определенное время-пространство, действуют не вымышленные персонажи, влекомые волей сочинителя-индивида, но жизни подлинных людей, проявившихся сообразно реальной постановке провидения.

Записки остаются как документ эпохи, сплавляя-соединяя все-все в единую ораторию.

Конечно, мы должны всегда иметь в виду, что Сам Господь и Пречистая Его Матерь каждый год «ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2, 41). А термин «паломничество» родился во времена императора Константина от слова «пальма», поскольку люди, ходившие в Иерусалим поклониться Святой Земле, возвращались с пальмовыми ветвями — памятью о том, что действительно побывали «словно в раю». Можно без натяжки сказать, что и «простое» посещение храма — это тоже паломничество, хождение ко святой земле. В старину говорили не «хождение», а «хожение». Мы знаем «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, а из художественных сочинений ХХ века – роман Алексея Толстого «Хождение по мукам».

Впервые на Руси благочестивое путешествие, хожение во Святую Землю было описано игуменом Даниилом в XI–XII веках. Однако более широко, почти основоположнически, зачинателем этого жанра в русской традиции считается старец Арсений Суханов, чьи сочинения «Прения с греками о вере» и «Проскинитарий» («Поклонник») ярко изображали «святые места» и греческие «церковные чины», отражали легенды, нравы и обычаи разных народов, а также — природу стран, где он побывал. Сухановский «Проскинитарий» вошел в литературу путешествий, которая как жанр возникла на Руси на заре русской письменности и вначале была почти единственной формой описания паломнических хождений. Позднее появились путевые записки послов, так называемые статейные списки, которые академик Д.С. Лихачев назвал «Повестями русских послов».

Минаков невольно становится в ряд русских проскинитарщиков. Он дает по ходу паломничеств и духовные рассуждения. Потому и завершим рассказ о книге «Веселыми ногами» цитатой из очерка «О, авва Валаам!», многое в этой книге проясняющей.

«Здесь, на темной лесной дороге, что вела нас от стоянки у бывшей часовни Косьмы и Дамиана, когда, несмотря на полную луну, небо чуть виднелось только над головой, в проеме у верхушек елей, словно посыпавшее этот самый проем звездными россыпями, меня сполохом резанула мысль, сведшая воедино обе части знаменитого суждения Иммануила Канта — о том, что только две вещи достойны удивления в этом мире: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. Наверное, мне следовало приехать за тысячи верст-километров на святой остров, чтобы, идучи в храм на утреннюю службу, понять, что и звездное небо, и нравственный закон есть одно, неразрывное, нерасчленимое. Понять, что нравственный закон внутри нас и есть проекция-отображение звездного неба в наших душах, послание о Красоте-Знании из далеких-предалеких глубин мира, что любовью мы должны соединить в себе оба в одно, и только в таком синтезе, цельном единстве — залог частного и общего спасения, достижения вселенской гармонии, имя которой — Бог. И как все мы несовершенны, неумелы, ничтожны и далеки от восприятия этого послания и внутреннего движения навстречу ему!».  


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

И. Е.
16.04.2023 20:02
«Весёлыми ногами»… Это из пасхального канона. К сожалению, не могу судить о рекламируемой в статье книге, так как не знакома с нею.
Однако уверена в ценности СВИДЕТЕЛЬСТВ харьковчанина, поныне несущего крест харьковчан (увы, немногих...), не утративших свою принадлежность к Руси-России. Дай Бог Станиславу здравия душевного и телесного.
Ирина Матвеева
16.04.2023 12:03
Читаю книгу с удовольствием. Узнаю для себя много нового. Верно сказано: " Наверное, это и был мой путь:через умозрительное приближение, хождение вокруг. По характеру склада моего Господь даровал мне внешнее, чтобы я с помощью него пришёл ко внутреннему". Написано тепло, интересно и с любовью. И качество книги хорошее: бумага, обложка со вкусом сделана. А на обложке какой храм? Очень красивый!
Валентина
14.04.2023 14:01
Многие тексты, опубликованные в этой замечательной книге, я читала на разных сайтах интернета. Радуюсь, что теперь они собраны воедино, и многие люди смогут их читать. Для меня впечатление от чтения книг по глубине погружения в содержание не сопоставимо с впечатлением от текстов, читаемых на мониторе компьютера.
Очевидец
14.04.2023 11:50
Это просто потрясающе.

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..