Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Позорное лидерство

Позорное лидерство

Рост цен в России достиг критического уровня
Александр Бондарь
11.12.2009
Позорное лидерство

В сегодняшней России, похоже, уже не две, а три беды: к двум общеизвестным добавились тарифы. Их непомерное увеличение угрожает выживаемости большинства несырьевых предприятий, а простых граждан, как следствие, ждут неуклонно растущие цифры на ценниках в магазинах и в счетах за газ, воду, электричество.

Итак, в абсолютном выражении – по многим позициям, а в пересчете на среднюю зарплату - так и вовсе практически по всем – мы давно с огромным отрывом лидируем среди развитого мира по ценам.

Печальное это лидерство, когда американец платит за литр сделанного из импортной нефти бензина на треть меньше, чем в России, снабжающей нефтью полмира. В Европе бензин тоже недешев, но вот только у среднего европейца на бензин уходит в месяц порядка 1,5 процентов семейного бюджета, а у нас – 10.

Позорное это лидерство, поскольку мы покупаем в аптеках лекарства, от цены которых у небедных немцев-французов-японцев, посетивших Россию, захватывает дух.

Непонятное это лидерство, если тарифы на железнодорожные перевозки и портовые загрузки-разгрузки приводят к тому, что формируется от Балтики - не российской! - до Черного моря через Белоруссию и Украину транспортный коридор в обход пугающей ценами страны.

Наконец, ненормальное это лидерство, потому что трудно назвать нормальной ситуацию, когда небедный «Газпром» с запредельной в последние годы рентабельностью в 60 процентов требует с 2010-го повысить - в кризис! - тарифы на газ для промышленности на 26,5 процента и успокаивает население тем, что планируемое для него повышение составит «всего-то»… около 21 процента. Таких примеров – множество. Вопрос в другом: почему такичтоделать?

К сожалению, нет в стране полноценной продуманной ценовой и тарифной политики.

«Регулирование в этой сфере имеет у нас фрагментарный, случайный характер, - заявил вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков. - Деловое сообщество давно требует навести здесь порядок, предлагает свои решения, некоторые предложения бизнеса власть даже использовала. Но это частности. А нужно разработать - и реализовать! - целостную концепцию государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности». Без этого, считает он, мы бесконечно долго будем иметь постоянно летящие вверх «среднепотолочные» тарифы и цены, которые непонятно как устанавливаются, но зато понятно, к чему могут привести: к бесповоротно отставшей экономике, низкому уровню жизни и окончательному превращению страны в сырьевой придаток Запада. Вот такая перспектива.

Устанавливать тарифы и следить за ними должен специальный государственный орган. Он есть во всех странах. И у нас конечно, тоже, это - Федеральная тарифная служба. Только вот на практике получается, что обеспечивает она интересы одних монопольных секторов. А надо бы - всей экономики и общества. Но нет сегодня в стране службы, включая и Федеральную тарифную, которая бы собирала и имела в своем распоряжении объективную, всестороннюю, достоверную информацию в достаточном количестве, чтобы объективно - и прозрачно! - определят справедливые тарифы и проводить комплексный анализ их влияния на все взаимозависимые товарные группы и услуги. Это очень важный момент. Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов рассказывал, что его в свое время просто потрясли объемы огромных информационных баз в развитых странах. Спросил у министра транспорта США: зачем столько данных? Тот пояснил: базы создаются на деньги налогоплательщиков, а потому они должны содержать такой объем достоверной и качественной информации, чтобы можно было разрабатывать надежную государственную ценовую политику и прогнозы, чтобы не был нанесен ущерб экономике и обществу.

У нас, как водится, с этим пусто. Как же мы рассчитываем тарифы? Да примитивно просто: монополисты сами предоставляют службе свои «расчеты» по ценообразованию, включают туда свои сверхдоходы, компенсируют с их помощью свои огромные потери из-за безалаберщины, бесхозяйственности, неумения работать, воровства и т.д.

Все это очень далеко от нормальных, принятых во всем мире экономических расчетов.

Вот пример из транспортной отрасли, приведенный тем же Виталием Ефимовым: «У нас тарифы эмпирически формируются сначала в Министерстве транспорта, в РЖД, а затем передаются в тарифную службу. Бывают совершенно непонятные вещи. Так, в прошлом году, с подачи Минтранса увеличили в 2,5 раза тарифы по судозаходам в порты. До сих пор Тарифная служба проводит мониторинги, верно ли было сделано. А тарифы тем временем работают, народ платит!»

Результат этой кипучей самодеятельности таков: система тарифов на продукты и услуги базовых отраслей и естественных монополий, которая должна, по идее, выравнивать диспропорции в экономике, помогать подтянуться отстающим секторам, одергивать монополистов, не позволять разорять граждан страны, этого не делает, да и не может сделать. Не может потому, что монополии, представляя свои расчеты тарифной службе, преследуют свои же интересы - которые, понятно, суть интересы кругов, сытно кормящихся от монополий.

Сдержанный в словах и оценках, академик Евгений Примаков на прошедшей недавно Всероссийской тарифной конференции сказал достаточно резко: «С начала 2009 года энергетические, транспортные, коммунальные и иные тарифы выросли в среднем на 25 процентов. И это случилось уже при начавшемся… обвале промышленности и снижении реальных доходов населения!»

Да, верно, такого в кризис нигде в развитом мире не бывало. Так ведь и наша тарифная система небывалая. Вот, например, энергетические монополисты требуют ускорения роста тарифов, потому что нужно как-то собрать 47 миллиардов долларов на реконструкцию и на инвестиции в новые мощности. Ну, на сколько сотен миллиардов было разграблено общенационального энергетического добра за годы реформирования электроэнергетики - этого и наши потомки не узнают. Но почему желающие вытянуть из наших карманов еще 47 миллиардов долларов не хотят вспоминать, что в ходе реформирования РАО ЕЭС они, покупатели приватизированных компаний, находясь в здравом уме, подписывали обязательства об исполнении конкретных инвестиционных программ?

Конечно, можно твердить неискушенной публике, что, вот, мол, обнищали и оголодали, каждый миллиард на счету. Но тогда это уже не рынок, а «толкучка» получается, где братан слово дал – братан слово взял.

Когда мне насильно залезают в карман, мне до лампочки, кто при этом руки выкручивает - газовики, электромонополисты или Саша Белый из «Бригады». Болит одинаково.

Да, кстати, проверки Счетной палаты РФ показали: миллиарды и миллиарды рублей - вместо того, чтобы инвестировать в развитие - монополисты тратят на непрофильные расходы – прикупают акции, «левые» компании, спортклубы, газеты и т.д. - в хозяйстве все сгодится. Это, конечно, несколько иная тема, хотя, напомню, расходы опять-таки на нас «отбивают».

Мы вот жалуемся, что у нас слабо развивается малое предпринимательство, что бизнес не вкладывает деньги в обновление производства. «А как, - говорит Виталий Ефимов, - модернизировать производство или начинать новое, если никому не известно, какова будет через год цена сырьевых и энергетических ресурсов, комплектующих, транспортных издержек? Вот возьмем для примера хотя бы Венгрию. Там, при переходе от социализма к капитализму, создали и законодательно утвердили математическую модель с вполне определенными критериями в числителе и знаменателе. На базе экономического прогноза на 10-15 лет каждый предприниматель может прикинуть, как будут меняться тарифы в течение длительного периода, например, на электроэнергию и, естественно, может определить, будет ли его бизнес рентабельным в течение этого времени». У нас же, чтобы прикинуть, как будет, надо гадать на кофейной гуще

Ну, а вне монопольного сектора, что, лучше? Нет, не лучше. Тут действует стихия, сговор, коррупция, избыточное посредничество - цены прорывают все разумные пределы. Это не рынок, рынок имеет определенные правила игры. У нас нет даже такого всемирно признанного рычага, который регулирует сверхприбыль, или рентабельность, как инфляционный налог. Почему наши предприниматели вкладывают в десятки раз меньше средств в науку и новые технологии, чем за рубежом? Да очень все просто. За рубежом львиная доля прибыли сверх установленной рентабельности уходит в бюджет – это действует упомянутый инфляционный налог. В результате сильно цену не задерешь, бизнес уговаривает правительство сократить сроки амортизации, чтобы скорее новые технологии применить, больше производить нового товара и больше зарабатывать. В России же просто повышают цену на старый товар: зачеминвестировать, если прибыль можно получить, сменив ценник?

Во всем мире посредник – важнейшее звено, связующее производителя и потребителя. У нас же посредничество многозвенное, избыточное, оно, по большей части, состоит в примитивном перекладывании бумаг с одного стола на другой, соседний, и сие незамысловатое действо сопровождается многократным «накручиванием» цены. Типичное паразитарное посредничество. У нашего производителя телушка, конечно, стоит полушку, да вот рубль сверху возьмут те, кто стоит между ним и нами. А почему, за что, за какие такие красивые глаза?!

На Западе так посредникам баловать не позволено. На Западе система правил такая, что паразитарные посредники просто не могут долго существовать.

Но мы уже давно и привычно стоим на голове. У нас они процветают. И так далее, и так далее. Вот почему бизнесу – производящему товары, не сырьевому, не монопольному бизнесу - нужна, как воздух, продуманная и взвешенная государственная политика цен, которая есть в каждой уважающей себя стране. Да и нам, простым обывателям, она бы не помешала. Неплохо бы всей стране встать на ноги.

Что же делать? Идеи, предложения есть. Вот буквально в двух словах о предложении Михаила Гельвановского, генерального директора Национального института развития РАН. Там разработали концепцию формирования государственной политики цен и тарифов и представили ее бизнесу. Нам, прежде всего, нужна мощная национальная система ценовой информации, которая существует во всех развитых странах и которая единственная обеспечивает прозрачность и эффективность работы всей хозяйственной системы.

«Мы, - отмечает профессор, - получим истинную картину в ценовой сфере, причем на всех этапах - от добычи сырья и до изготовления конечного продукта. Важно законодательно обеспечить максимальную прозрачность и правдивость всего, что связано с ценами и тарифами. Необходимо разработать федеральный закон «О государственной политике цен и ценообразовании» и предусмотреть очень серьезные наказания за его нарушения, так, как это делается во всем мире. Нужно: законодательно утвердить математические модели ценообразования по каждому монопольному сектору; разработать ценовые коридоры, или коридоры рентабельности, под товарные группы или под сектора экономики; ввести законодательную норму о перечислении в бюджет 90 процентов сверх установленного коридора рентабельности или прибыльности (это тот самый инфляционный налог – А.Б.); ликвидировать паразитарное посредничество».

Государство, уверен Гельвановский, вернувшись в сферу ценообразования, укоротит возможности всех и всяческих монополий устанавливать произвольные, необоснованные тарифы и цены. Речи нет о том, чтобы диктовать, сколько стоит трактор, а сколько - коробок спичек или соль. Нужны все лишь принципы и правила, которые действовали в ценообразовании, и контроль за тем, чтобы их соблюдали. То есть нужно то, что давно и успешно делается в развитом мире, в том числе и в самой капиталистической изо всех капиталистических стран - в США. «Это не отказ от рынка, - еще раз подчеркнул в разговоре Михаил Гельвановский. – Это отказ от базарного беспредела в установлении тарифов и цен. Нигде вопросы ценообразования не отдаются полностью на откуп рынку. Нигде».

Государственная политика цен и тарифов – вовсе не синоним тотального контроля и вмешательства государства. Это создание одинаковых для всех без исключения правил и контроль за их соблюдением.

Им будут подвластны и «газовый» Миллер, и железнодорожник Якунин, и хозяин фирмы «Дядя Ваня», штампующей подставки под пивные кружки, – все.

Понятно, в стране есть ряд мощнейших игроков рынка, которым выгодно именно то, что мы имеем сегодня. Эти поклонники нынешних принципов - вернее, их отсутствия - формирования тарифов и цен выступают против перемен всеми силами. Председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, которого ваш корреспондент попросил прокомментировать ситуацию, сказал: «Наведение порядка в ценах и тарифах – это сокращение сферы, где сегодня властвуют монополии, «переваривая» в интересах определенных групп людей триллионы рублей». «Можно говорить о политическом противостоянии, - продолжает депутат. – С одной стороны – те, кому нужна конкурентоспособная национальная экономика, которая позволит стране занять достойное место в мире, а гражданам – достойно жить. С другой – те, кому выгодны все и всяческие монополии, кто получает прибыль благодаря монопольным ценам и посредническим паразитарным «накруткам». А как реагирует чиновничество на стремление бизнеса - не сырьевого, подчеркну еще раз - разобраться с тарифами и ценами? Я, помню, сидел на упомянутой тарифной конференции и диву давался ровненьким, «никаким» выступлениям представителей министерств.

Показательно, что на эту очень важную для экономики и бизнеса конференцию из всех приглашенных министров решился приехать только один – самый главный транспортный начальник Игорь Левитин. Министр транспорта высказал несколько дельных замечаний, а потом заявил: рост тарифов на перевозки оправдан уже хотя бы ростом оптовых цен на промышленную продукцию для нас, куда деваться, приходиться и нам повышать. Правда, эти оптовые цены выросли из-за летящих вверх тарифов на газ, свет и прочее, но об этом он, видимо, забыл сказать…

Замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов заявил, что особые надежды его ведомство возлагает сегодня на разработанную совместно с Минэкономразвития программу развития конкуренции, конкуренция, мол - естественный враг монополизма. Да, он прав: враг. Но и ему будет слабо победить монополизм, пока не появятся прозрачные тарифы и цены. И вообще, неплохо бы ФАСу для начала попытаться привести в чувство хотя бы одного зарвавшегося монополиста. Пока не выходит. Мировая практика показала, что санкции в размере менее 10 процентов от доходов за ценовой сговор слишком слабы. У нас - два процента.

Представитель Федеральной службы по тарифам Павел Горкин высказал мнение, что полезным может быть установление общественного контроля за деятельностью монополий. Следует, заявил он, принять соответствующий закон и раскрывать для общества полную информацию о монополиях. Граждане смогут реагировать, возмущаться, требовать. Прав, прав Павел Горкин. Смогут. Они и сейчас уже реагируют, возмущаются, требуют. Годами.

Чиновники говорили, кстати, о достаточно важных вещах, которые способны принести пользу, но только в контексте эффективной ценовой и тарифной политики государства. А ее нет. Очевидно, что власть – по крайней мере, исполнительная власть – к серьезному разговору на эту тему пока не готова.

Закономерный вопрос: когда же все-таки нам в нашем отечестве ожидать появления справедливых тарифов и цен и укрощения нынешних строптивых да несправедливых? Однозначно нескоро.

Лет десять, говорят оптимисты, лет пятнадцать, горюют пессимисты. Да, несколько лет, безусловно, уйдет только на разработку законопроектов. А сколько - на их согласование и «доводку» в расплодившихся министерствах и ведомствах? А на «проталкивание» их в Госдуме через стройные ряды депутатов, которых, чего уж тут скрывать-то очевидное, предварительно солидно «заинтересуют» поклонники нынешних тарифов, кому перемены не по нутру? Сопротивления следует ожидать жесткого: никто не намерен добровольно отказаться от гигантского тарифного и ценового оброка, собираемого с экономики и общества самой большой страны мира.

Но проблему будем решать, без этого стране не выжить, уверяет вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков и для понимания ситуации приводит анекдот социалистических времен: вот, заканчивается смена, все валят в общежитие и прямиком направляются «пыль и копоть смыть под душем», как писал Высоцкий. Естественно, напор воды тут же падает, кого-то обдает горячей водой, кого-то ледяной, поднимается несусветная ругань. Наконец, кто-то предлагает, чтобы каждый в меру приоткрывал кран, тогда и напор будет достаточным, и теплой воды хватит для всех. Здравая мысль не сразу, но доходит до понимания. Так вот, закончил Исаков довольно оптимистично, пока что, к сожалению, мы лишь на этом «ругательном» этапе находимся, но дело обязательно рано или поздно будет сделано.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.