Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024

Полет в ад

Падения самолетов в России стали обыденностью
Георгий Вольский
23.08.2006

Можно ли уменьшить количество человеческих жертв во время авиакатастроф? Вот уже несколько десятилетий эта проблема волнует самые светлые умы. Способы предотвращения "воздушных смертей" ведутся учеными и конструкторами, наверное, с тех самых пор, как потомки Икара научились отрываться от земли и парить в воздухе. Но поиски эти пока тщетны…

Опять комиссии, "черные ящики", траур. Который уже день в году становится черным? А может, просто выбрать одну дату и скорбить по поводу всех авиакатастроф? Человечество придумало скоростные летательные аппараты, но не придумало, как спасаться при авариях. Ни парашютов, ни каких-либо других средств для пассажирских рейсов не предусмотрено. Вот и гибнут люди десятками, сотнями, не имея шансов на спасение. Гибнут, переживая ужасные мгновения.

На заре авиации аварии летательных аппаратов рассматривались как нечто само собой разумеющееся. Авиаторами становились смельчаки, у которых тяга к неизведанному превосходила инстинкт самосохранения. Первые самолеты строились эмпирически, без строгих научных расчетов. Посему большое количество аварий и катастроф.

Авиация развивалась, и наступил момент, когда появились коммерческие рейсы. На борт самолетов стали подниматься пассажиры с билетами. К сожалению, для многих этот билет превращался в пропуск на тот свет. Этому способствовало как техническое несовершенство самолетов, так и малый опыт организации воздушного движения: диспетчерской и других служб.

Сегодня у тех, кто летает на реактивных лайнерах, шанс встретиться со смертью равен 1:500000. Тем не менее, этот шанс достаточно реальный. Увеличение числа катастроф и, соответственно, смертей связано с резким увеличением объема воздушных перевозок во всем мире. Вот очередной парадокс технического прогресса: полеты становятся всё безопаснее, но в абсолютных цифрах число погибших увеличивается.

#comm#Основные причины гибели гражданских самолетов в наше время таковы: технические неполадки, ошибки пилотов, ошибки авиадиспетчеров, международный терроризм, роковые случайности (столкновение с птицами, попадание молнии и т.д.). #/comm#

На счет ошибок пилотов западные эксперты относят большую часть всех летных происшествий. Но не всегда ошибка пилота – это его собственная вина. К неправильным действиям может подтолкнуть множество факторов, начиная с неудобной компоновки кабины пилота и кончая сбивающими с толку указаниями диспетчеров.

Но и на пилотах лежит немалая доля вины. Исследование, проведенное специалистами компании "Боинг", показало, что 65 процентов всех летных происшествий в реактивной транспортной авиации произошло из-за ошибок, совершенных членами экипажей.

По недавним данным шведского журнала "Актуальная безопасность", самая опасная авиакомпания мира – советский "Аэрофлот". На миллион полетов у "Аэрофлота" приходилось 18,62 катастрофы. На втором месте в этом печальном соревновании авиакомпании Тайваня - 11,73 катастрофы на миллион полетов. Затем следуют Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины (8,59), Южная Корея (8,56) и Польша (6,14). А самой безопасной считается американская компания "Саус-Вест"", у которой за 1800 тысяч полетов не произошло ни одной катастрофы.

Безусловно, значительную роль играет износ отечественных самолетов, общая экономия на их техническом обслуживании и зарплате персонала. Сами летчики говорят, что большая часть самолетов морально и технически устарела, и летать на них просто опасно.

P.S.

Мировой "рекорд" по числу жертв в авиакатастрофе установлен 27 марта 1977 года, когда в районе Тенерифе столкнулись два авиалайнера "Боинг-747" компаний "Пан-Америкэн" и КЛМ. Погибли 583 человека. В "одиночном разряде" высшее достижение также принадлежит "Боингу-747", на этот раз компании JAL. Он разбился близ Токио 12 августа 1985 года, унеся жизни 520 пассажиров и членов экипажа.

Рекордное количество погибших в авиакатастрофе в СССР - 200 человек. Они летели на авиалайнере Ту-154, который разбился 10 июля 1985 года в районе Учкудука (пустыня Кызылкум).

Специально для Столетие


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.