Полет в ад
Можно ли уменьшить количество человеческих жертв во время авиакатастроф? Вот уже несколько десятилетий эта проблема волнует самые светлые умы. Способы предотвращения "воздушных смертей" ведутся учеными и конструкторами, наверное, с тех самых пор, как потомки Икара научились отрываться от земли и парить в воздухе. Но поиски эти пока тщетны…
Опять комиссии, "черные ящики", траур. Который уже день в году становится черным? А может, просто выбрать одну дату и скорбить по поводу всех авиакатастроф? Человечество придумало скоростные летательные аппараты, но не придумало, как спасаться при авариях. Ни парашютов, ни каких-либо других средств для пассажирских рейсов не предусмотрено. Вот и гибнут люди десятками, сотнями, не имея шансов на спасение. Гибнут, переживая ужасные мгновения.
На заре авиации аварии летательных аппаратов рассматривались как нечто само собой разумеющееся. Авиаторами становились смельчаки, у которых тяга к неизведанному превосходила инстинкт самосохранения. Первые самолеты строились эмпирически, без строгих научных расчетов. Посему большое количество аварий и катастроф.
Авиация развивалась, и наступил момент, когда появились коммерческие рейсы. На борт самолетов стали подниматься пассажиры с билетами. К сожалению, для многих этот билет превращался в пропуск на тот свет. Этому способствовало как техническое несовершенство самолетов, так и малый опыт организации воздушного движения: диспетчерской и других служб.
Сегодня у тех, кто летает на реактивных лайнерах, шанс встретиться со смертью равен 1:500000. Тем не менее, этот шанс достаточно реальный. Увеличение числа катастроф и, соответственно, смертей связано с резким увеличением объема воздушных перевозок во всем мире. Вот очередной парадокс технического прогресса: полеты становятся всё безопаснее, но в абсолютных цифрах число погибших увеличивается.
#comm#Основные причины гибели гражданских самолетов в наше время таковы: технические неполадки, ошибки пилотов, ошибки авиадиспетчеров, международный терроризм, роковые случайности (столкновение с птицами, попадание молнии и т.д.). #/comm#
На счет ошибок пилотов западные эксперты относят большую часть всех летных происшествий. Но не всегда ошибка пилота – это его собственная вина. К неправильным действиям может подтолкнуть множество факторов, начиная с неудобной компоновки кабины пилота и кончая сбивающими с толку указаниями диспетчеров.
Но и на пилотах лежит немалая доля вины. Исследование, проведенное специалистами компании "Боинг", показало, что 65 процентов всех летных происшествий в реактивной транспортной авиации произошло из-за ошибок, совершенных членами экипажей.
По недавним данным шведского журнала "Актуальная безопасность", самая опасная авиакомпания мира – советский "Аэрофлот". На миллион полетов у "Аэрофлота" приходилось 18,62 катастрофы. На втором месте в этом печальном соревновании авиакомпании Тайваня - 11,73 катастрофы на миллион полетов. Затем следуют Египет (11,6), Индия (10,74), Турция (10,09), Китай (8,7), Филиппины (8,59), Южная Корея (8,56) и Польша (6,14). А самой безопасной считается американская компания "Саус-Вест"", у которой за 1800 тысяч полетов не произошло ни одной катастрофы.
Безусловно, значительную роль играет износ отечественных самолетов, общая экономия на их техническом обслуживании и зарплате персонала. Сами летчики говорят, что большая часть самолетов морально и технически устарела, и летать на них просто опасно.
P.S.
Мировой "рекорд" по числу жертв в авиакатастрофе установлен 27 марта 1977 года, когда в районе Тенерифе столкнулись два авиалайнера "Боинг-747" компаний "Пан-Америкэн" и КЛМ. Погибли 583 человека. В "одиночном разряде" высшее достижение также принадлежит "Боингу-747", на этот раз компании JAL. Он разбился близ Токио 12 августа 1985 года, унеся жизни 520 пассажиров и членов экипажа.
Рекордное количество погибших в авиакатастрофе в СССР - 200 человек. Они летели на авиалайнере Ту-154, который разбился 10 июля 1985 года в районе Учкудука (пустыня Кызылкум).