Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Парта власти

Парта власти

1 сентября в школу пошли будущие руководители страны
Юрий Савельев
01.09.2006

В первый день осени огромная часть населения нашей страны совершила необдуманный шаг. Этот шаг когда-нибудь будет иметь самые серьезные последствия не только для каждого из тех, кто его сделал, но и для каждого из нас. 1 сентября дети по давно заведенному обычаю пошли в школу.

Почему необдуманный? А многие ли из учеников даже из 11-го выпускного класса (не говоря уже о начальных) наверняка знают ответ на вопрос – зачем? Зачем они, собственно, в эту школу поперлись?

Я в свое время мнение на сей счет менял постоянно. Нет, сейчас-то я готов, как и любой, подтвердить, что это была самая счастливая пора в моей жизни. Детство, юность, физкультура, совхоз, друзья-одноклассники, одноклассницы…. Но если говорить о школе как о важном жизненном отрезке в смысле образования….

В первый раз в первый класс я шел с чувством нормального детского любопытства. Во-вторых, хотелось также, как и Серега из соседнего подъезда, носить новую форму, навсегда расставшись с ненавистным статусом детсадовской мелюзги. В-третьих, между делом лениво сообщить друганам по двору - 6-летнему Толяну и 5-летней Гальке - что они и дальше могут продолжать возиться в песочнице, а мне пора идти уроки делать. Пожалуй все. Других стимулов таскаться к полдевятого утра за пару кварталов от дома я не припоминаю.

Другое дело с 4-го по 7-й класс. В эти годы я шел 1 сентября в школу с удовольствием и даже с нетерпением. Потому что интерес был. Интерес этот сидел через две парты от меня и звали его Оля. Вообще-то я был борзым пацаном. Чуть что, лез в драку легко. Многие побаивались связываться. А тут….Четыре года платонической любви, за четыре года ни разу не подойти и не заговорить. Трус, тюфяк! И как только таких в нормальные школы пускают?

Посещение 8-го класса было наполнено жизненным смыслом. Ибо из четырех 8-ых создавали только два 9-х класса. Тех, кто не проходил по успеваемости, отправляли в профтехучилища и техникумы. И то и другое в нашей продвинутой школе приравнивалось к интернату для умственно отсталых.

Надо сказать, что ни слесарем, ни сантехником, ни токарем 6-го разряда мне почему-то становиться не хотелось. Как и большинство моих одноклассников, я в то время не хотел быть ни кем. Этим ловко воспользовались мои родители, посчитавшие, что если никакую профессию до 14 лет не выбрал, то нужно идти в военные. Мне было по-барабану. Так я оказался сначала в Суворовском, а затем и в Высшем военном училище. Сегодня мог бы быть полковником (этот аргумент в мою пользу нередко возникает в нетрезвых разговорах с друзьями), но судьба сложилась иначе.

О том, что я по жизни гуманитарий, я понял только в 20 лет, отучившись, вернее, отмучившись, год в техническом ВУЗе и отслужив в армии. Так я стал журналистом.

Было бы не справедливо утверждать, что все до единого мои одноклассники жили столь же безответственной и беспечной жизнью. Глядя на некоторых, создавалось ощущение, что вот они-то знают, зачем пришли в школу. И что же? Ни об одном из наших зубрил-отличников я ничего выдающегося потом не слышал. Зато второгодник Вова Пивоваров себя в жизни нашел. Мечтал быть актером и стал им. Имея вместо аттестата на руках какую-то справку, он не унывал. Потому что знал главное - с чего театр начинается. Поэтому устроился сначала гардеробщиком, потом монтировщиком сцены, потом осветителем. Потихоньку пролез в массовку и стал профессионалом. Пусть не Евстигнеевым и не Смоктуновским, но тоже актером. И никакая органическая химия, никакие интегралы с логарифмами ему для этого не понадобились. И уж тем более хорошо, что Вова не знал – "молодец Раскольников, что старушку убил, жаль только, что сознался".

А хулиган и злостный прогульщик Саша Емельянов вместо 9-го класса устроился в ансамбль народного танца и объездил с ним весь мир. В Бразилии даже побывал.

Так что, если бы меня в то время спросили, зачем я каждый раз 1-го сентября иду в школу, я бы вряд ли ответил что-то умное. Большая часть времени, проведенная в школе, была сопряжена с ранними вставаниями, с ленью учить уроки и страхом быть вызванным к доске. Поэтому, наверное, было такое ощущение, что своим посещением школы я делаю одолжение всем – родителям, учителям, государству. Каждый день к полдевятого утра! Не сказать, что это подвиг, но что-то героическое в этом было. Как выяснилось в последствии, это вторая сторона медали бесплатного обязательного среднего образования.

А еще, много лет спустя, один психоаналитик, умный человек, сказал мне, что так воспринимали учебу в школе большинство советских детей, считавших по своей наивности, что они и есть центр вселенной и мир весь создан исключительно для них. Антропоцентризм, заложенный в нас детства, сделал нас инфантильными. Как выяснилось, мир создан не только для меня, но и, как минимум, еще для шести миллиардов существ. Зато мы стали универсалами. Это про нас: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь".

Говорят, в современных школах учеников стараются подготовить к выбору профессии. То есть выясняют, какие у человека склонности, способности и грамотно ориентируют по определенному профилю. Это очень хорошо. Возможно, многие из тех, кто сегодня пошел в школу, еще до ее окончания смогут ответить на вопрос – зачем? Чтобы со способностями к истории или географии не сделать карьеру военного или, не дай бог, врача. Ведь через десяток-другой лет нынешние школяры будут руководить предприятиями, областями, страной. Так что последствия их сегодняшнего шага заденут каждого из нас. Ну а пока пришла наша пора моего поколения руководить страной. Поколения универсалов – недоучек. К тому времени, когда мы после школы выбирали свою дорогу, инженеры и прочие специалисты с высшим образованием были уже не в почете. Возникло принципиально новое понятие – "уметь крутиться". Ну и быть крутым соответственно. Ничего, поруководим. За последствия все ответят.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.