Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 июля 2021
Отважный горный барс

Отважный горный барс

Разноликая Россия: заметки об осетинском народе
Татьяна Корсакова
10.03.2016
Отважный горный барс

Уроженцы этой земли известны своим бесстрашием, самоотверженностью и благородством даже в бою. Не случайно в гербе РСО-Алания так гордо на фоне серебряных гор вышагивает золотой барс. Ключ к пониманию характера осетина – в его воспитании по строгим правилам не только в семье, но и усилиями всего родового сообщества.

На Кавказе удивительно всё: горы, реки, долины и народы, каждый из которых своеобразен, говорит на своем оригинальном языке, а благодаря учителям-словесникам с их давней традицией высокого качества образования, – прекрасно говорит на русском. Но есть среди кавказских наций одна «особо особенная» – это осетины. Именно они могли бы с достаточной уверенностью гордо сказать о себе: «Да, скифы мы…»

Славянам от скифов и сарматов достались в наследство разве что необозримые пространства, а также, по некоторым данным, населяющие эти степи донские казаки. А осетины – аланы, как они сейчас себя именуют, – унесли с собой из степей в горы Кавказа и необычную – более «нордическую», в отличие от других кавказцев, – внешность, неудержимость нрава и таланта, сложный звонкий язык, который дал названия многим рекам Восточной и даже Центральной Европы: Дону, Дунаю, Днепру, Днестру – в каждом из этих имен слышится звенящее, свежее, струями и каплями бьющее слово «дон» – древнее скифское имя воды.

Вот и Бритаевы, два известных не только в Северной Осетии, но и во всей России литератора – драматург Елбаздуко Цопанович и сказочник Созрыко Аузбиевич, родились в конце XIX века в горном ауле Даллагкау на берегу реки Фиагдон, впадающей в реку Ардон, – слышите опять этот неугомонный бег воды: «дон-дон-дон-дон»?

Имя осетинского писателя и литературоведа Созрыко Бритаева помню с самого раннего детства, когда на очередной день рождения мне подарили его книгу «Осетинские сказки».

Не стану обижать сказки других народов, все сказки хороши, и вряд ли вы из них найдете хоть одну глупую, но эти были не только красочны, подробны, познавательны (одно только новое для русского читателя понятие «фынг» – трехногий стол – чего стоит!), но они еще и мастерски учили жить.

В одной из сказок, обработанных или написанных Созрыко Бритаевым, говорится об огромном семействе, где есть не только сыновья и внуки, но и правнуки, и все живут вместе. Хорошо живут. А потом все разлаживается. И отец, он же дед, он же прадед, увидев из окна следы в снегу, вдруг задает себе вопрос: кто же ушел из дома? Доходит по следам до толстого орехового дерева и выясняет, что ушло из большой семьи и теперь одиноко сидит в ветвях Счастье. Оно так и сказало обеспокоенному патриарху: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» Благодаря мудрости одной из невесток все разрешилось наилучшим образом, а юный читатель уразумел: сила моя – в родне, в роду, и хорошо, если род будет могучий, если много народится детей и жить они будут дружно.

В другой сказке рождается у мужчины-вдовца и его второй жены мальчик-богатырь, которого родители называют Цард. Малыш растет не по дням, а по часам и в возрасте примерно младшего детсадовца, но по виду – уже воином садится на коня и отправляется в путь. «Много ли ехал он, мало ли, кто знает. Видит – башня блестит золотом, а верх ее небо подпирает. У башни юноша спешился, расседлал коня, подложил седло под голову, накрылся буркой и уснул. Утром проснулся и видит – из башни смотрит на него старик.

- О, отец, с добрым утром! – говорит ему Цард.

- Пусть твой отец на тебя радуется! – отвечает старик».

Доброжелательный обмен приветствиями? Не только. В двух фразах сказки два раза звучит слово «отец» с уважительной и одобрительной интонацией, и в сознание читающего сказку ребенка проникает простая, но важная мысль: «Отец – он ведь главный в этой жизни».

Во многих языках понятие «родная земля» выражается словами «материнская земля» или «отцовская», но не всякий почему-то слышит корень «отец» в русском слове «Отечество», точно так же, как не все понимают, что в имени Золушка по-русски или Попелюшка по-болгарски пребывают «зола» и «пепел». Осетины слушают внимательно и слышат всё: отец – отечество – святая земля, не защитить которую – смертный грех.

Вот что писал о своем народе историк и этнограф Георгий Александрович Кокиев, ученый трагической научной и человеческой судьбы: «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги – «фаедис» – не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?»). Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода».

«Ныхасом» в Осетии называли некое неофициальное собрание старейшин, «отцов», которое играло важную роль в жизни общества. Как правило, старики подолгу сидели где-нибудь в центре села, говорили, размышляли, всё на свете знали…

Российская империя считала за честь, когда в боевых действиях войск Его Величества принимали участие отважные горцы.

Известна телеграмма Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Старшего своему великому родственнику, наследнику престола, посланная осенью 1877 года с Балканской войны: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора: «Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, - объяснял Г.А.Кокиев. - Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке… Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».

Немного попахивает мужским шовинизмом, но эти традиции не сегодня же, в век феминизма, выдуманы! Мог ли после подобных наставлений и запретов осетинский юноша хотя бы помыслить об ускользании от того, что ему поручено? Особенно когда это касалось защиты Отечества?

В конце июля 1942 года Адольф Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс». Имя этого красивого, нежного, пушистого (чтоб не обжечься горным ультрафиолетом!) цветка, который швейцарцы называют, в вольном переводе, «белым благородством», было выбрано для грандиозного броска нескольких немецких и одной румынской армии через горы Кавказа и в обход их с «благородной» целью захватить нефтяные промыслы Грозного и Баку, а в конечном итоге соединиться на границе с 26 турецкими дивизиями, которые только и ждали того, чтобы вступить в войну против СССР.

Самоуверенность Третьего рейха была так велика, что перед операцией «Эдельвейс» некоторые нефтяные фирмы получили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений Кавказа.

Наступление немецких войск, повернувших от частично занятого Воронежа к Ростову, а от него на восток, к Волге, Сталинграду, что левее, и направо – к Грозному, что стоит под самыми горами Кавказскими, из-за своей стремительности выглядело подавляющим. 23июля пал Ростов-на-Дону, затем Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, 25 августа – Моздок. В конце сентября Красная армия остановила, наконец, немцев под Малгобеком.

Первого ноября 1942 года гитлеровцы вошли в Гизель, пригородное село столицы Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе, бывшего и теперешнего Владикавказа. Немцы были в нем десять дней и успели порадоваться тому, что путь на Орджоникидзе, а значит, и ко всему Кавказу и к проходам в Закавказье открыт. Но не срослось. Местное население вместе с Красной Армией оказали такое сопротивление, что именно это место, подход к Орджоникидзе с запада, можно счесть поворотным, в буквальном смысле слова, в битве за Кавказ.

Поднялась вся Северная Осетия. Были созданы истребительные отряды и десять партизанских. Жители республики рыли противотанковые рвы. Защитник Кавказа, ветеран 34-й стрелковой бригады морской пехоты, почетный гражданин села Майрамадаг П. Г. Донской рассказывал журналистам: «При наступлении на Майрамадаг немецкие войска имели десятикратное превосходство в живой силе и технике, но, несмотря на это, они не смогли прорвать нашу оборону. Благодаря совместным действиям наших бойцов и местного населения немецкие и румынские части были остановлены и разбиты».

В обороне села Майрамадаг и Суарского ущелья, кроме красноармейцев, принимали активное участие местные жители: от долгожителей до подростков. Называются имена Хацако Бигулова, Алихана Базрова, столетнего старца Тасолтана Базрова. 14-летний подросток Владимир Галабаев подносил бойцам боеприпасы, ходил в разведку: он хорошо знал местность. Каждый из них действовал в бою так, чтобы им гордился отец, гордились старшие.

Северная и Южная Осетии, относившиеся к разным республикам СССР, дали много Героев Советского Союза. Осетин Исса Плиев и русский Иван Фесин, служивший в Орджоникидзе до войны, стали дважды Героями Советского Союза.

…Пришлось осетинам сражаться и много лет спустя после Великой Победы, в начале 90-х годов, с соседями. Это Кавказ. Десятки наций и народностей. Бывает и такое: одно село – одна народность. Случались неувязки в проведении границ. Только русский язык и общая история объединяют здесь разных людей, а на Северном Кавказе – и российская государственность.

Очень точный образ Кавказского региона дал в романе «Вечер у Клэр» видный писатель русского зарубежья, осетин по национальности Гайто Газданов. Отец героя целый год лепил из гипса рельефную карту Кавказа с мельчайшими географическими подробностями. А мальчик сын ее случайно разбил вдребезги. «На шум пришел отец, посмотрел на меня укоризненно и сказал:

- Коля, никогда не ходи в кабинет без моего разрешения».

Новая рельефная карта Кавказа была готова лишь к концу второго года.

Дай Бог, чтобы этот образ никогда не воплощался в жизнь.

«О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе, - это опять Кокиев. - За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть — стыдно, а проявить обжорство — позор. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, не в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь». (Не случайно, видимо, в знаменитых и очень вкусных осетинских пирогах такие тонюсенькие оболочки из теста и много начинки – чтобы мучным не объедаться).

Но ведь и дочерей осетины воспитывали в большой строгости: учили дочку порядку, уважению к мужу, «тренировали» у очага, где пища готовилась, – чтобы парень за честь считал породниться с ее семьей, уважающей себя именно как семью.

И все же просветители Осетии, интеллигенты XIX века, не могли не понимать, что женщина в этих краях не вполне равноправна с мужчиной, несмотря на то даже, что большинство осетин исповедуют православие. Первым из таких борцов-просветителей был, конечно, национальный поэт Осетии и талантливый художник Коста Хетагуров. Коста не знал матери – она умерла вскоре после его рождения, но относился с огромным уважением к своим соплеменницам, много писал в защиту их интересов: благодаря усилиям Хетагурова и его друзей во Владикавказе было сохранено образование для девочек-горянок. Но в личной жизни ему не везло, и, может быть, поэтому в его поэтическом наследии так много грустных, но прекрасных стихов:

«Я лишь хочу сказать, что жизнь полней и краше,

Когда способны мы молиться и любить…»

На Владикавказ пришелся один из самых опасных периодов жизни Михаила Булгакова: он был брошен «своими» из Белой армии, где служил военврачом, болел возвратным тифом, много и сумбурно работал, наконец, бежал в Москву кружным путем. Однако жители Владикавказа до сих пор благодарны ему за то, что он участвовал в создании театрального факультета художественного института. Булгаков писал письмо в местный Наробраз: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях», а затем выступал перед студентами с лекциями. Не так давно во Владикавказе был открыт единственный в Российской Федерации памятник М.А.Булгакову, а на невзрачном доме, где они с женой жили, установлена мемориальная доска.

Осетины, насколько я их знаю по университету и работе, отличаются прямодушием и едва сдерживаемой вспыльчивостью. Достаточно вспомнить горестную историю Виталия Калоева, потерявшего всю семью в авиакатастрофе над Боденским озером и не простившего авиадиспетчера, виновного в этой трагедии. Из швейцарской тюрьмы, где Калоев отсидел лишь четверть назначенного ему за убийство срока, он вывез более 15 кг писем, и практически все они были в поддержку его страшного решения о самосуде… А вот после захвата заложников в Беслане в 2004 году случаев мести не было. Только бурно выражаемое горе. Осетия ведь так чадолюбива!..

Видимо, отсюда, из этого огненного темперамента осетин, рождается и страстное их отношение искусству.

Великий дирижер Валерий Гергиев, несущий музыкальную культуру России на все континенты,– осетин. Народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Светлана Адырхаева – осетинка, и «пламенный дирижер», народная артистка СССР Вероника Дударова – тоже. Кто хоть раз видел Веронику Борисовну за дирижерским пультом, а я видела, тот не забудет ее руки, отнюдь не порхавшие бабочками над оркестром, но пронзавшие воздух, как языки пламени…

Прекрасна, хотя и очень опасна природа Осетии. Горы. Ущелья. Ледники… Еще в XIX веке началась разработка Садонских месторождений полиметаллических руд. Первые слитки серебра пошли на изготовление церковных сосудов для строившегося в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора. В 1922 году был построен и десятки лет успешно работал крупнейший в СССР Садонский свинцово-цинковый комбинат, а с ним и завод «Электроцинк» (Владикавказ). Однако месторождения истощились…

Но, как рассказал мне И.В.Доев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ, сейчас ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горно-металлургической компании и продолжает успешно работать. Ему поступает из других мест так называемое «давальческое» сырье, и завод по-прежнему выпускает свинцовые и цинковые чушки.

- А сейчас, - подчеркнул Ирбек Владимирович, - в республике развиваются тонкие технологии. Акционерное общество «Кетон», являющееся едва ли не монополистом в России в этой области, производит высокотехнологичную ПЭТ-пленку. Назначение ее самое разное: от бытового применения до электротехники. Научно-технический центр «Баспик» на базе Северокавказского технологического университета выпускает микроканальные пластины, которые применяются в космической отрасли, в атомной промышленности, в оборонном комплексе и т.п. В мире всего пять или шесть предприятий производят подобную продукцию. Что касается сельского хозяйства, здесь успешно развивается агрофирма «ФАТ» осетинской группы «Бавария». Она создает Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля. Начал производить продукцию их тепличный комплекс. Сама «Бавария» выпускает отмеченное наградами пиво, хлебный квас и минеральную воду, например, хорошо известную в России «Тбау». Холдинг «Мастер-прайм-Березка», расположенный на землях Ардонского района, занимается молочным и мясным животноводством. В республике и во всей России холдинг известен как крупнейший производитель молочных продуктов: молока, сметаны, йогурта, сыра, топленого масла, творога и пр. Сейчас им начато осуществление проекта агро-промышленного туризма.

Я заглянула в ленту новостей. Последняя новость, касающаяся Северной Осетии, пришла …из Тегерана. Там недавно побывал министр обороны РФ С.К.Шойгу.

Возобновление тесного российско-иранского сотрудничества даст импульс развитию экономики стран Кавказа и Центральной Азии, в частности, российских республик Северного Кавказа.

В Кавказском регионе формируется новая транспортно-логистическая инфраструктура с участием Северной Осетии (РФ), Южной Осетии, Грузии и Армении. Этому была посвящена состоявшаяся в прошлом году конференция во Владикавказе, об этом говорили и на встрече в столице Ирана.

Главное – договоренность между государствами.

Чтобы люди работали, улыбались и были довольны политиками.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Виталий Алборов
02.12.2017 23:08
ядавно хочу поблагодарить Татьяну Корсакову, но поскольку я не молодой особено не разбираюсь втелефонах, но вот сейчас хочу выразить от всего сердца искренно огромное спосибо,вот эти Ваши руки которыми Вы писали о моем народе я нежно по братский цулую и желаю крепкого здоровья сча стья творческих успехов и быть в ряду выдающихся мировых литераторов,в моей семье с детства помню на Совет ие праздники тост после вВсевышнего и Святого Георгия второй тост был поднят за Великий Русский,Белорусский Украйнский народ и за их друзей которые сыграли и приняли основной удар на себя, Славанародам славянам бывшего СССР все ровно снова будем вместье, Россия славяне это как иОсетия мой народ потому и жыву среди них с замечательной Русской--Украйнской супругой в Луганске спосибо Вам Россия Украйна Беларусия!!! Спосибо всем братскому народу!!!С огромним уважением Виталий Иванович.да храни нас Господь Бог амин!!!
Кирилл
12.03.2016 7:49
Спасибо, Татьяна, за теплые слова. Я сын осетина-отца и русской-матери, поэтому особо отношусь к единству народов Великой многоликой Родины. Аж то слез тронуло. Спасибо
Александр Смоткин
11.03.2016 13:33
Был в Северной Осетии в 1988 году. Был во Владикавказе, в Зарамаге, В Цее, переходил  через Мамисонский перевал в Грузию, в Шови. Осетины отличались от грузин, во-первых, полным отсутствием русофобии, во-вторых, истинным гостеприимством, а не показным, как в Грузии, где сдачи не давали туристам. И в - третьих, к нашим бабенкам нагло не приставали, как грузины. Было наоборот -наши девки сами приставали к осетинам. Я запомнил инструктора по туризму Эльбруса. Я был в литовской группе туристов. Литовцы корчили из себя "высшую" расу, но это было очень смешно. Нас, русских из Литвы, было немного среди литовцев. Мы нашли с осетинами общий язык быстро. Эльбрус повел нас в Зарамаге в горы. Недалеко, так как нам предстоял путь через перевал в Грузию. Он показал минеральные воды, которые били из скал. Объяснял, какая для желудка, какая для почек. Какая против простатита и лечение мочевого пузыря. А какие стихи он декламировал своего поэта Косты Хетагурова на русском языке! Похожие на стихи Лермонтова. Прекрасная земля, населенная прекрасным народом. Это не какие-нибудь русофобы типа прибалтов, нынешних укров или поляков. Это истинные братья. Счастья и процветания этому народу.
Наталья
10.03.2016 21:43
Большое спасибо Татьяне Корсаковой за статью. Низко кланяюсь такому гордому,трудолюбивому и красивому осетинскому народу. Мы одна семья. И осетины достойная часть большой Российской семьи.
amiant
10.03.2016 21:43
Полагаю, что почин хороший. Нужно вот такие же статьи про каждый народ российский публиковать. Лучше знать друг о друге будем.

Эксклюзив
16.07.2021
Валерий Панов
По материалам экспертного круглого стола ФИП и Российского исторического общества.
Фоторепортаж
12.07.2021
Подготовила Мария Максимова
К 200-летию великого русского поэта.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.