Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2024
На ком экономим?

На ком экономим?

Чиновники нещадно сокращают число школ для детей с проблемами развития
Иван Полетаев
29.08.2014
На ком экономим?

По данным Министерства образования, в 2000 году на территории Российской Федерации находилось 1967 специальных учебных коррекционных заведений. Сегодня их осталось - 1749.

Закрываются даже те школы, которых и так катастрофически не хватает, — для незрячих, слабовидящих, неслышащих, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И это на фоне роста детской инвалидности и еще не развитой системы инклюзивного и дистанционного образования

Форматируют и переформатируют

Чиновникам легче всех стричь под одну гребенку. Они относятся к специальным учебным заведениям для инвалидов, как к обычным средним школам. Без всякого научно-методического обоснования спецшколы для инвалидов сливают друг с другом, «форматируют» и «переформатируют», а то и переводят на нормативно-подушевое финансирование.

И при этом совершенно не думают о том, что невозможно оптимизировать такие школы, не изменив их суть.

Специалисты предупреждают, что объединение нескольких близких по духу маленьких школ не поможет решить финансовые проблемы, а механическое слияние создаст массу организационных, педагогических, психологических проблем для всех участников образовательного процесса. Ведь речь идет не просто об объединении зданий и потоков финансирования – сливать придется живые коллективы с разными педагогическими подходами и традициями.

Вопреки ожиданиям и обещаниям оптимизаторов на смену разрушаемой системе специальных учебных заведений для инвалидов не приходит ничего: нет ни продуманных программ занятий с разными категориями учащихся в обычных школах, ни соответствующей инфраструктуры, не предусмотрено участие в учебном процессе специалистов, которые занимались бы сопровождением особых категорий учащихся. Эта работа никем не финансируется.

Экономия ради экономии

Почему же чиновники так рьяно взялись за спецшколы? Неужели детей-инвалидов у нас стало меньше? Вовсе нет. Число ребятишек с врожденными патологиями неуклонно растет: в 2008 году инвалидами были признаны 67,1 тыс. детей, в 2010 — уже 73,2 тыс. Показатель впервые выявленной инвалидности увеличился с 25,1 на 10 тыс. детей в возрасте до 18 лет в 2008 году до 28,2 – в 2010-ом.

По сравнению с семидесятыми, восьмидесятыми годами, неготовность детей к систематическому обучению на седьмом году жизни увеличилась в 5 раз! Всего 32 процента детей относятся к первой группе здоровья, то есть – практически здоровы.

Специалисты отмечают рост заболеваний, связанных с ограничением способности детей-инвалидов к адекватному поведению, возможностью передвигаться, общаться с окружающими. А общее состояние здоровья российских подростков таково, что по тем или иным причинам до 80 процентов из них ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья.

По статистике Министерства образования России, минимальное количество детей, постоянно нуждающихся в коррекционной помощи – 1 млн. 6 тысяч человек. Но имеют возможность получить такую помощь лишь 500 тысяч. Однако, это – оптимистические данные. По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно от 2 млн. 500 тыс. до 3 млн 500 тыс. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке. При этом абсолютное большинство (80–85 процентов) этих детей не получают и не могут получить ее в обычной средней школе.

Выходит, что примерно 2–3 миллиона детей у нас в стране нуждаются в коррекционном обучении постоянно или на какой-то срок, но получить его не могут.

– Так что на самом деле, при состоянии физического здоровья наших детей и подростков, нам необходимо постоянно открывать новые и новые коррекционные школы, а их закрывают, – делает вывод Светлана Суворова, директор департамента социальных проблем устойчивого развития кафедры ЮНЕСКО/МЦОС «Передача технологий для устойчивого развития», член оргкомитета движения «Образование для всех». – Практика показывает, что в коррекционных спецшколах изначально больные дети реабилитируются, крепнут и выходят, готовые к профессиональному образованию и труду, а в массовых, общеобразовательных школах, даже при наличии классов коррекции, такие же больные дети слабеют, заканчивают школы значительно более проблемными, чем были, когда в них поступали. Но это почему-то не убеждает чиновников, решивших сэкономить за счет больных детей.

На откуп регионам

Одни учебные заведения сливают с другими, детей-инвалидов переводят в обычные школы. Но, как утверждают специалисты, создать условия коррекционных учебных заведений в обычной средней школе очень трудно.

Для работы с детьми, страдающими отклонениями в здоровье, используются соответствующие, специализированные, программы и методики. Обучение осуществляют в основном педагоги-дефектологи.

Коррекционные школы, как правило, связаны с соответствующими профильными лечебными медицинскими учреждениями, в которых при необходимости осуществляются консультации и лечебная поддержка каждого ребенка. В коррекционных классах обычной школы все это практически невозможно. Ни одна государственная школа не сможет ради одного или даже нескольких коррекционных классов дополнительно набрать в штат большое количество учителей-дефектологов и специалистов, ведь учителя-дефектологи получают значительные надбавки за работу «с патологией», причем разные группы патологий обуславливают разные размеры надбавок.

В законе «Об образовании» все эти тонкости не прописаны. Правда, в нем есть глава «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В ней декларируется поддержка государством детей с ограниченными физическими возможностями, а в чем конкретно она должна заключаться, не оговаривается.

Всю ответственность за реализацию образовательной политики, как у нас водится, переложили на субъекты Федерации, совершенно забыв о том, что не все из них располагают достаточными ресурсами для обеспечения равного доступа к образованию

Возможности регионов неодинаковы, и уровень детской инвалидизации в них тоже разный. Где-то могут создать детям инвалидам необходимые условия, где-то нет.

Как правило, больше всего больных детей рождается в регионах с низким уровнем социально-экономического развития (Чеченская Республика — около 500 инвалидов на 10 тыс. детей, Ингушетия — почти 400). Низкий показатель детской инвалидизации отмечается в регионах-лидерах экономического развития (Ямало-Ненецкий АО — приблизительно 130, Москва — 150). Остальным без федеральной поддержки обеспечить доступ к образованию для детей-инвалидов проблематично.

Школу можно отстоять?

Вот почему все больше людей выступают за сохранение системы коррекционного образования. И там, где проявляют настойчивость педагоги, родители и общественность, приговоренные к закрытию учебные заведения удается отстоять.

Например, в Красноярском крае, коллектив Боготольской коррекционной школы-интерната при попытке ликвидировать школу решением Боготольского городского Совета, обратился к депутатам Красноярской краевой Думы с просьбой отменить это решение. Учителя указали краевым депутатам на то, что местная администрация и Совет приняли такое решение в связи с тем, что не захотели передавать здание, в котором находится школа в краевую собственность.

Другой пример. Два месяца продолжалась борьба родителей и педагогов с чиновниками Департамента образования против уничтожения Пермской областной коррекционной школы для детей-инвалидов. Содержать успешно действующее образовательное учреждение с уникальными методиками, по мнению чиновников, стало не рационально, и его решили «оптимизировать». 130 детей могли быть переведены неизвестно куда, а большая часть учителей, высококвалифицированных специалистов - лишилась бы работы. Родители и педагоги обратились к общественности. Пермская гражданская палата активно поддержала их требования. В результате департамент образования прислушался к мнению общественности и накануне 1 сентября подготовил приказ, отменяющий ликвидацию спорного учебного заведения.

К сожалению, подобных фактов пока очень мало. В нашей стране много хороших законов. Слава Богу, много хороших, честных людей. Нам не хватает одного – храбрости сказать «Нет!» беззаконным действиям, произволу, несправедливости.

Коррекционная школа – последняя надежда получить образование для тех, кто по состоянию здоровья не может обучаться в обычной средней школе.

Неужели для того, чтобы очнулись родители, педагоги, общественные организации, 10 процентов наших детей должны полностью лишиться возможности получить образование, помощь и поддержку специалистов, потерять свой шанс на нормальную полноценную жизнь?

Специально для Столетия


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.